Зима нынче была мягкой, малоснежной и без крепких морозов. Под конец марта она, как будто очнулась от долгой бездеятельности, вдруг начала наверстывать упущенное, засыпала легким пушистым снегом все, что недавно таяло и хлюпало под ногами. Картина преобразилась, но ненадолго. Сколько бы ни старалась «старуха» удерживать свои позиции, все равно весна возьмет свое. Это неизбежно.
Правда, весна в это время в городе неприглядная. Лед начинает таять, обнажая на асфальте грязную подсыпку, на обочинах почерневшие сугробы, навороченные дорожными службами за зиму.
Возле здания администрации города еще худо-бедно пытаются навести порядок, в других частях Дивногорска – как придется. Словно в поэзии Александра Сергеевича Пушкина: «Я не люблю весну, скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен; кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены…».
Но так у нас в Дивногорске лишь ранней весной. А вот, когда сойдут снега, сбегут последние ручьи, подсохнет влага, отшумят субботники, тогда совсем другой вид – любо-дорого! Под весенними солнечными лучами земля стремительно теплеет, а если еще вовремя выпадут благодатные дожди, природа проявит свою удивительную жизнеспособность. Замечали ли вы, как начинают распускаться почки на березах? Вспомните тот момент, когда почки набухли, но еще не раскупорили скорлупку окончательно, лишь слегка показались кончики клейких, терпких листиков. Белоствольная красавица становится схожа с молодой девушкой, окутанной прозрачной зеленой вуалью, а на фоне нефритового хвойного леса она особенно очаровательна. Но скоро она облачится в свой ярко изумрудный сарафан на все лето. А трава! Она сигналом светофора бросается нам в глаза со всех прогалин и даже темных логов, покрывая землю зеленым ковром. Каменистые склоны Енисея, еще недавно искрящиеся белым, меняют окрас на весенний. И только клыкастые скалы, воспетые Владленом Белкиным, величественно возвышаются над могучей рекой, остаются вечно обнаженными.
Из всех времен года весна самая долгожданная пора. Ее с нетерпением ожидают огородники, заранее готовятся к теплу, вливая свою любовь в рассады. Скоро подоконники дивногорцев будут заставлены помидорами, перцами, садовыми цветами. Растения повернутся к солнечным лучам, впитывая живительную силу, чтобы напитавшись ей, оказаться посаженными в грунт на какой-либо даче. И начнется хлопотное лето для садоводов, которые неоднократно польют растения собственным потом, чтобы зимой вкушать выращенный урожай.
На этом лирика заканчивается, начинаются суровые будни. У многих дивногорцев дачи находятся на 66-м километре абаканской трассы. Добраться туда весьма проблемно, если нет личного автотранспорта. Поэтому приходится «молиться» на общественный. Многих тревожит один и тот же острый вопрос: будут ли пассажирам обеспечены условия на так называемой «новой автостанции»? В прошлом году люди ждали автобусы на улице, так как в здании не было зала ожидания. Приходилось сидеть на бордюре, ожидая автобус, из-за чего одной женщине, Н.А. Подобед, проезжающий мимо автомобиль переехал ступни ног. Кто-то сейчас скажет: «Начали за здравие, закончили за упокой». Так вышло. Навеяли приятные ожидания весны, воспоминания о даче и пути следования на них, омрачил душу до сих пор нерешенный вопрос с автовокзалом. Ведь опять придется мокнуть под дождем и мерзнуть на ветру в ожидании своего рейса.
Недавно садоводы, у которых участки на 66-м километре, провели всеобщее собрание, где вновь подняли этот болезненный вопрос. Люди разочарованы и уже не верят обещаниям властей. А что думает об этом наш уважаемый мэр? Как могло так случиться, что обещали построить вокзал для людей, а возвели торговые площади для бизнеса двух предпринимателей?
В «Огнях Енисея» частенько печатаются письма с претензиями граждан к «лжеавтовокзалу», о новых уродливых строительствах торговых объектов, многочисленных ларьках, зачастую без необходимых санитарных условий. Вы, Егор Егорович, как-то сообщили газете, что у нас этих торговых точек даже маловато, мол, в других городах их на порядок больше. Это нужно для людей. Но кому оно нужно? Зашла я как-то на второй «коммерческий» этаж автовокзала, все завалено товаром, в зале лишь один продавец, но не увидела, ни одного покупателя! Такая же ситуация и в магазине «Нильс» на Набережной, в многочисленных ларьках также ажиотажа покупателей не наблюдала. Так для кого они? Кто заинтересован, чтобы торговые точки плодились как грибы после дождя? Все тот же «автовокзал» пример того, что многое делается в пользу бизнеса, а не нуждающихся граждан. Построили бы магазин, и не вводили людей в заблуждение, что это автостанция, ведь нет даже зала ожидания! Вернули бы хоть старый.
