Восемь лет в Нижне-Есауловской школе действует кукольный театр, который организовала несколько лет назад учитель начальных классов Татьяна Захаровна Степаненко. Через театральную деятельность развивает она личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к художественной литературе и чтению.
«Дай-ка я сделаю!»
«Есть у нас кружок «Оч.умелые ручки», где мы с ребятами занимаемся декоративно-прикладным искусством: тестопластикой, аппликацией, квилингом и т.д. Надо было внести какое-то разнообразие в деятельность, — говорит Татьяна Захаровна. – И вот, как-то в руки мне попала хорошая книга «Кукольный театр», почитав её, «загорелась». Подключила ребят, и работа «закипела». Ширму сделали учителя технологии».
Татьяна Захаровна распахивает большой старинный чемодан, в котором хранится театральный реквизит. Фигурки персонажей для кукольного театра создаёт в основном сама. Дети охотно ей помогают, придумывают одежду для кукол, шьют её вместе с учительницей. Распределяя роли, Татьяна Захаровна подбирает ребят по голосам.
Сказочных героев лепит вначале из пластилина, затем делает папье-маше. В создание кукол внесли свою лепту её талантливые дочери – мастерицы – Вера и Александра.
Рассматривая кукол, удивляюсь, как тщательно сделана каждая из них, как мастерски прорисованы лица, с какой аккуратностью пошиты костюмы.
Воспитательное значение
Репертуар кукольного театра ежегодно расширяется. Юные зрители уже посмотрели пьесы: «Любочка и помощники», «Волшебная сметана», «Новогодняя сказка», «Кот, заяц, петух», «Огородники» и другие.
В этом году на Осеннем бале учащиеся 7-го класса показывали ребятам сказку «Репка». Бывшие ученики Татьяны Захаровны в творческом порыве сами пришли к своей первой учительнице и предложили показать сказку на школьном вечере. С увлечением готовились к предстоящему спектаклю.
«Зрители (учащиеся младшего и среднего звена) с огромным вниманием смотрели спектакль. Я была поражена тем, какая в зале была тишина…», — говорит Татьяна Захаровна.
Кукольный театр – это не только развлечение. В первую очередь, он несёт огромное воспитательное значение. Об этом говорит замдиректора по воспитательной работе В.В. Урюпина: «Счастливые лица ребят, улыбки, интерес и радость в глазах – яркое свидетельство, что дети очень любят этот вид искусства. Оно воздействует на детей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ – кукла, и живописно-декоративное оформление, и музыка – песня, музыкальное сопровождение. Куклы развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. У младших школьников после просмотра спектакля в дальнейшем возникает желание подражать положительным героям и быть непохожими на отрицательных.
Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят стала более интересной и содержательней, наполнилась яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества».
Придумывает на ходу
Татьяна Захаровна активно принимает участие в различных краевых и районных конкурсах. Неоднократно становилась победителем и призёром. Творческий коллектив учащихся под руководством Т.З. Степаненко – победитель районной выставки изобразительного и прикладного творчества «Мир детской фантазии».
Творческий человек, она на ходу придумывает и создаёт яркие образы.
«Раньше смотрели на меня с недоумением, когда я тащила из леса ветки деревьев и прочий природный материал, — рассказывает Татьяна Захаровна. – Теперь уже привыкли и даже сами уже приносят мне всё, что может пригодиться для творчества».
На занятиях в театре кукол – не только репитиции, учительница знакомит учащихся с основами кукольной театрализации (история кукол и кукольного театра, театральная игра и актёрское мастерство, сценическая речь, изготовление кукол, приёмы кукловождения, декорации, сценическое движение, музыкальное оформление пьесы). Систематически и целенаправленно развивает зрительное восприятие, пространственное мышление, фантазию и речь детей. Формирует нравственные качества, позитивное и оптимистическое отношение к жизни; коммуникативную культуру детей.
«Дети очень любят кукольный театр, — говорит педагог, — с нетерпением ждут новых постановок".
Не привыкла сидеть без дела
«Чуткий, умный друг, человек большой души, такта, доброжелательности. Честная, добросовестная, отзывчивая, простая, компанейская, душевная, милосердная. Неравнодушная к людям. Всегда выслушает и даст добрый совет. Творческий человек. У неё в голове постоянно какие-то интересные идеи. В короткие сроки она может подготовиться к конкурсу», — с уважением отзываются о Татьяне Захаровне друзья и коллеги.
Многодетная мама воспитала троих замечательных детей. Дочери получили высшее образование (старшая Вера окончила Красноярский технологический университет, Саша – Иркутский государственный университет путей сообщения). Денис отслужил в армии, сейчас планирует открыть своё дело.
У мужа Игоря Владимировича – золотые руки. Своими силами построили отличный дом, где всё дышит чистотой, уютом и гостеприимством. Много вещей, сделанных своими руками. Татьяна Захаровна не привыкла сидеть без дела, на досуге увлекается квилингом, садовым дизайном.
У каждого ребенка – свои способности и таланты. Одни хорошо рисуют, другие поют, третьи конструируют, четвертые обладают всем сразу, и постоянно находятся в поисках выхода своей энергии. Татьяна Захаровна с помощью кружка «Оч.умелые ручки» и кукольного театра собирает эту творческую энергию воедино и направляет в нужное русло. Кукольный театр в школе позволяет детям встретиться со сказкой наяву, доставляет школьникам много радости и удовольствия, создаёт хорошее настроение. Пусть «Малышок» вырастает: привлекает новых участников и расширяет географию выступлений, радует юных зрителей новыми творческими успехами!