— Алексей Владимирович, на встрече с руководителями предприятий и ведомств в Раздолинске губернатор края Виктор Толоконский сказал: «Даю поручение новой команде руководства района…». А какой смысл Вы вкладываете в понятие «команда», как Вы её формируете?
— Слово «команда» можно употреблять в разных значениях. Для меня «команда» означает прежде всего одно: делая общее дело, каждый на своем месте выполняет очень качественно свою работу, максимально понимая, что от каждого члена команды зависит общий эффект. В выборе членов команды ключевое правило — не по преданности. Здесь на каждом месте должны быть профессионалы, которые понимают необходимость ответственного выполнения своей задачи. Для этого мы должны искать лучших в своей отрасли, договориться с ними об общих принципах работы и идти вместе к одной цели.
Команда не означает соглашательство, команда предполагает трезвое, четкое понимание своей ответственности. Поэтому любые сомнения, которые возникают у членов команды, должны обсуждаться. Очень важно постоянно возвращаться к тому, что ты сделал, оценивать, анализировать эффективность и целесообразность своих поступков, своей работы.
— Какие задачи Вы ставите на этом этапе формирования команды?
— У нас сейчас каждый шаг – задача, начиная от простых, которые называются жизнеобеспечением. Время неумолимо, и мы просто боремся с последствием того, что люди не занимались летом подготовкой к зиме. Основная задача — чтобы котельные затопили, чтобы был уголь у всех. Чтобы спокойно прожили зиму. Как говорится, тушим пожары по мере их возникновения.
Но самое важное и главное – работа на перспективу. Мы должны заложить такие механизмы, такие проекты, чтобы они могли действовать не в ручном режиме — в первую очередь, а во-вторых, чтобы они не зависели от конкретных людей и долго работали. Возьмите проект асфальтирования дороги Стрелка – Новоангарск. Да, он делался под Новоангарский обогатительный комбинат. Но благодаря деятельности нашего депутата в Законодательном собрании края А.А. Симановского, генерального директора комбината В.В. Гуриева, при поддержке Министерства транспорта в нашем крае сформирован механизм частно-государственного партнерства, который позволяет легко и продуктивно, в короткие сроки решать серьезные, глобальные задачи.
Дорога стоит почти миллиард. Огромное, серьезное вложение. Но она строится! Когда приезжал губернатор, на пути до Раздолинска он сказал: у вас есть опыт реализации проекта по дорогам, давайте по этому пути пойдем… То есть уже есть механизм, по которому можно принимать решение, и его воплощение пойдет гораздо быстрее. Задача команды — чтобы появились еще такие механизмы, которые бы долго работали и не зависели от Храмцова, Иванова и других. Нужно выработать общие подходы реализации таких проектов.
— Возникает вопрос: какие должны быть проекты?
— Прежде всего, направленные на повышение качества жизни. Люди должны жить в нашем районе качественно совсем по-другому. Учитывая, что район на свои семь с небольшим тысяч рабочих мест выдает товарной продукции более чем на 25 миллиардов рублей, мы имеем право жить по-другому. Что я имею в виду? Должна быть у всех вода. Холодная. И горячая — не из батареи, а нормальная горячая вода. Должно быть нормальное, хорошее образование в школе и детском саду. Доступное. Должно быть хорошее здравоохранение. Мы не должны делать выбор между простыми вещами. Мы должны просто хорошо, нормально жить. Мы не должны думать четыре месяца в году, как добираться до краевого центра. У нас должна быть альтернатива. Да, есть река, но при этом должно быть нормальное авиасообщение. А если ты не можешь полететь, у тебя должен быть безопасный способ добираться до Красноярска по земле. Мы должны все усилия приложить на это. Для того и существуют муниципальные органы власти.
В понятие качества жизни я включаю и то, что люди должны иметь работу, возможность зарабатывать, иметь хорошую зарплату. А мы, власть, благодаря их налогам и отчислениям, должны обустраивать их жизнь и быт так, чтобы им было комфортно и хорошо, чтобы они хотели здесь оставаться жить и работать.
