Тем, кто остался в профессии учителя в лихие девяностые, не дал победить себя соблазну длинного рубля, не сменил профессию и сегодня продолжает служить российскому образованию, посвящается.
Среди номинаций краевого конкурса «Учитель года-2013» было и выступление перед Законодательным собранием. Тема, которую выбрала я, мне близка и понятна: Учитель – это играющий тренер или играющий тренер – учитель?
Игра слов! Не совсем. И тот, и другой знают, что организовать хорошую игру куда труднее, чем играть самому. И… не умея играть, нельзя организовать игру. И… учитель играет. Каждый день по пять, шесть раз он выходит на сцену. Каждый день десять, двадцать, а то и тридцать лет… В его зале зритель не молчит. У него, у этого зрителя, своя игра. И она не простая: родители играют по своим правилам, дети – по своим, у чиновников от образования — свои критерии оценивания игроков. И у каждого своя правда.
Учителю нужно объединить все эти несогласованные действия в одну игру. Тогда он мастер. Тогда играющий тренер. Тогда Учитель! И каждый раз, выходя на сцену, ему хочется повторить вслед за Пастернаком: «Гул затих. Я вышел на подмостки».
Так уж повелось, что делателей всегда на Руси было мало, и пока они, эти делатели, делают свое дело, все, кому не лень, ищут в содеянном промахи. Обвиняют во всех государственных бедах: в росте правонарушений и преступности, в алкоголизме и наркомании, в безответственности и грубости, в неуважении к старшим и отсутствии патриотизма. И в том, что детям предстоит сдавать пресловутый ЕГЭ, тоже учитель виноват. И в том, что Интернет завладел детскими умами, и в том, что ребятишки читать перестали кого, как ни учителя, обвинить!
Какая важная и значимая фигура в государстве! Вся жизнь вокруг него вертится, а он… играет! Играет и учит отражать удар. Учит держать его. Во что бы то ни стало вести свой мяч к цели. Когда удастся, немножко похвалят. Когда – нет, промах возведут в ранг преступления и… будет повод… обвинить всю систему. Играй, учитель! А мы посмотрим!
В одном из январских интервью корреспонденту «Учительской газеты» министр образования Российской Федерации Дмитрий Ливанов сказал: «Я ощущаю усталость, которая накопилась в людях, работающих в образовании, от постоянных и часто бестолковых изменений». В том, что учителя, как и люди всякой другой профессии, устают, сомнений нет. Вопрос в другом: почему усталость, нервозность и даже одиночество отдельно взятой личности становится приоритетной чертой профессии? Значит, это кому-нибудь нужно… Значит, необходим образ чеховского «человека в футляре», и пусть по традиции это опять будет учитель.
Да и не бизнесмена же в самом деле изображать в футляре! Он–то за подобное к нему обращение сразу в суд! А учитель? Смолчит? Стерпит? Когда ему реагировать на то, что образ подверженного страху перед системой человека и через столетие опять пишется с него?
«Наш человек в футляре» — это уже современная литература. Резче, злее, беспощаднее. Трудно смолчать. Но нужно ли провоцировать тех, кому выгодно, чтобы овцы воспитывали овец?
Учитель не отвлечется от дела. Он пожалеет страну, в которой это дозволено. Он не услышит тех, кто опять призывает к смуте. Он играет. У него есть дело. Он не поддастся провокации. Он знает о последствиях. Это уже было в русской истории. Важно сохранить лицо.
Учителя — это лицо нации. Они в прекрасной физической форме. Это естественная молодость и сила. У большинства здоровая, крепкая семья. Они открыты, свободны, интересны. У них есть интересы вне школы, и они живут своей жизнью, независимо от роста или падения доллара. Живут, не предавая идеалы и друзей, не наживаясь на чужом горе, активно и творчески и… – этого им не прощают.
Посмотрите вокруг! Те, кто остался в профессии в девяностые и не побежал за легкими деньгами, когда все стало дозволено, — это и есть сила и мощь российского государства. Они и сегодня по большому счету ничего и ни у кого не просят. Никому и ни на что не жалуются. Они по–настоящему живут и уважают себя. С достоинством несут звание Российского Учителя. Они ведут свою игру, и это великое топтание на месте позволяет еще России держать статус Державы.
Уважаемые сограждане! Не забывайте: статус учителя – это лицо государства!
Уважаемые депутаты и законодатели! Создайте наконец закон о запрете имиджа учителя как человека уставшего, несостоявшегося, охваченного страхом бесконечных проверок и претензий. Поверьте, он никого не боится! Но тратить силы на пустую борьбу, к которой его постоянно принуждают, он не будет. Пусть каждый депутат делом своей чести посчитает защиту учительской неприкосновенности и тогда, поверьте, учитель сможет достичь куда более высоких результатов.
Уважаемые ученые от образования!Умерьте свой пыл! Не экспериментируйте так рьяно! Самое большое открытие заключается в том, что ничего нового под солнцем нет. Любовь и понимание, профессионализм и энтузиазм – вот правила, по которым играет учитель. Не выводите его из игры!
Родители! Не забывайте простую истину: любовь слепа. Вы любите, а учитель еще и учит. Он лучше видит. Делайте из него союзника. Помните: он всегда играет на вашей стороне, он — игрок вашей команды, а не команды противника.
Господа властьимущие, в том числе, и от образования! Делателей в России всегда было мало. Учитель – это великий делатель! Отведите от него удар! Не подгоняйте того, кто везет больше, чем положено. Помните: притча о сеятеле – это и притча об Учителе. Вышел сеятель сеять. Одно зерно упало на каменистую почву и не проросло. Другое задавили тернии. И лишь третье дало благодатные всходы. А сеятель сеет. И будет сеять, пока Земля вертится. В этом и заключается его миссия. Так было и так будет.
Ветер несет на своем пути все. И мусор, в том числе. Мусор натыкается на стену и остается лежать. Человек смотрит на мусор и говорит: «Вот ветер!» А это не ветер. Это только мусор. Пусть те, кому это положено, анализируют его состав. А вы летите и продолжайте свое великое дело. Ваша миссия давно определена и оценена… Вы — Учитель, и не важно, какую еще должность вы при этом исполняете.