В одном ритме с Енисеем

В одном ритме с Енисеем

Именно на Балтике, в Кенгисеппском районе, в прошлом столетии началась семейная история судоводителей, продлившаяся затем и на енисейской земле. Династия эта насчитывает уже не менее шести поколений, одно из которых представляет Константин Сякки. Для него нынешний навигационный сезон — сорок первый.

Он никогда не сомневался, что работать будет на флоте. И дело здесь не только в том, что родился и вырос он в Подтесово, вторым названием которому служит словосочетание «поселок речников». Просто рос он в семье, где все, абсолютно все, включая дядек и двоюродных братьев, — флотские; где большинство разговоров — о судах и плаваниях, о реках и морях; где слово «весна» означает не только пробуждение от зимнего сна, но и начало движения реки, а стало быть, и своего движения вперед. Так что после школы безо всяких раздумий Константин сразу поступил в Красноярское речное училище, а после его окончания пришел молодым специалистом в Енисейский техучасток. «Сначала в 1975 году поставили меня помощником прораба путевых работ, — вспоминает Константин Аорцевич, — а уже через пару лет прорабом назначили». А еще через два года — капитаном, и только две последних навигации отработал он помощником капитана: «Пора дорогу молодым, — говорит, — давать, пусть растут. А подсказать что — всегда пожалуйста. Меня же тоже молодого когда-то учили, не без этого. В училище ведь в основном теория, а настоящая практика со всеми тонкостями познается только здесь».

…Далекое Балтийское море, своенравное и суровое, но финские рыбаки хорошо знакомы с его характером. Прадед Константина имел свои небольшие рыболовецкие шхуны-сейнеры, в поселке была налажена перерабатывающая промышленность, и все вроде бы складывалось успешно. Вот и сын его, перенимая опыт отца, окончив Ленинградскую «мореходку», тоже остался рыбачить на Балтике. На дворе меж тем наступили 30-е годы, совсем неприветливые для многих, для финнов в том числе. Прадед Константина вместе с прабабушкой, гонимые, «загибли», как говорит Константин Аорцевич, где-то в Казахстане. Дед уехал жить в далекую и неведомую Сибирь, в затерянный средь таежных лесов Енисейск: здесь жил его сокурсник по Ленинградскому училищу, который позвал его к себе, когда оставаться в родных местах стало невыносимо. Этот переезд продлил ему жизнь всего на несколько лет. Эти годы он проработал на флоте, в управлении «Севморпуть». Тогда здесь шел процесс становления, морские пути осваивались, по ним-то нуждающейся стране и доставляли сибирское природное сырье. Именно в низовьях Енисея и пришлось трудиться в качестве лоцмана беглому финну. Да, видать, от судьбы все же не уйти: случилась авария, и один из лихтеров затонул. Арестовали тогда без разбора семь лоцманов. Всех семерых позже расстреляли. Шел 1937-й год…

Обо всем этом рассказывала Константину бабушка, оставшаяся вдовой с десятилетним сыном. Пережили все: и гонения, и войну. В ту пору молодому человеку только исполнилось 18 лет, но он уже трудился на флоте. Немного позже, подучившись, он тоже отправился лоцманом в низовья Енисея, где, как и его отец, водил суда от устья реки, только теперь в основном суда иностранные, прибывающие в наши воды специально за знаменитой ангарской сосной. И это были уже 50-е годы, когда краевому судоходству уделялось большое внимание, флот модернизировался, осваивались новые пути, строились порты. Грузоперевозки возрастали в разы. Работы было много.

В годы, когда речное пароходство продолжало стремительно развиваться, поступил на флот и Константин. Строились ГЭС, активно вводилась новая организация труда, внедрялись современные методы работы, техническое обеспечение флота усложнялось, уровень квалификации работников возрастал с каждым годом: нужно было учиться совмещать смежные профессии. Уже через некоторое время после начала работы Константина Аорцевича флот Енисейского техучастка был обновлен почти полностью – в жизнь претворялись намеченные планы на очередную пятилетку: осуществить дальнейшее развитие речного транспорта… Обеспечить рост грузооборота… Ввести в действие механизированные причалы… Осуществить меры по продлению навигации…

С тех пор прошло более 30 лет, и такого масштабного обновления речной флот больше не видел. Конечно, регулярно проводится ремонт, замена механизмов и модернизация эксплуатируемых судов, и поступления новой техники тоже случаются, но пока единичны. Вот и Симановский затон, где сейчас трудится Константин Аорцевич на рейдовом теплоходе «Затор», получил два новых судна, однако все работники Енисейского района водных путей и судоходства (бывшего техучастка) вполне обоснованно надеются на большее, ведь программы по обновлению флота в нашем регионе уже запущены.

