— Столько информации, сколько мы здесь даем вам, нет ни у одного тренера по плаванию! — обращаясь к собравшимся, говорит Алексей Ковригин, заслуженный мастер спорта. Ситуация такова: аудитория физкультурно-оздоровительного комплекса «Дельфин» битком забита теми, кого в жизни просто зовут физруками.
Если формулировать более точно и официально, то это преподаватели физической культуры и инструкторы по плаванию. Они в тот день, когда ФОК посетил наш корреспондент, как и все две предыдущие недели, получали основы знаний по преподаванию плавания.
И вас научат
Не приходится сомневаться в том, что это действительно ценные знания. Курсы проводили высококлассные специалисты, среди которых — президент краевой федерации плавания, заслуженный мастер спорта Алексей Ковригин и директор по спортивной работе академии летних видов спорта, вице-президент краевой федерации плавания Дмитрий Похабов.
Преподавателям определенно очень интересно. Сейчас они прилежные ученики, кто — конспектирует, кто просто ловит каждое слово. Интересно даже мне, имеющему к теме собрания минимальное отношение. В конце занятий многие скажут, что это, пожалуй, самые полезные и занимательные курсы по повышению квалификации из тех, что были. К разговору о конспектах — от лекторов все преподаватели получили курс лекций в электронном варианте. Более того, некоторых преподавателей научили плавать. Ну или напомнили, как это делается.
Самое актуальное
Это совместные курсы краевого института повышения квалификации специалистов в области физической культуры и спорта при министерстве спорта Красноярского края и краевой федерации плавания. Необходимость такого обучения понятна: за последнее время наш город стал счастливым обладателем аж двух бассейнов — «Дельфин» и «Нептун» (в лицее №1). Бассейны построили, а специалистов, которые могли бы в них работать — нет.
— Но у нас же были преподаватели физкультуры, получавшие образование в соответствующих вузах? — спрашиваю Дмитрия Похабова.
— Что касается плавания, то с тех пор, когда ваши специалисты получили образование, прошло время. И инвентарь поменялся, и методики теперь другие, и правила организации соревнований. Мы рассказали о самом актуальном и современном из мира плавания. Когда возникла потребность в кадрах, к нам с заказом обратилось управление образования.
Когда горят глаза
Красноярские гости заявили, что мотивация у их канских слушателей намного выше, чем у людей, которые просто приходят повышать свою квалификацию, неважно по какой направленности — просто потому, что так положено делать каждые пять лет. Люди пришли неслучайные: у них горели глаза, и программу они осваивали быстрее.
— Какой стиль плавания можно посоветовать любителю, что называется, с улицы?, — интересуюсь у Алексея Ковригина.
— В силу индивидуальных особенностей организма кому-то лучше плыть брассом, другим легче освоить плавание кролем, некоторые люди от природы не могут плыть иначе, чем на спине, потому что на воде в положении на спине легче дышать.
— Что имеет большее значение: рост или вес?
— Ни то, ни другое. Для плавания важен удельный вес человека, то есть соотношение веса и объема. Человек может быть очень крупным, весить 100 килограммов, но если мы 100 поделим на его объем, то он может оказаться легким, лежать на поверхности воды и не тонуть. А другой человек может весить 60, при этом быть маленьким, худеньким, с «тяжелой костью». Такой скорее пойдет ко дну.
— За какой срок можно научить человека плавать?
— Иногда научить плавать легче, чем отучить бояться воды. Если мы снимаем водобоязнь и водная среда для человека становится комфортной, то обучение плаванию проходит быстро. У нас и на этом семинаре были люди, которые боялись воды, даже опуститься в нее не могли, не решались открыть под водой глаза и не умели плавать. Сейчас они плавают!
Дмитрий Похабов, директор по спортивной работе академии летних видов спорта, вице-президент краевой федерации плавания: Информацию, которая есть в учебниках и в интернете, может получить каждый. Но мы постарались структурировать весь объем знаний и в электронном виде собрали то, что поможет коллегам после этого семинара самосовершенствоваться дополнительно. Потому что за 72 часа, которые длился курс, научиться всему невозможно.
Алексей Ковригин, президент краевой федерации плавания, заслуженный мастер спорта: Это знаковое событие и для федерации, и для жителей города Канска. Очень важный для всех нас семинар. От него мы ждем большой динамики в воспитании новых чемпионов. Многие преподаватели до сих пор преподают по той методике, которой их научили много лет назад в институтах.
Канск первым вышел с предложением провести здесь подобный семинар.
Практически все слушатели освоили вольный стиль, плавание на спине и брасс. Самые тяжелые стили плавания — дельфин или баттерфляй — мы не затрагивали, обучение ими даже не предусмотрено школьной программой.
Мы уезжаем отсюда со спокойной душой, зная, что здесь, на примере преподавателей, которые знают все фазы гребка и стили, дети увидят, как нужно плавать.
Сам я родился в Красноярске. Воспитанник заслуженного тренера России по плаванию Ирины Родиной. Начал заниматься плаванием с семи лет. 1 сентября пошел в школу и в тот же день поступил в секцию плавания. В детстве каждое лето проводил в Канске. Тут родилась моя мама, все бабушки и дедушки жили в этом городе. Так что все летние месяцы я плавал в реке Кан.
Настоящий интерес проявился после первых серьезных стартов и первых побед. До этого особо и не понимал, зачем хожу на плавание: «тренируешься и тренируешься, никакого результата не видно…» А потом — потихоньку, потихоньку — и вот в 15 лет выиграл первенство России. Потом — первенство Европы, всемирные юношеские игры, участвовал в двух олимпийских играх — в Сиднее и Афинах.
Между прочим
Плавание — жизненно необходимый навык. Канских физруков знакомили с техникой плавания разными способами, они изучали методику обучения, овладевали на практике техникой спасения утопающих и оказанием первой медицинской помощи, рассказывали даже о свойствах воды.
Дело в том, что вода в 800 раз больше плотности воздуха. Находясь в воде, человек испытывает другие ощущения и нагрузку на опорно-двигательный аппарат, дыхательную систему. Не зная всего этого, тяжело правильно дозировать нагрузку и верно построить занятия.