А ведь как все-таки богата наша земля мастеровыми! Глянешь в ярмарочные дни по сторонам – чего только нет на прилавках: и вышитые рушники, и глиняная посуда, и берестяные туеса, и изделия из дерева самые разные. А уж с какой душой все изготовлено, с какой любовью — диву даешься! Вот и деревянные игрушки этого мастера просто не дали пройти мимо, подкупая своей непосредственностью, добротой и таким исходящим от них теплом и светом, что даже пасмурный августовский денек, казалось, становился немного солнечнее.
Александр Иванович Трегубович – так зовут мастера – занимается изготовлением деревянных игрушек уже несколько лет, но это не основной вид его деятельности. Однако просто сказать, что это его хобби, тоже не совсем верно: в его жизни удивительным образом сплелись работа, увлечение и призвание. Дело в том, что вот уже 13 лет в школе №18 г. Лесосибирска учит он ребят не только держать в руках инструменты, но и владеть ими, ведь в жизни это обязательно пригодится каждому мужчине. Сейчас Александр Иванович уже на пенсии, но оставлять школу и не думает – жизни без нее он уже не представляет, ведь с ней столько всего связано: здесь прошли более 30 лет его учительской деятельности, 20 из которых он проработал директором.
Мастерская, где преподает Александр Иванович технологию (так теперь принято называть уроки труда), как-то сразу поразила своим простором и обилием света, а запах древесной стружки только добавил какого-то уюта. Небольшие ученические верстаки, стоящие рядком, совсем не отличаются идеальностью, но как раз это и свидетельствует о том, что именно за ними происходит знакомство мальчишек со столярным делом. Здесь же установлены деревообрабатывающие станки: токарные, шлифовальные, сверлильные. Стеллажи для хранения заготовок и материалов полны досок и реечек разной величины: здесь все пригодится, все пойдет в ход. А вот и полки с выставленными на них деревянными игрушками, которые смастерили сами ребята не только во время урока, но и частенько задерживаясь в мастерской до самого вечера. Лесовоз, груженный золотистыми бревнышками, — а как же, ведь школа-то в Лесосибирске; паровоз с вагончиками – и он тоже говорит о родном городе… И хочется восхититься делом рук мальчишеских, а более того, восхититься человеком, который их этому научил.
Сейчас тут все наполнено жизнью, и с трудом верится, что сравнительно недавно здесь просто ничего не было. «А ведь мы эти мастерские строили вместе с ребятами, своими силами», — с гордостью рассказывает Александр Иванович. Он тогда работал в школе директором и преподавал физику; трудовиком же был Борис Дмитриевич Лобанов, у которого через несколько лет и перенял эстафету Александр Иванович. С материалами в то время подсобили шефы, и развернулась самая настоящая школьная стройка: родители, старшеклассники, преподаватели — каждый старался сделать что-то по своим силам. А ведь, наверное, ценнее такого урока труда и не придумать. Когда своими руками, глядя на мастеров, мальчишки замешивали раствор и поднимали кирпичные стены, делали кровлю и настилали полы — это ли не было для них трудовым обучением.
«Вряд ли в наши дни такое было бы возможно, теперь совсем другие порядки, — огорчается учитель, — а ведь сами ребята тогда все по-другому ценят, берегут, гордятся. Теперь уж и детям своим показывают, которых приводят учиться в эту же школу. Тогда многое ребята сами делали, а сейчас и труды-то сократили в некоторых классах до одного часа. А чему за час можно научить?»
Но ведь на то он и мудрый, на то он и опытный учитель, чтобы и на современную программу трудового обучения не только посмотреть по-своему, сделать ее максимально практичной, но еще и постараться применить ее в школьной жизни. К примеру, изучая основы предпринимательской деятельности и рыночных отношений, решили попробовать они с учениками зарабатывать для мастерской на нужды разные. Нашли и нишу не занятую: теперь их деревянные игрушки узнаваемы многими, вот уже и наград с различных выставок привезено немало. Да и для школы кое-что удалось заработать своими руками, и в детский сад подарки сделать. Сами проектировали, моделировали, пилили, склеивали, шлифовали, конечно, под руководством трудовика. Он же, зная мальчишеские нравы наизусть, умело направляет ребят во всем, помогая и с трудностями справиться, и не потерять интерес к работе, а заодно, пока дело делается, и про историю города немного рассказать: пусть, мол, знают, где живут. И снова удивление: а ведь когда-то, по молодости, Александр Иванович чуть было не выбрал другой путь, не учительский. Да судьбе-то виднее.