— Вы включаете в свою команду руководителей органов местного самоуправления – поселений?
— Однозначно. Без главы сельского поселения невозможно построить то, что я называю нормальным качеством жизни. Понимаете, есть несколько центров принятия решений и несколько центров ответственности. Глава района большей частью коммуникатор, проводник между разными уровнями власти, между разными субъектами в районе. Есть глава поселения, у которого есть свои полномочия, свои возможности, свой круг влияния. Есть предприятия, которые тоже имеют свою зону социальной ответственности, свою зону влияния. Это все участники процесса, которые должны объединиться и планировать будущее нашей территории.
И есть люди, наши жители, которые должны тоже в этом участвовать, практически в ежедневной жизни. Сейчас мы планируем обсуждение бюджета по программам. Придите, скажите, что нужно вам в первую очередь, а что – через год, два, три. Есть средства массовой информации, дайте через них оценку нашей жизни.
А самое серьезное и важное — прийти на выборы в органы местного самоуправления 13 сентября. Подумать о перспективах. Поддержать тех, кому вы доверяете. Кстати, о поддержке. Неделю назад я был в Министерстве финансов края, речь шла о поручении губернатора. Думаю, именно поддержка губернатора и позволила решить все вопросы со специалистами минфина быстро, оперативно.
У нас порой говорят: а я на выборы не ходил… Ну и зря. Может, потому так и живем – 21-й век, а в Мотыгино один скворечник на пять домов и даже канализации нет.
— Вы сказали о предприятиях, которые несут социальную ответственность. Но, по-моему, сегодня только группа новоангарских компаний несет ощутимую социальную нагрузку…
— Да, эти предприятия вкладываются в поселок, в район. И в край, и в страну. У них есть масса проектов социальных, не прибыльных. Но мои переговоры с руководителями наших остальных больших предприятий выявили: они готовы и хотят это сделать. Мне кажется, мешает инерция, они и сами говорят: желание есть, мы готовы, просто прежде нас никто не звал.
Чтобы это сотрудничество было реальным, мы разработали Положение о совете руководителей предприятий. Нам хотелось совместно с ними хотя бы раз в квартал обсуждать проблемы района, договариваться о параметрах совместной ответственности власти и крупного бизнеса, который работает в районе и тянет основную налоговую нагрузку. Для начала мы планируем через пару недель собрать первое заседание, решить рабочие вопросы, обсудить бюджет.
— Бюджет — с предприятиями?
— Да, с руководством предприятий. У них есть претензии: мы вложили в такое-то дело, а вы-то что сделали? Бюджет в таблицах неинформативен, непонятен. А я помню опыт 2010-го года, когда мы обсуждали бюджет, совместную работу, успешно вели переговоры. Восстановим утраченное, надеюсь, появятся новые инфраструктурно-налоговые проекты, о чем говорил губернатор на встрече с руководителями производства.
— Вы считаете, решения, о которых говорил губернатор, получат воплощение?
— Они уже получили. Есть поручения губернатора, начиная с первого момента визита, когда он вышел на полосу в аэропорту Мотыгино, и весь день, пока работал в районе — масса поручений от организации перелетов, ремонта дорог. Все реально пошло в работу. Две недели специалисты Министерства ЖКХ и профильные институты изучают ситуацию. Министр транспорта побывал в районе, вопросы авиасообщения мы отработали с «КрасАвиа», детали и тарифы будем обсуждать в третьей декаде сентября на выездном заседании правительства края у нас в районе. В итоге на этом заседании правительства мероприятия по нашему району будут включены в план мероприятий Красноярского края.
Надо понимать, сам приезд губернатора ситуацию за один-два дня не поменяет. Он увидел наши чаяния, которые войдут в плановую работу правительства края на долгие 3-5 лет работы. Многое зависит от властей края, но и позиция общества должна быть максимально активной. Действуя совместно, одной командой, мы всегда сможем более эффективно справиться со всеми сложностями.