Валенки, да валенки

Валенки, да валенки
Валенки, да валенки

Валенки у нас прочно ассоциируются с трескучими морозами. «Без шубы и валенок зима без конца»,- гласит народная пословица. Тёплые удобные валенки (они же чёсанки, катанки, пимы) упоминаются в народных сказках, песнях, пословицах. «Сани и валенки готовь с лета», «На одну ногу двух валенок не оденешь», «С умного по шерстинке – дураку валенки», «Кто раньше встал, тот и валенки одел», — говорили в народе. А девушки задорно пели: «Валенки, валенки прячет моя маменька, всё равно я их найду, на свидание пойду».

До недавнего времени валенки являлись основной зимней обувью сибиряков, поэтому неслучайно в крестьянских избах нашего музея можно увидеть их: коричневые и серые, стоптанные и с заплатами, в них и скотину поили, за сеном и дровами ездили.

Без валенок наши предки не мыслили святочные и масленичные гуляния, во время которых стоял крепкий мороз, только надевали праздничную валяную обувь: из белой шерсти, расшитую цветными нитками, такие валенки, а им уже больше ста лет, представлены в доме зажиточного шушенского хозяина. Несмотря на возраст, «почтенные» обитатели нашей экспозиции хорошо сохранились, что доказывает, насколько прочна, долговечна эта обувь, как берегли её и передавали из поколения в поколение. Кстати, когда в Москве в 2001 году открывали «Музей валенок» это «произведение» валяного искусства было приглашено в качестве «гостя» и пользовалось неизменным интересом у посетителей. Подобные валенки можно увидеть и на одном из персонажей картины Василия Сурикова «Взятие снежного городка».

Русский человек не всегда использовал валенки по прямому назначению, например, зачастую применял их в качестве подушки: и тепло, и мягко, и всегда при себе. Да и во время гаданий валяная обувь — непременный атрибут, это городские девушки «за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», а наши, деревенские, – валенок. Бросят на дорогу и по направлению носка узнают, в какую сторону выходить замуж, если на свои ворота покажет, значит ещё дома оставаться. А по внешнему виду валенок на ногах деревенского парня можно было понять, холост он или нет. Не загнуты голенища – женат, если загнуты, — можно невестам приглядываться.

В валенках перевозили на новое место жительства домового, в старом доме клали валенок голенищем к печи и звали домового: «Дедушка домовой, хозяйка с хозяином пошли в новый дом жить – пошли и ты с нами». Так что без валенок – никуда.

Владимир Ильич Ленин, отбывая ссылку в нашем селе, тоже носил эту тёплую обувь. В письме к Марии Александровне Ульяновой Надежда Константиновна писала: «Ездили мы как-то к Курнатовскому, он служит на сахарном заводе, верстах в 20-ти от нас. Оделись совсем по-зимнему, Володя в шубу, в валенки, а меня закутали в «семейный» тулуп».

За подшивкой валенок отправил Ленин из Шушенского в Астрахань нелегальную литературу. В ответном письме Лидия Михайловна Книпович, которой предназначалась посылка, писала: «Валенки так хороши, что их можно носить без подшивки».

Возможно, подшивал те валенки пимокат Кудум, живший с семьёй во флигеле дома Петровой. И сейчас экскурсанты могут увидеть в его мастерской шерстобитную машину, струну, колодки, пимокатные рубели и другие инструменты валяльного ремесла.

Совсем недавно в каждом селе жили мастера-пимокаты, были они и в Казанцево, один из них – Николай Андреевич Поминов, участник Великой Отечественной войны к 40-летию Победы изготовил миниатюрные валенки высотой всего 11 сантиметров и подарил их в 1985 году нашему музею. Думаю, подарок этот связан с народной песней «Валенки», исполнять которую знаменитая Лидия Русланова начала в годы войны на фронтовых концертах. Эта песня поднимала боевой дух советских солдат, вселяла в них мужество и героизм.

К слову, на многих фотографиях, запечатлевших войну, наши солдаты обуты в добротные валенки (для фронта было изготовлено 100 миллионов пар), а немцы считали эту обувь лучшим трофеем.

В послевоенные годы валенки согревали тех, кто поднимал разрушенную страну, покорял север и целину, строил БАМ, да и сейчас они на пике популярности.

К сожалению, в нашем районе уже нет мастеров, владеющих дедовским ремеслом, но работники музея сняли в Ермаковском видеофильм в ещё недавно действовавшей пимокатной мастерской, где показан весь технологический процесс изготовления самокаток. Хочется думать, что не за горами то время, когда на вопрос экскурсантов: «А как делали валенки?», мы сможем не только рассказать, но и показать, как груда шерсти превращается в тёплую зимнюю обувь.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме