У входа в зрительный зал Ачинского педагогического колледжа скромная афиша формата А4 оповещала, что 28 ноября состоится премьера спектакля театральной мастерской по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала».
Мне показалось, что где-то это мы уже слышали, а может, даже и видели…
– Не пускают ещё, – предупредила меня женщина, сидящая около двери.
– А я из газеты, – заявила я и уверенно шагнула в проём двери.
Не выпроводили. Да и не до меня было: на сцене актёры позировали перед объективом фотокамеры. Я тоже пощелкала фотоаппаратом под команды режиссёра «Эмоции! Эмоции покажи!» и расположилась в зале. Аншлагом не пахло. В зал, следуя моему примеру, просочилась и женщина с мальчиком, до этого сидящая около входа. Мы разговорились. Оказалось, это мама одной из студенток, Евгения Викторовна Деева. Она с сыном, несмотря на мороз, приехала из Назарово, потому что её дочь Надежда Никитина занята в пьесе:
– Мы приехали посмотреть дочь на сцене. Это её первый спектакль…
Прозвенел звонок, и зал как-то на удивление быстро заполнился зрителями. Свободных мест не осталось, вышел режиссёр, поприветствовал публику, немного рассказал о работе над пьесой и пожелал всем приятного просмотра.
Да, пьеса не нова: её не только театральные, но и кинорежиссёры увековечили. Но сидящим в зале всё было интересно: их сверстницы играют мать и дочь на сцене, персонажи в два, а то и в три раза старше их самих. Как получится? Да и сюжет интересен. Исподволь разглядывая зрителей в зале, я видела их подлинную заинтересованность, они переживали сюжет вместе с персонажами пьесы. Глаза их горели, смех не был разрозненным, в зале царило полнейшее единодушие: новая работа театральной мастерской увлекла зрителей.
Всё прошло «на ура»
Всё по-настоящему: два городских телеканала, местный пресс-центр, взволнованные родители и друзья… Премьера состоялась! Всё прошло «на ура». И актёры, ещё не совсем пришедшие в себя после выступления, давали интервью.
Оказалось, у каждого из них это не первая премьера.
Руслан Умаров, студент третьего курса отделения физической культуры, рассказал, что в «драму» попал ещё в школе. А когда в колледже пригласили сыграть в комедии, он без колебаний согласился.
Персонажи говорят вашими устами, но не вашим языком – правильным, литературным. Трудно даётся?
– Сложно, конечно. Сейчас в речи у всех присутствует молодёжный жаргон. Трудно, но приходилось перестраиваться. Всё же интересно было! – итожит Руслан.
Мочалова Анастасия и Горелик Наталья, студентки третьего курса, обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах», по-разному оценили сложность своих ролей. Для Анастасии оказалось несложным представить себя ровно в два раза старше: «Предстоит быть в таком возрасте», а вот Наталье роль не показалась лёгкой:
– Нужно было играть человека в три раза старше себя, вжиться в роль, передать эмоции, понять, что люди могут чувствовать в таком возрасте. Опять же – взаимоотношения матери и дочери. Сыграть мать сорокалетней дочери… Мне было непросто!
Обе девушки занимаются в театральной мастерской третий год. И для Анастасии Мочаловой это третий по счёту спектакль: на каждом курсе по одному.
А вас не смущает, что вещи, которые вы играете, до вас уже исполняли известнейшие актёры театра и кино? Нет желания подражать? Вы видели эту пьесу?
– Нет.
И вы никого не копируете, играете, как сами понимаете?
– Как Дмитрий Владимирович говорит, так мы и играем.
Свою дальнейшую жизнь вы как-то связываете с театром?
– Мы получим сертификаты, что занимались в театральной мастерской три года, это даст нам право вести в школе театральный кружок.
Пожелав девушкам успехов в творчестве, я подошла к руководителю студенческого театра. Он уже завершал разговор, видимо, с коллегами, они приглашали его «заходить за кулисы».
«Педагог должен уметь импровизировать»
Отдав актёрам распоряжение не расходиться (предстоит фотосессия), Дмитрий Владимирович Яркин уделил мне несколько минут. В беседе рассказал, что сам учился здесь же, в педколледже, затем окончил Красноярский педагогический институт им. В.П. Астафьева. Будучи студентом, принимал самое активное участие в мероприятиях и проектах как педколледжа, так и городских, затем его пригласили в альма-матер руководителем в СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр).
