Ежегодно во второе воскресенье июля отмечается День российской почты, считающейся старейшей в Европе. История праздника уходит своими корнями во времена Петра I, издавшего Указ о создании первой внутренней почтовой линии, положившей начало регулярной почтовой связи. Через 300 лет после её основания Указ президента России от 16 мая 1994 года официально утвердил появление нового праздника — Дня российской почты.
На протяжении веков почта является надёжным посредником между людьми, соединяя человеческие сердца и судьбы, принося радость общения. Почтальоны России принимают, обрабатывают и доставляют более 1 млрд писем, 3 млрд печатных изданий, 12 млн посылок, 44 млн денежных переводов в год. Свою немалую лепту в эти миллионы и миллиарды внесла Л.И. Барышева, посвятившая почте 33 года!
Переехав из посёлка Береть в Слизнево, её семья поселилась рядом с поселковой почтой, где Люба, будучи школьницей, постоянно подрабатывала на каникулах. Получив диплом о среднем образовании, выпускница, недолго думая, устроилась туда разносить корреспонденцию, да так и осталась по сей день. 20 лет Любовь Ивановна трудилась почтальоном в Слизнево, затем восемь – в Дивногорске, в дождь и в снег доставляя людям газеты, журналы, письма.
– Раньше население выписывало много изданий, но работалось нам легче, – вспоминает Л.И. Барышева. – А сегодня хоть и мало выписывают, ходьбы у почтальона не убавилось из-за обилия заказных писем, требующих строгой отчётности. И морально стало гораздо труднее, потому что люди очень изменились: раньше они почтальона ждали, по-доброму к нам относились, сейчас же постоянно чем-то недовольны, им ничего не стоит, не разобравшись, накричать.
Последние пять лет из 33-х Любовь Ивановна – оператор доставки. Она принимает корреспонденцию, ежедневно привозимую из Красноярска, разбирает её, ставит штемпели и раздаёт почтальонам. При этом каждое заказное письмо вносит в компьютерную базу, что отнимает уйму времени при таком их обилии.
По словам начальника Центрального почтового отделения Т.В. Шахтариной, о столь добросовестных и ответственных сотрудниках как Любовь Ивановна остаётся лишь мечтать. К сожалению, тяжкий труд почтовиков с более чем скромным заработком не прельщает дивногорцев. Шутка ли, последнее повышение зарплаты здесь было в 2005 году! Причём людей пугает не столько необходимость много ходить с толстой сумкой на ремне, сколько бумажная волокита, связанная с отчётностью за каждое заказное письмо. Да и график не всех устраивает: почта работает ежедневно с 8 до 20 часов и в выходные, включая воскресенье – до 14 часов. В отличие от Барышевой многие тут надолго не задерживаются, поэтому наблюдается серьёзная проблема с кадрами. Более того, не каждый понимает, что в коллективе все взаимозаменяемы – на это тоже способен не каждый.
Таких «долгожителей» как Любовь Ивановна Барышева на почте можно по пальцам пересчитать. Около 30 лет трудится Ольга Ивановна Сиделёва, чуть меньше – Лидия Гавриловна Казминова. Они с ностальгией вспоминают годы, когда почта города Дивногорска была самостоятельной. Отделение её от ОАО «Сибирьтелеком» и передача Красноярскому почтамту не пошли на пользу предприятию, увы, не способному быть рентабельным в том виде, в каком оно сейчас существует.
Тем не менее, сегодня в Центральном почтовом отделении трудятся 27 человек, которые, несмотря ни на что, надеются на лучшие времена. По их мнению, пошло бы на пользу, если бы на почту обратило большее внимание государство, оказывая финансовую поддержку. А ещё почтовики ждут со стороны населения понимания и терпимости.
– Понятно, что всё денег стоит – и газеты, и письма, – говорит Т.В. Шахтарина. – Дивногорцы вправе предъявлять к нам требования, но хочется, чтобы они делали это немного мягче. На нас лежит большая ответственность, а условия для работы оставляют желать лучшего – нам не хватает не только сотрудников, но и техники. И всё же мы не отчаиваемся. Все трудности преодолимы – надо только верить в это. И ждать перемен.