Он родился в Боготольском районе вскоре после войны, пятым ребенком в семье был. Отец, Иван Степанович, вернувшись с фронта, получил должность лесника и перевез своих родных в тайгу, в небольшой лесной домик среди сосен. Наверное, с того времени и сохранилась у Александра Ивановича любовь к природе: до сих пор он считает лучшим отдыхом для себя рыбалку или прогулку по лесу с корзиной. А тогда… Тогда в пятом классе на зимних каникулах он получил в подарок от отца настоящую двустволку, а летом мальчишке вручили литовку – пора трудиться на покосе: в то время взрослели очень быстро. Школа находилась в двадцати километрах, в самом Боготоле, где жила его старшая сестра, потому во время учебы жить приходилось у нее. А на выходные или каникулы – домой, к родителям: когда самостоятельно на лыжах через лес, а когда и на телеге с отцом. Многое вспоминается из детства: например, как вечерами при свете керосиновой лампы мама читала вслух, отец слушал. Чехов, Некрасов, Гоголь, Толстой… Их произведения были прочитаны не по одному разу.
После школы молодой человек решил поступить в лесотехническую академию в Ленинграде, что казалось ему вполне логичным, учитывая среду, в которой он вырос. Поступил, но, проучившись первый семестр, решил вернуться домой. Не то чтобы не понравилось, нет, ведь в северной столице, насыщенной культурной жизнью, было достаточно интересно. Не было проблем и с жильем: остановился у старшего брата Виктора. Через него же приобрел очень много интересных знакомств, ведь Виктор Иванович Трегубович – тот самый кинорежиссер, фильмы которого теперь известны очень и очень многим: «На войне как на войне», «Старые стены», «Знойный июль», «Даурия»… В то время тоже проходили съемки, и Александр Иванович не раз бывал в павильонах, с интересом наблюдая за тем, как рождается кино. Была возможность и спортом заняться серьезно: его тренером по тяжелой атлетике был чемпион мира Федор Богдановский, и успехов кое-каких добиться удалось; все видели в нем перспективного атлета. Все вроде бы ладилось, все получалось. Казалось бы, живи и радуйся. Да только среди всего этого вдруг почувствовал он себя каким-то потерянным. Дома приняли с пониманием: «Это твой выбор, сынок». И об этом выборе Александр Иванович не жалел уже никогда.
Новая дорога началась со службы в армии на подводном флоте. Владивосток, Северодвинск, Камчатка. Когда вернулся в родные края, ему предложили работать военным руководителем в школе. Наверное, именно тогда и произошла та самая встреча с призванием, потому что больше со школой Александр Иванович уже не расставался, разве что когда в педагогическом институте учился, чтобы освоить профессию преподавателя физики и математики. Вскоре молодой учитель физики стал победителем Всесоюзных педагогических чтений, а еще через какое-то время ему было предложено возглавить новую школу в Лесосибирске, которая и стала для него его настоящей судьбой.
Его педагогический стаж насчитывает уже почти 40 лет, чуть меньше он у его супруги, Людмилы Александровны (учительницы географии и биологии этой же школы), с которой знакомы они были еще с детства, а затем связали свои судьбы раз и навсегда. Награды за долгие годы? Да, конечно: и Почетная грамота от Академии педагогики, и Знак «Отличник народного просвещения», и еще множество благодарностей, дипломов и званий. Но, наверное, самые важные награды для Александра Ивановича — это победы его учеников, к тому же жить былыми достижениями – не для него. А потому и участие в различных конкурсах и выставках продолжается, и поиск чего-то нового не останавливается, и планов впереди — предостаточно. Кстати, изготовление новых игрушек тоже входит в эти планы. А это значит, что по-прежнему увлеченные примером своего учителя ребята будут пробовать, мастерить, творить, а мы по-прежнему будем любоваться такими необычными и трогательными деревянными лошадками, машинками, уточками – игрушками, к которым так хочется прикоснуться.