– Первая постановка – «Маленький принц» по Антуану де Сент-Экзюпери – длилась минут 50. После неё нам предложили называться театральной студией: «СТЭМ? Узко!» Студия потом «переросла» в театральную мастерскую. Руковожу коллективом уже 10 лет.
Педколледж, пединститут… А театральное образование?
– Курсы в Красноярске, в Кемерово и в Питере…
Как долго?
– Может, месяц… два… Ну, повышение квалификации…
С чего начинали?
– В городе Боготоле, откуда я родом, лет семь занимался в театральной мастерской у Надежды Борисовны Пашковой. Я в «Маленьком принце» играл Честолюбца. Потому для меня было не ново и легко. Когда учился, очень скучал по сцене. Так и пошло всё…
Дмитрий Владимирович, чего вы хотели от спектакля и что получили?
– Оправдались мои ожидания в плане реакции зрителя. Знаете, бывает частичный смех, а бывает – залпом в зале. Это означает, что работа труппы и моя работа как режиссёра – в правильном направлении. Чего мы хотели, мы добились: достучались до сердца зрителя. Наша работа проделана не зря.
Вы без боязни берётесь за такие глобальные вещи. Не смущает, что до вас их ставили в театре и кино?
– Нет! Ребята сильные. Состав у меня 15 человек, в этом спектакле занято 5 (четверо – на сцене и один – на «озвучке»). Если они в 18-19-20 лет уже понимают жизнь – берусь, если нет – ищем вещи попроще. Здесь ребята прочувствовали свой персонаж, «пропустили через себя». Мы беседовали с каждым, как бы они, будучи в возрасте, поступили в той или иной ситуации. Они прожили, понимают, почему говорят именно эти слова…
Тексты добросовестно учат?
– Все об этом спрашивают. Тексты мы никогда не учим. Это не ведущие, нельзя на автомате, надо пережить, подумать, через сердце пропустить! Тогда выходишь на сцену и говоришь сердцем!
Ваши прожили?
– Конечно, есть какие- то огрехи. Минусы, наверное, только я заметил, потому что на прогонах они работали лучше. Но это видно было только мне. Сейчас разберём спектакль, чтобы в следующий показ – мы будем работать в декабре для преподавателей и студентов педколледжа, управления образованием, кадетского корпуса – избежать ошибок.
Это не коммерческий проект?
– Нет, абсолютно!
Говорят, вы плодовитый режиссёр.
– Две-три премьеры за год. Печально, что ребята много занимаются, я им много даю, а потом – раз! – третий курс, и они уходят. А только-только можно брать глобальные вещи! Можно лепить, а они уходят!
Сертификаты, дающие право вести кружок. А что, по-вашему, занятия в мастерской дают для жизни? Не все ведь драмкружок будут вести.
– Опыт. Будущим учителям это нужно. Профессии учителя и артиста идентичны. Учитель входит в класс как артист. Ты не знаешь, как повернётся урок, «по бумажке» не всегда получится. Нужно быть импровизатором!
Вы с таким пониманием говорите… В школе работали?
– Нет! В лагере на Шира. Вот в декабре придёт другой зритель – будет и другой спектакль. Так же, как учитель одну и ту же тему в разных классах даёт по-разному. Каждый урок – импровизация.
О планах?
– Пока не буду. На выбор 3-4 пьесы. Подбираю сам, читаем всё, обсуждаем, выбираем. У нас команда, семья.
В зале было три камеры. Не «зазвездятся» ваши питомцы?
– Не думаю. У меня есть метод, как только вижу, что начинают, убираю этот момент. Меня научили этому, и у меня когда-то были приступы «звёздной болезни», это началось в Боготоле. Мне режиссёр помог.
Но они в то же время и должны быть чуточку не такими, как все: артисты ведь!
– К процессу выращивания «звёздочек» нужно подходить очень аккуратно, чтобы не зашкаливало.
Это хороший, добрый спектакль. И студенты сыграли его по-доброму. Режиссёр Дмитрий Яркин очень хотел, чтобы все мамочки были счастливы, чтобы всем звонили и писали, радовали хорошими новостями и событиями.
А к Новому году пусть все мечты сбываются!