Со стороны железную дорогу можно сравнить с единым механизмом. Безостановочно ходят поезда, перевозя тонны грузов и тысячи пассажиров. За этим стоит труд многих работников, людей самых разных специализаций. Объединяет их одно – добросовестность, ответственность и строгое выполнение трудовых правил, которые и обеспечивают бесперебойное функционирование стальной магистрали.
Пост 836
Переезд издалека встречал громким предупреждающим звоном и миганием красных фонарей. Поток автотранспорта – ранним утром люди спешили на работу – начал дисциплинированно останавливаться еще до того, как путь ему преградили опустившиеся шлагбаумы и открывшиеся устройства заграждения переезда. Правда, открылись только три УЗП, четвертая «лягушка», как эти устройства называют в народе, почему-то не сработала. Вскоре промчавшийся мимо локомотив приветственно посигналил молодой дежурной по переезду, встречавшей его с поднятым свернутым желтым флажком. Значит, на данном участке трассы ограничений для движения поездов нет, все в порядке.
Накануне я встречался с дежурной Ольгой Клебановой и узнал, что на смене будет недавно принятая 24-летняя сотрудница Екатерина Негожева. Родом из Иланска, потом переехала в село Новониколаевка, где расположена станция Абакумовка. Железная дорога всегда была рядом, и многие родственники девушки посвятили магистрали свою жизнь. Поэтому сама смело определилась с выбором сферы деятельности. Чтобы трудоустроиться, по собственному признанию, целый год еженедельно ходила в железнодорожное ведомство, напоминала о себе, пока ей не дали работу. Второй месяц трудится подменным дежурным на два переезда – у себя в Новониколаевке и у нас. Заочно получает высшее образование.
— Глядишь, через несколько лет у нас будет экзамены принимать на профпригодность, пойдет на повышение, — отметила позже подошедшая сменщица Наталья Гульняшкина. – Молодец, настойчивая и целеустремленная.
Пересменка прошла спокойно и быстро, серьезных происшествий на посту 836 не было. Название идет от километра, на котором располагается переезд. Интересно при этом, что протяженность нашей «трассы мужества» Абакан-Тайшет – 647 километров. Она является частью дороги Новокузнецк-Тайшет, отсчет километража идет из Кемеровской области, и в общем он насчитывает 1047 километров. Из них 49 приходится на Ирбейский район – с 809 по 858 километр от Елисеевки до Петропавловки.
Шнуровая часть
Вскоре вновь раздался предупреждающий звон, сработали шлагбаумы и УЗП. К платформе прибыла синяя «торпеда» электрички. Из открывшихся дверей вышли несколько человек, зашли Екатерина Негожева, отправлявшаяся в Коростелево, где она временно проживает на станции, и двое рыбаков. Основное назначение электрички – перевоз рабочих, но попутно она берет и пассажиров, причем, совершенно бесплатно. Иногда она доставляет и грузы. Вот и в этот раз трое мужчин в ярких спецовках с надписью «ШЧ-6» приняли ящики с оборудованием и мотки кабелей. Работники собирались ремонтировать УЗП – ту самую нераскрывшуюся «лягушку».
Как позже рассказал старший группы, механик Леонид Яшнов, аббревиатура ШЧ означает шнуровая часть. Привет из далекого прошлого, когда семафорами управляли, дергая за шнуры. Такие приспособления давно сменила электроника, а название осталось. Леонид Викторович обслуживает систему сигнализации, централизации и блокировки уже четверть века. Опыта ему не занимать. Два монтера тоже свое дело знали. Алексей Катышев работает пять лет, успел изучить все тонкости профессии, когда нужно, может исполнять обязанности механика на станции Коростелево (хотя у железнодорожников на официальном уровне в ходу искаженный вариант Коростылёво), где он живет. Георгий Ивановский в ШЧ первый год, но на стальной магистрали не новичок, до этого на протяжении трех лет был в разрезе путейцем. Работники действовали сноровисто и быстро, но при этом без спешки. На железной дороге если необдуманно поспешишь, людей не насмешишь, последствия могут быть самыми печальными.
