На долгожданную премьеру спектакля «Ханума», состоявшуюся в декабре в ужурском РДК, зрители спешили в предвкушении чего-то необыкновенного. Накануне старую добрую комедию блистательно представил Хакасский народный театр, поэтому Ужурскому народному театру «Бис» (режиссёр-постановщик О. Кучеренко) предстояло своеобразное соперничество с талантливыми коллегами.
В зале был аншлаг, и царила праздничная атмосфера, обещавшая загадочную встречу с нереальным миром. Зрители не обманулись в радужных ожиданиях: на сцене актёры мастерски разыграли яркую, жизнерадостную комедию. На полтора часа театралы окунулись в грузино-армянский колорит 19-го века, умело созданный с помощью интересных декораций (художник-постановщик Е. Горлова), красочных костюмов (художник по костюмам Н. Козлова), зажигательной музыки и замечательных актёрских работ.
Незамысловатый сюжет классического водевиля по пьесе А. Цагарели нам знаком давно, но в исполнении ужурской труппы он словно заиграл новыми красками. Действие происходит в Тифлисе в конце 19-го века, в знаменитом квартале Авлабар. Старый разорившийся князь Вано Пантиашвили (Н. Арбузов) хочет жениться на богатой наследнице, а зажиточный купец Микич Котрянц (А. Дудин) мечтает о титуле, желая выдать за родовитого дворянина свою дочь Сону (Н. Веденеева). Девушка противится этому браку, влюбившись в домашнего учителя Котэ (В. Ярышкин). За помощью герои обращаются к свахам: популярной Хануме (М. Разваляева) и её давней сопернице Кабато (Л. Ларионова).
«Как стола без тамады, как базара без хурмы, свадьбы нет без Ханумы!». Весь Тифлис знает, что она лучшая в мире сваха! Никому не удалось обвести её вокруг пальца. Ловкая Ханума плетёт интриги, хитрит, маневрирует… В этом ей помогают приказчик Акоп (Д. Веденеев) и слуга князя Тимотэ (И. Чаусов). И в результате Ханума устраивает три свадьбы, сама не устояв под натиском Акопа.
Действие развивалось динамично, подобно весёлому карнавалу, в зале не умолкали смех и аплодисменты, зрители забыли о времени и пространстве. Актёры прекрасно исполнили свои роли, да и их подбор оказался в самую «десятку». Безусловно, примой спектакля стала М. Разваляева, слепив искромётный, комичный и симпатичный образ свахи. А в ней самой ярко проявился комедийный талант. Как и в Людмиле Ларионовой, чья героиня была очень убедительной, обаятельной и яркой.
Безукоризненно вёл свою «партию» Николай Арбузов, его забавный и нерешительный князь вызывал невольную симпатию. Романтичный и добрый Акоп актёра Д. Веденеева покорил женские сердца, да и саму Хануму. По-новому раскрылся в образе Тимотэ Илья Чаусов, его ирония и юмор были неподражаемы и вызывали неизменную улыбку. И в комических, и в лирических сценах хорошо проявился талант Е. Веденкиной в роли Текле. По-настоящему красивой, обаятельной и влюблённой предстала пара Соны и Котэ. Сколько страсти и огня было в игре Н. Веденеевой и В. Ярышкина!
Зрителям пришлись по вкусу и маленькие роли, которые хорошо сыграли Д. Разумцева, А. Кофтуров, Е. Азыдова, В. Жачев, Е. Горлова, И. Леншина, Б. Степанов. В режиссуре и актёрских работах использовано много находок, «изюминок», но, пожалуй, «гвоздём» постановки стала банная сцена с паром и его ощутимым запахом. В неповторимом эпизоде техника не подвела. В прологе прекрасный хореографический этюд Л. Помогаевой навеял восточные мотивы…
Актёры, уважающие публику, несли в зал дружескую иронию, юмор, доброту, только позитивные эмоции. Театру «Бис» зрители скандировали и восклицали «Браво»! Спектакль «Ханума» стал несомненной удачей режиссёра и актёров, новогодним подарком для земляков, за что и поблагодарила артистов со сцены глава района Г.Н. Кузнецова.
Кстати
Как оценивает постановку режиссёр Оксана Борисовна Кучеренко: «Режиссёр никогда не может быть доволен результатом. У нас не обошлось без шероховатостей, в начале спектакля был нарушен темпо-ритм и обозначились паузы. Но в целом нам удалось воплотить замысел. Признавая гениальность товстоноговского спектакля, мы хотели отойти от его реализма. В нём много бутафории, а мы использовали минимум декораций. На одной площадке показали пять мест действия. Акцент сделали на костюмах и игре актёров. Стремились сделать постановку более анекдотичной и динамичной. Наверное, зрители оценили наши находки в главных сценах бани и базара, который устроили прямо в зрительном зале, превратив публику в актёрского партнёра. И вряд ли какой театр использовал «карман» сцены в качестве балкона, откуда выглядывала наша Ханума. В творческом процессе много спорили о том, каким должен быть праздничный стол. Актёрам претила мысль о баннере, который предстояло вынести на сцену, аккуратно держать в руках и убрать. Но в итоге сцена оказалась впечатляющей. Спасибо зрителям за позитивную реакцию, а всей труппе — за коллективный труд. Сначала актёры репетировали с «ленцой», потом вошли в раж, а после премьеры спрашивали: «Мы что, больше не будем репетировать?». В апреле поедем на театральный фестиваль в Назарово, а затем в Красноярский Центр народного творчества».
Марина Викторовна Разваляева тоже поделилась впечатлениями: «После спектакля зрители говорили «спасибо» за «Хануму», удивляясь, что увидели меня в новом амплуа. Много лет я играла эпизодические роли, а тут — первая. Признаюсь, что в роли Ханумы мне было очень «вкусно», не надо её на себя примерять. Подходят голос, темперамент, типаж. Прекрасно, что это увидела Оксана Кучеренко. Кстати, мы с Людмилой Ларионовой и в реальной жизни «зажигали» на свадьбах как тамада. Создавая образ Ханумы, училась у неё житейскому прагматизму и мудрости. Рада, что люди получили удовольствие от просмотра и восхищались прекрасными костюмами. Мы выражаем искреннюю благодарность спонсорам спектакля: местному отделению партии «Единая Россия», ЗАО «Искра», ЗАО «Ильинское».