В сентябре прошлого года садоводы обращались в администрацию Дивногорска, под письмом подписались более 100 человек. Им ответил исполняющий обязанности главы города Г. А. Панин, что достигнута договоренность о переносе кассы предварительной продажи билетов в новое здание, а также об устройстве посадочного пандуса в районе здания по адресу: ул. Патриса Лумумбы, 1 «а». А для удобств ожидающих автобуса будет оборудован холл – первый этаж здания «автовокзала». К сожалению, слова остались лишь словами. Ничего этого до сих пор нет, а наше обращение передали «на контроль» заместителю главы Дивногорска М. Г. Кузнецовой, по словам которой «решение вопроса с организацией места ожидания для пассажиров маршрута №101 и других маршрутов откладывается, в связи с отсутствием в городе владельца здания бывшего автовокзала».
Осталось меньше двух месяцев до открытия дачного сезона, а положительных результатов от чиновников мы не получили. Может получиться так, что весна пришла не в радость, а принесла нам новые нелицеприятные проблемы под «старым соусом», появившиеся после строительства нового «автовокзала».
В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ…
Чтобы понять, почему построенный «автовокзал» не автовокзал, требуются знания на уровне высшей математики. Простой лопатой тут не перекопать. В этом «салате» замешано много чего: муниципальные нормативы, требования к автовокзалам, проектно-сметная документация, договоренность с перевозчиками и прочее, прочее, прочее. Начнем по порядку.
ПРИКАЗЫ НЕ ОБСУЖДАЮТСЯ
Все требования к автовокзалам и автостанциям прописаны в Приказе Минтранса РФ N 234 от 1 ноября 2010 г. Через три года, а именно 26.11.2013 Правительство РФ своим постановлением № 1073 уточняет эти требования. По новым нормативам «автостанция» — это объект, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1 000 человек в сутки. А если больше тысячи – тогда это автовокзал. Поэтому никакой речи о том, что в Дивногорске будет автовокзал, не может быть речи в принципе, в лучшем случае — автостанция.
Для автостанции с пассажиропотоком от 250 до 500 человек в сутки должны быть оборудованы две кассы и 15 мест для ожидания рейса, туалеты. Правда, с припиской, что время между рейсами не менее двух часов. Но и это при условии, что построена именно автостанция, получена на нее лицензия и прочая необходимая документация.
Но, как пояснила руководитель архитектурно-планировочного бюро Галина Владимировна Езова, в Дивногорске не может быть построен, ни автовокзал, ни автостанция, так как по нормативам для численности населения в 33 тысячи человек они не предусмотрены. То есть, получить лицензию на здание, как на автостанцию будет очень проблематично, скорее всего, даже невозможно. Увы и ах, но так трактует закон.
Спросите, а как же старая автостанция? Отвечаем, она построена до первого ноября 2010 года, когда появился на свет Приказ Минтранса №234
А БЫЛ ЛИ МАЛЬЧИК?
Так что же тогда строили в нашем городе, спросит читатель? И здесь непонятно. По словам все той же Галины Владимировны Езовой, земельный участок предпринимателям выделяли под строительство автостанции. А вот построили «нежилое здание». На каком этапе произошел сбой; почему власть не проконтролировала строительство именно автостанции, а не «нежилого здания»; зачем нужно было вообще строить новую станцию, чем не устраивала старая; как смогли предприниматели документально «объегорить» администрацию города; почему рожали «корову», а на свет появилась «коза»? Вопросы, вопросы, вопросы… Однако неоспоримо то, что сегодня по всем документам на площади Строителей стоит «нежилое здание». Под эту категорию можно отнести ВСЕ: магазины, парикмахерскую, кафе и так далее. Захотят предприниматели переоборудовать его в ресторан, никто им запретить не сможет. Здание – частная собственность. Поэтому каких-либо законных требований, повторяюсь требований в соответствии с законом, предъявить НЕВОЗМОЖНО.