Большинство из навигаций Константина Аорцевича прошли на Севере, на разъездных служебно-вспомогательных судах. Игарка, Дудинка, Усть-Порт… Там и находится основная масса теплоходов весь навигационный период. Люди уходят на полгода в плавание. «Все летечко там, на северах. Это я уж в последние годы остепенился, — смеется он, — поближе к дому, к семье стал работать. А так ведь все на хозяйке держалось: и дети, и огород, и дом». Хозяйка – супруга Константина Аорцевича, Наталья Викторовна. Они вместе уже 38 лет, а знакомы и того больше: с детства росли на соседних улицах Енисейска. «И все одно, — признается мой собеседник, — даже если устанешь к осени от рейсов и разлуки с семьей, а чуть потеплеет солнышко в марте, чуть пригреет, и опять тянет-манит родной Енисей». И не только Енисей, но и притоки его, давно ставшие судоходными. «У каждого притока – свой характер, своя красота. По берегам Хеты только карликовые березки да тундра: там ведь мерзлота вечная. Курейка, Хантайка, Нижняя Тунгуска – все реки разные, но для меня самая красивая, хоть и с самым дурным характером, — Подкаменная Тунгуска. Вот уж где красота необыкновенная, но зато и русло – порог на пороге, да и уровни такие бывают, что не пройти, если не переждать. А на Енисее сколько красивых мест! Правда, за столько лет к ним привык немного, а вот первые годы головой туда-сюда крутил», — рассказывает Константин Аорцевич. «Сейчас, конечно, обмелел Енисей, изменился, — продолжил он. – А ведь раньше какой ледоход был! Ледяные глыбы с треском и невообразимым грохотом поднимались выше причала. Весь народ енисейский сбегался на реку посмотреть на это чудо, даже в школах уроков не было. Теплоходы гудели, тогда ведь затон здесь был, на территории мехзавода, на Мельничной. Вот этим льдом-то река и чистилась, а теперь все заводи и курьи зарастают, заиливаются, водоросли появляются…»

«Отличник речного флота», обладатель нагрудного знака «Флотский крест», ветеран труда ФБУ «Администрация Енисейского бассейна внутренних водных путей», Константин Аорцевич неоднократно поощрялся руководством, пользуется уважением в коллективе и, без сомнения, заслуженно. Шаландировка и землечерпание, обслуживание судоходной обстановки и расстановка судов на зимний стой… Наверное, на флоте и на реке нет такого, чего не знал бы Константин Аорцевич. И неудивительно, ведь и капитаном просто так не становятся, а он за штурвалом уже столько лет! Из этих сорока с лишним лет он более четверти века проработал в путевом хозяйстве, трудился и в лесной отрасли, и на почтовой службе, но каждое из этих занятий неизменно было связано с рекой. «Наверное, по-другому и не могло быть. У меня ведь даже мама на флоте во время войны работала. Ей тогда, правда, всего лет четырнадцать было. Но они, девчонки совсем, тяжеленные чурки грузили, чтобы теплоход обеспечить топливом. Два дня идут, день грузят. Капитан с ними пожилой был да механик, а остальных мужиков всех на фронт забрали», — вспоминает Константин Аорцевич. Вся жизнь его была с рекой связана. И сейчас эта связь не нарушилась, не прервалась. Вот и сын его, Иван, уже несколько лет работает на катере в судоходной инспекции, а значит, семейная история судоводителей Сякки еще будет продолжаться.

Фото из семейного архива К. А. Сякки


Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

18 мая 2022
Хатангу планируют преобразить к 400-летнему юбилею поселка
На Север края, в поселок Хатанга приехала представительная делегация регионального правительства. Проведя осмотр жилого фонда и социальной инфраструктуры, специалисты отметили
18 мая 2022
Красноярское рыбоперерабатывающее предприятие заплатит крупный штраф за опасное филе сельди
Сотрудники краевого Роспотребнадзора на одном из красноярских рыбоперерабатывающих предприятий обнаружили небезопасную продукцию. Исследовав филе слабосоленой сельди, специалисты пришли к выводу,
18 мая 2022
За проезд в электричках родителям детей до семи лет платить не придется
В первом чтении депутаты Госдумы России приняли поправки в Федеральный закон «Устав железнодорожного транспорта РФ». Законопроект предполагает, что в электричках