Учитель – почти артист

Учитель – почти артист
Учитель – почти артист

У входа в зрительный зал Ачинского педагогического колледжа скромная афиша формата А4 оповещала, что 28 ноября состоится премьера спектакля театральной мастерской по пьесе Надежды Птушкиной «Пока она умирала».

Мне показалось, что где-то это мы уже слышали, а может, даже и видели…

– Не пускают ещё, – предупредила меня женщина, сидящая около двери.

– А я из газеты, – заявила я и уверенно шагнула в проём двери.

Не выпроводили. Да и не до меня было: на сцене актёры позировали перед объективом фотокамеры. Я тоже пощелкала фотоаппаратом под команды режиссёра «Эмоции! Эмоции покажи!» и расположилась в зале. Аншлагом не пахло. В зал, следуя моему примеру, просочилась и женщина с мальчиком, до этого сидящая около входа. Мы разговорились. Оказалось, это мама одной из студенток, Евгения Викторовна Деева. Она с сыном, несмотря на мороз, приехала из Назарово, потому что её дочь Надежда Никитина занята в пьесе:

– Мы приехали посмотреть дочь на сцене. Это её первый спектакль…

Прозвенел звонок, и зал как-то на удивление быстро заполнился зрителями. Свободных мест не осталось, вышел режиссёр, поприветствовал публику, немного рассказал о работе над пьесой и пожелал всем приятного просмотра.

Да, пьеса не нова: её не только театральные, но и кинорежиссёры увековечили. Но сидящим в зале всё было интересно: их сверстницы играют мать и дочь на сцене, персонажи в два, а то и в три раза старше их самих. Как получится? Да и сюжет интересен. Исподволь разглядывая зрителей в зале, я видела их подлинную заинтересованность, они переживали сюжет вместе с персонажами пьесы. Глаза их горели, смех не был разрозненным, в зале царило полнейшее единодушие: новая работа театральной мастерской увлекла зрителей.

Всё прошло «на ура»

Всё по-настоящему: два городских телеканала, местный пресс-центр, взволнованные родители и друзья… Премьера состоялась! Всё прошло «на ура». И актёры, ещё не совсем пришедшие в себя после выступления, давали интервью.

Оказалось, у каждого из них это не первая премьера.

Руслан Умаров, студент третьего курса отделения физической культуры, рассказал, что в «драму» попал ещё в школе. А когда в колледже пригласили сыграть в комедии, он без колебаний согласился.

Персонажи говорят вашими устами, но не вашим языком – правильным, литературным. Трудно даётся?

– Сложно, конечно. Сейчас в речи у всех присутствует молодёжный жаргон. Трудно, но приходилось перестраиваться. Всё же интересно было! – итожит Руслан.

Мочалова Анастасия и Горелик Наталья, студентки третьего курса, обучающиеся по специальности «Преподавание в начальных классах», по-разному оценили сложность своих ролей. Для Анастасии оказалось несложным представить себя ровно в два раза старше: «Предстоит быть в таком возрасте», а вот Наталье роль не показалась лёгкой:

– Нужно было играть человека в три раза старше себя, вжиться в роль, передать эмоции, понять, что люди могут чувствовать в таком возрасте. Опять же – взаимоотношения матери и дочери. Сыграть мать сорокалетней дочери… Мне было непросто!

Обе девушки занимаются в театральной мастерской третий год. И для Анастасии Мочаловой это третий по счёту спектакль: на каждом курсе по одному.

А вас не смущает, что вещи, которые вы играете, до вас уже исполняли известнейшие актёры театра и кино? Нет желания подражать? Вы видели эту пьесу?

– Нет.

И вы никого не копируете, играете, как сами понимаете?

– Как Дмитрий Владимирович говорит, так мы и играем.

Свою дальнейшую жизнь вы как-то связываете с театром?

– Мы получим сертификаты, что занимались в театральной мастерской три года, это даст нам право вести в школе театральный кружок.

Пожелав девушкам успехов в творчестве, я подошла к руководителю студенческого театра. Он уже завершал разговор, видимо, с коллегами, они приглашали его «заходить за кулисы».

«Педагог должен уметь импровизировать»

Отдав актёрам распоряжение не расходиться (предстоит фотосессия), Дмитрий Владимирович Яркин уделил мне несколько минут. В беседе рассказал, что сам учился здесь же, в педколледже, затем окончил Красноярский педагогический институт им. В.П. Астафьева. Будучи студентом, принимал самое активное участие в мероприятиях и проектах как педколледжа, так и городских, затем его пригласили в альма-матер руководителем в СТЭМ (студенческий театр эстрадных миниатюр).

– Первая постановка – «Маленький принц» по Антуану де Сент-Экзюпери – длилась минут 50. После неё нам предложили называться театральной студией: «СТЭМ? Узко!» Студия потом «переросла» в театральную мастерскую. Руковожу коллективом уже 10 лет.