Единственная лазейка была бы, если бы в Свидетельстве о регистрации, которое выдает Регистрационная палата, было бы прописано, что здание построено под нужды автостанции. Очень много «бы», которые мешают.
К сожалению, увидеть Свидетельства нам не удалось, однако в ходе разговора с одним из предпринимателей, владельцев здания, та заявила, что такой приписки в документе нет, иначе бы она «замучилась получать лицензию». Вот и выходит, договоренность, что это будет именно автостанция, была, вероятней всего, устная. Ее, как известно, к делу не пришьешь. Перефразируя цитату из романа Горького «Жизнь Клима Самгина»: «А есть ли мальчик?», поясняем, что документально никакой автостанции в Дивногорске нет.
ИЗ ОБЛАСТИ МОРАЛИ…
Вопрос об автостанции из области юриспруденции плавно перетекает в плоскость морали. Стороны признают, что договоренность, пусть и устная все же была. Но, как предъявить предпринимателям претензию, что они ее не выполняют? Разве оттуда не ходят автобусы? А что не оборудован зал ожидания, посадочная платформа, касса и вообще пассажирам не удобно… Ну, извините. Кто обещал, что будет удобно и все в соответствии с требованиями приказа Минтранса? Никто не обещал.
Более того, есть автокасса, которая продает билеты на междугородние, проходящие рейсы. Она работает в помещении старой автостанции, переходить в новую не спешит. Почему, не понятно, тут можно только строить предположения. Может не устраивает цена аренды, может есть договоренность с владельцем здания бывшей автостанции, а может… Да что угодно. Но факт остается фактом. Кроме того, высокие автобусы, которые используются на междугородних маршрутах, по габаритам не могут подъехать под крышу нового здания, как мы выяснили, даже не автостанции. Поэтому, предлагается еще задействовать участок площади Строителей, где есть беседка-остановка. Но надо ли это делать? А то отдадим землю под перрон, а потом окажется, что это просто площадка не известно подо что, но частная собственность. Кто даст гарантию, что через пару лет вместо остановки там не появится, к примеру, торговый павильон?
РЕАЛИИ
Это самая короткая глава. Резюмирующая. Городские власти выделили землю под автостанцию, но добиться, чтобы там была построена именно автостанция, не смогли. Что помешало, действующие нормативы населения, слабость характера или еще какой-то фактор, остается в прошлом. Построили «нежилое здание», публично отрапортовали в праздничной обстановке по типу: «были трудности… какими героическими усилиями мы это построили… еще один важный объект в Дивногорске, светлое будущее которого уже не за горами…». Но по факту, без каких-либо обязательств. Отправляют оттуда автобусы, большое спасибо. Не устраивает пассажиров, ваши проблемы. Кто в этом виноват? Судите сами.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Исконный вопрос русской демократии «Кто виноват?» никогда не может обойтись без другого, не менее известного вопроса: «Что делать?». Нельзя сказать, что городские власти не знают об этой проблеме или, что они сегодня закрывают на нее глаза. Собственникам здания предъявлялись…хм…не требования, что вы – просьбы, учесть пожелания пассажиров. Что-то даже сделано. Появилась крытая остановка, на первом этаже установили два ряда кресел, вроде, даже появился туалет (по некоторым данным служебный). Далеко до идеала? Есть такое, но хоть что-то.
Заместитель главы города Марина Георгиевна Кузнецова, с ее слов, не курирует вопрос «автостанции», Скорее, это ее личное небезразличие к данному вопросу и желание помочь пассажирам. Да только из арсенала у чиновника только возможность договориться с предпринимателями, опять же в устной форме. Даже если администрации города подготовит какие-то документы, имеющие юридическую силу, кто их подпишет? Но попытки договориться и найти компромисс, продолжаются.
«Нам нужно снять напряженность, хотя бы на летнее время, — сказала Марина Георгиевна, — когда начнет ходить маршрут на дачи. Параллельно мы стараемся пригласить к обсуждению проблемы все заинтересованные стороны. Ближайшая встреча пройдет буквально на днях. Попробуем договориться».
Но мы взрослые люди, понимаем, что договариваться придется не на условиях пассажиров, а с учетом интереса других сторон, поэтому рассчитывать, что после этой встречи что-то кардинально изменится, это к фантастам-утопистам. Однако будем надеяться. Как впрочем и на то, что после этой статьи появятся официальные ответы на наши вопросы и на вопросы наших читателей. Так что разговор об «автостанции» не закрыт…