Скользим и падаем
Обращение нагорновцев поступило в среду, 20 ноября, когда сразу после заморозка ночью пошел дождь. Сплошная корка льда покрыла не только дороги, но даже площади, тротуары и тропинки, пешеходы то и дело скользили и падали. А уж вождение автотранспорта в таких условиях стало особенно сложным и опасным делом. В этом и оказалась, по словам начальника эксплуатации Ирбейского АТП Михаила Никитина, причина единичного сбоя в движении рейсовых автобусов, перевозящих пассажиров Малого Ирбея, Изумрудного, ирбейского микрорайона «Горка» и Нагорной. Транспорт, отправившийся в сторону села Талого, сошел с обледеневшей дороги. Можно ли было оставить пассажиров на трассе в таежной зоне, где нет даже сотовой связи? А запасного автобуса не нашлось, сейчас, когда на АТП возложена перевозка школьников, с этим бывает туго. Поэтому пришлось снять нагорновский рейс и направить его в тайгу. За жителями деревни и микрорайона «Горка» зашел автобус маршрута на Изумрудный и Малый Ирбей. Поэтому места на всех в салоне оказалось маловато.
— Но автобус все-таки прибыл, о пассажирах мы не забыли, — заключил Михаил Никитин. – Понимаю недовольство неудобством, однако прошу принять во внимание обстоятельства и тоже отнестись с пониманием. Дорожные службы посыпать все направления и сразу не смогли. По идее, маршруты в таких случаях нужно закрывать. Идем людям навстречу. Только ведь и убить я никого не хочу, если вдруг случится авария. Сейчас, например, самый проблемный участок – юдинская гора, которая вовремя не обрабатывается противогололедной смесью (ПГС)…
Разговор происходил в пятницу, 22 ноября. По словам Михаила Николаевича, в среду дорогу посыпали только к обеду. На следующий день поверх ПГС выпал снег и вновь образовался скользкий накат. В четверг поверхность так и не обработали.
— Легковые машины в гору не могли подняться, — заметил Михаил Никитин. – Ездили не по основной трассе, а рядом с ней, по проторенной на траве дороге. Автобусам на подъеме проще, благодаря весу и хорошей резине поднимаются спокойно. Зато при движении вниз управляемости никакой, а в конце спуска поворот…
Мы проехали на место. В пятницу дорогу посыпали, но на траве рядом с дорогой, действительно, виднелись накатанные колеи. И начальник эксплуатации заверил, что накануне, в разгар транспортных сложностей, глава сельсовета Василий Кованенко на просьбы исправить ситуацию отреагировал отрицательно. Так и было отмечено в официальном письме АТП на имя главы района с указанием варианта ответа Василия Ивановича: «Нет денег, ждите, к обеду растает». И в связи с тем, что дороги не обрабатываются противогололедным материалом, а на проезжей части (на участке на горе) имеются выбоины, поступило предложение закрыть автобусное сообщение по улице Зеленой, сделать конечную остановку на Канской. Такого решения принимать не стали, но проблема осталась. В следующую пятницу, 29 ноября, АТП опять выдвигало сельсовету претензии по поводу качества проезжей части.
В зоне конфликта
Впрочем, у Василия Кованенко оказалась другая точка зрения в поднятом вопросе. По его словам, дороги на вверенной ему территории в порядке. С Ирбейским филиалом «КрайДЭО» заключен договор, когда это требовалось, посыпка производилась: в ноябре – трижды. Это обошлось в значительную сумму, один раз посыпать юдинскую гору стоит минимум две тысячи рублей. Но свои обязанности сельская администрация выполняла. Разве что дорожники всегда сначала делают свою основную работу на межпоселенческих трассах и только после этого оказывают услуги сельсоветам. А при более-менее терпимых условиях заявку подавать нецелесообразно, бюджет не «резиновый». В основном, проезд был нормальный. Если же автобус в Юдино сошел с дороги, так это случилось на ровном месте…
Честно говоря, после поочередного разговора с начальником эксплуатации и главой сельсовета у меня возникло впечатление, что основная суть проблемы не столько во внешних причинах, сколько в том, что стороны не смогли или не захотели достигнуть взаимопонимания, чтобы выйти из положения совместными усилиями. Кто в этом виноват, судить не возьмусь. У каждого есть объективные доводы. И если кто-то решит пойти на принцип, он найдет для этого основания. Страдать будут, в первую очередь, люди.