Педколледж, пединститут… А театральное образование?

– Курсы в Красноярске, в Кемерово и в Питере…

Как долго?

– Может, месяц… два… Ну, повышение квалификации…

С чего начинали?

– В городе Боготоле, откуда я родом, лет семь занимался в театральной мастерской у Надежды Борисовны Пашковой. Я в «Маленьком принце» играл Честолюбца. Потому для меня было не ново и легко. Когда учился, очень скучал по сцене. Так и пошло всё…

Дмитрий Владимирович, чего вы хотели от спектакля и что получили?

– Оправдались мои ожидания в плане реакции зрителя. Знаете, бывает частичный смех, а бывает – залпом в зале. Это означает, что работа труппы и моя работа как режиссёра – в правильном направлении. Чего мы хотели, мы добились: достучались до сердца зрителя. Наша работа проделана не зря.

Вы без боязни берётесь за такие глобальные вещи. Не смущает, что до вас их ставили в театре и кино?

– Нет! Ребята сильные. Состав у меня 15 человек, в этом спектакле занято 5 (четверо – на сцене и один – на «озвучке»). Если они в 18-19-20 лет уже понимают жизнь – берусь, если нет – ищем вещи попроще. Здесь ребята прочувствовали свой персонаж, «пропустили через себя». Мы беседовали с каждым, как бы они, будучи в возрасте, поступили в той или иной ситуации. Они прожили, понимают, почему говорят именно эти слова…

Тексты добросовестно учат?

– Все об этом спрашивают. Тексты мы никогда не учим. Это не ведущие, нельзя на автомате, надо пережить, подумать, через сердце пропустить! Тогда выходишь на сцену и говоришь сердцем!

Ваши прожили?

– Конечно, есть какие- то огрехи. Минусы, наверное, только я заметил, потому что на прогонах они работали лучше. Но это видно было только мне. Сейчас разберём спектакль, чтобы в следующий показ – мы будем работать в декабре для преподавателей и студентов педколледжа, управления образованием, кадетского корпуса – избежать ошибок.

Это не коммерческий проект?

– Нет, абсолютно!

Говорят, вы плодовитый режиссёр.

– Две-три премьеры за год. Печально, что ребята много занимаются, я им много даю, а потом – раз! – третий курс, и они уходят. А только-только можно брать глобальные вещи! Можно лепить, а они уходят!

Сертификаты, дающие право вести кружок. А что, по-вашему, занятия в мастерской дают для жизни? Не все ведь драмкружок будут вести.

– Опыт. Будущим учителям это нужно. Профессии учителя и артиста идентичны. Учитель входит в класс как артист. Ты не знаешь, как повернётся урок, «по бумажке» не всегда получится. Нужно быть импровизатором!

Вы с таким пониманием говорите… В школе работали?

– Нет! В лагере на Шира. Вот в декабре придёт другой зритель – будет и другой спектакль. Так же, как учитель одну и ту же тему в разных классах даёт по-разному. Каждый урок – импровизация.

О планах?

– Пока не буду. На выбор 3-4 пьесы. Подбираю сам, читаем всё, обсуждаем, выбираем. У нас команда, семья.

В зале было три камеры. Не «зазвездятся» ваши питомцы?

– Не думаю. У меня есть метод, как только вижу, что начинают, убираю этот момент. Меня научили этому, и у меня когда-то были приступы «звёздной болезни», это началось в Боготоле. Мне режиссёр помог.

Но они в то же время и должны быть чуточку не такими, как все: артисты ведь!

– К процессу выращивания «звёздочек» нужно подходить очень аккуратно, чтобы не зашкаливало.

Это хороший, добрый спектакль. И студенты сыграли его по-доброму. Режиссёр Дмитрий Яркин очень хотел, чтобы все мамочки были счастливы, чтобы всем звонили и писали, радовали хорошими новостями и событиями.

А к Новому году пусть все мечты сбываются!


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

6 декабря 2024
В Красноярском крае впервые проведут дистанционное электронное голосование
В работе XIII Съезда Совета муниципальных образований Красноярского края председатель региональной ЦИК Тарас Яскевич рассказал об обеспечении избирательных прав граждан
21 ноября 2024
На увеличение зарплаты бюджетников в Красноярском крае предусмотрено около 27 млрд рублей
Сегодня в Законодательном собрании края прошло второе заседание VIII сессии. Парламентарии в первом чтении приняли главный финансовый документ края на
15 ноября 2024
На развитие здравоохранения в Красноярском крае выделят 75,4 миллиарда рублей
Депутаты комитета по охране здоровья и социальной политике Законодательного собрания края рассмотрели параметры регионального бюджета на следующий год и плановый