Неподалеку работал еще один сотрудник ШЧ – электромеханик с 33-летним стажем Геннадий Старожилов. Он диагностировал приборы, замеряющие температуру на колесных парах проходящих мимо поездов. Перегрев означает неисправность и опасность аварии. Сколько раз раньше видел эти синие ящички и подумать не мог, что в них скрыто сложное и важное оборудование. Такого на стальной магистрали много, нет ничего лишнего или незначительного. В совокупности это обеспечивает безопасность и бесперебойность движения.
На станции
К обеду отремонтированное УЗП снова функционировало, и бригада поехала на станцию Ирбейскую. Через некоторое время туда отправился и я. На станции было немноголюдно. Порожний состав задним ходом пошел грузиться углем, примостившийся на подножке хвостового вагона составитель Сергей Катышев (брат Алексея) координировал его движение. На своем посту внимательно наблюдал за поездом вагонник Андрей Бобров. Он рассказал, что сотрудники, в основном, разъехались по рабочим делам. Поблизости только бригада путейцев – на одной из станционных веток меняют износившиеся деревянные шпалы. Яркий огонь оранжевых спецовок просматривался прямо с перрона. Вскоре я общался с дорожниками стальной магистрали.
На вопрос, кто старший, путеец Сергей Галле с улыбкой ответил: « Анархия!» Бригадир Игорь Галле (родной брат Сергея) уехал на производственное совещание, бригада трудилась без командира. Да она и не нуждалась в постоянном надзоре, каждый путеец – от Сергея Освальдовича с почти 30-летним стажем до новичков Александра Городовенко и Сергея Страмбовского – знал свое дело и добросовестно его выполнял. Весь процесс был четко отлажен от первого шага – Александр Кулашков выдергивал «лапой» костыли из старых шпал – до последнего – Андрей Рачук мощными и точными ударами молота забивал их в новые. Вдали смолкла монотонно гудевшая газонокосилка, вскоре с агрегатом на плече пришел Роман Цкипурашвили – сын железнодорожника-ветерана Нугзара Шотовича, участвовавшего в строительстве трассы мужества. Профессиональные династии с преемственностью поколений на стальной магистрали не редкость. Роман Нугзарович включился в работу со шпалами, совместными усилиями ее быстро завершили. Рабочий день еще не кончился, но путейцы заслужили право на отдых. Ударно потрудились с шести часов утра, заменив 15 шпал.
Есть контакт!
Впрочем, рабочий день у железнодорожников часто бывает ненормированным. В этом довелось убедиться на примере контактников. Они обслуживают сеть от Унерчика до Агула, 63 километра (с ответвлениями на станциях – 71). Работы у них хватает. Поздним вечером они получили «окно» и отправились в путь. Машинист Виталий Лесков с помощником Иваном Корнеевым быстро домчали бригаду на автомотрисе к нужному месту под Юдино. Опытнейший бригадир Руслан Ухач провел инструктаж.
Сначала – поправить две опоры. Они углублены на четыре метра в землю и все равно могут покоситься. Накануне их подготовили к работе, убрав лопатами щебеночные плечи. Теперь, предварительно повесив на провода штанги заземления, подтянули их лебедками, добившись вертикального положения. Далее Роман Луговой, Виталий Пахомов и Алексей Павлов остались выполнять задачи на земле. Антон Чеботаревский, Роман Ковригин и Илья Безух забрались в корзину подъемной вышки, отправились работать с проводами. Верховики, элита среди электриков с допуском к выполнению самых сложных и опасных работ. Контактников на профессиональном сленге железнодорожников называют по-разному. Например, «пауками» — обслуживают паутину контактных сетей. А еще – смертниками. Ежегодно по стране гибнут десятки контактников, это самая опасная профессия на стальной магистрали. Здесь любая неосторожность чревата летальными последствиями. Поэтому все правила инструкций, которые, как известно, «писаны кровью», парни знают назубок и выполняют неукоснительно.
На станцию Ирбейскую вернулись во втором часу ночи. «Окно» закончилось, и снова по трассе шли поезда. Никуда не торопясь, но везде успевая, как делается все на железной дороге.