Ведь и вопрос подвоза детей в школы, по поводу которого от тех же нагорновцев поступали неоднократные жалобы, по идее, можно решить по закону. Подвозить учащихся старшего и среднего звена положено только из-за пределов радиуса в четыре километра. Произвели замер – от Ирбейской школы №1 до Нагорной 3300 метров. Значит, дети могут идти пешком.
Другое дело, ходить из соседних населенных пунктов по обочине трассы опасно, причем, в гораздо большей степени, чем прогулка на такое же расстояние по Ирбею. Но с точки зрения легитимности все было бы правильно. Пока нашли другой путь. Напомним, в выделяемом для детей автобусе на всех сидячих мест не хватало, лишних стоя не брали, не желая получать штрафы ГИБДД, и не поместившиеся ребята бежали на основной рейсовый автобус. Ситуация вызывала недоумение. Подвоз учащихся в данном случае официально не считается школьными перевозками, автобусы ходят просто как маршрутные. Почему нельзя взять всех детей, если в рейсовом транспорте им все равно приходилось ехать стоя, только в гораздо большей тесноте и с меньшими удобствами, чем было бы в салоне с остальными ребятами? На сегодняшний день автотранспортное предприятие и администрация района совместным решением это разрешили к большой радости родителей. Хотя вопрос все еще остается на рассмотрении прокуратуры.
Залог успеха
А между Ирбейским АТП и Юдинским сельсоветом конфликт, похоже, не улажен. И в любой момент возможно осложнение, как только погода в очередной раз проверит на прочность гололедом или снегопадом. В этом сезоне такое случается очень часто. Как рассказала заместитель начальника Ирбейского филиала «КрайДЭО» Лариса Пузырева, в ноябре им выпал огромный объем работы, примерно в четыре раза выше обычной нормы. Убытки составили более 600 тысяч рублей, которые дорожникам никто не возместит – КрУДор дает на год плановую сумму в зависимости от протяженности и статуса, ею и распоряжайтесь, но чтобы дороги были в порядке.
— Первоочередная задача для нас – выполнить контрактные обязательства перед КрУДором, — пояснила Лариса Валентиновна. – При неблагоприятных погодных условиях работа для водителей комбинированных дорожных машин начинается в пять часов утра, а то и раньше. У нас пять автомобилей, предназначенных для посыпки проезжей части противогололедной смесью. Два согласно составленному графику очередности сразу уходят на трассы первого класса: Ирбей – Верхняя Уря – «Байкал» и Ирбей – Солянка. На обратном пути они захватывают с одной стороны Усть-Каначульский и Тумаковский сельсоветы, с другой – Елисеевку и Михайловку, так что освобождаются нескоро. На таежную зону остается три машины. Так что, действительно, не можем успеть везде и всюду. Но по мере сил работать стараемся на совесть.
Как выяснилось, сложностей у всех много, и каждый по-своему прав. Но в заключение Лариса Пузырева подтвердила основную мысль: успех возможен только при взаимопонимании и совместной слаженной работе всех ответственных служб – и филиала «КрайДЭО», и АТП, и полиции, и сельсоветов.
ЯЗЫКОМ ЦИФР
Ирбейский филиал «КрайДЭО» обслуживает 373,95 километра автомобильных дорог, в том числе первой эксплуатационной категории – 86,5 километра, второй – 179,2 километра, третьей – 108,25 километра и межпоселенческих дорог – 23,9 километра. Для их посыпки противогололедной смесью в наличии пять специальных машин, для очистки от снега есть еще четыре автомобиля со скоростными отвалами, пять грейдеров и трактора МТЗ-82 со щеткой и скоростным отвалом и со шнекоротором.