Владислав Титенков: «Не рисовать? Не могу!»

Владислав Титенков:  «Не рисовать? Не могу!»
Владислав Титенков: «Не рисовать? Не могу!»

Картинка, подсмотренная несколько лет назад. Летний день, молодежный праздник. Группки местных юнцов, помахивая пивными бутылками, согласно тянутся к месту гуляний. Единственная фигурка, плывущая против течения: мой сегодняшний герой с этюдником идет на берег реки, на пленэр. Под неверным светом таежного лета на реке Белой; под зыбью облаков, укрывающих Енисей; под сумрачным небом Петербурга, под палящим солнцем Средиземноморья он раскрывал свой этюдник и смешивал краски… Парень с улицы Калинина нашего райцентра, но с необычной профессией. Он – художник.

В свои 25 лет Владислав – призер Всероссийского конкурса «400 лет Дома Романовых». Признание петербургского художественного сообщества кое-что значит. Как для автора, так и для большинства из нас, если мы, не доверяя собственному сердцу, ждем увидеть некий знак качества на произведении талантливых рук…

Во время торжественной церемонии награждения в Доме художников Санкт – Петербурга Владислав был далеко от родных пенатов. В компании друзей он исследовал музеи Испании. Там, где облюбовала золотые пески Барселоны золотая молодежь, наш земляк изучал художественную культуру, архитектуру древних городов, рисовал этюды, делал наброски и фотографии. Работал! И вернулся, наполненный впечатлениями, которые столетиями питали лучших художников Европы. Используя этот уникальный случай, я попросила Владислава Александровича рассказать о себе, творческих планах и идеях.

— Скажите, каким образом возникло решение стать художником?

— Трудно объяснить… Я в детстве много рисовал. Не стало отца, мама воспитывала нас с сестрой одна. Ей было нелегко, возникали проблемы. Если у меня были трудности, я уходил в себя, мог по два дня оставаться один в комнате, думал, думал. Нравилось размышлять над разными ситуациями, предполагать их источники, и чем это закончится, искать объяснения, до-думывать, до-чувствовать происходящее. Появилась привычка понимать любой процесс от начала до конца…

В старших классах школы начались проблемы, особенно с точными науками. Зубрить я не умел, а пропустив хоть деталь в решении каких-нибудь уравнений с иксами, переставал понимать логику, терял интерес. Любимым предметом оставалась литература. Учитель Галина Анатольевна Березина позволяла нам высказываться, пусть по-детски коряво, неправильно, но так, как мы понимали на тот момент. Это было отдушиной. Еще вспоминается, как в любой ситуации меня поддерживал дед. Он говорил простые истины – слушай себя, если хочешь – рисуй. Помню, выиграл я в школе конкурс «лучший по предмету», ездил в Енисейск на мастер – классы по изобразительному искусству. Потом поступил сюда учиться на художественно-графическое отделение. Во время студенчества что-то открылось внутри, какая-то волна пошла, я пять лет писал сценарии на «Юморину», танцевали со студентами брейк, расписывал автобусные остановки. Что интересно, на этой «волне» легче стало понимать и физику и химию. Без принуждения, естественно. Так же, как и работать кистью. Как говорят: «Можешь не рисовать – не рисуй». Я без живописи не могу.

— Художник – это образ жизни?

— Да, так. Мало было в жизни дней, когда не писал, или не думал об этом. Даже в общественный транспорт обычно беру планшет. Зарисовываю людей, разгадываю их характеры, намерения, жизненные обстоятельства. Стоя на остановке, наблюдаю окружающих. Например, вижу девушку с длинными волосами, которые она убрала особенным образом, я понимаю – это потому, что волосы у нее жесткие, непослушные. Мне нравится наблюдать и выносить из этого суждения. Окружающий мир – увлекательное поле исследования! Как говорится, нет ничего фантастичнее реальности.

Кроме того, это помогает понимать себя, кто ты, для чего родился? Я верю, что у каждого человека в жизни есть собственная ниша, где он будет словно рыба в воде. Единственная среда, где комфортно мне – сфера творчества.

И никто не заставляет в минус сорок градусов идти писать этюды, подниматься больным к незаконченной работе, ехать в лес, где комары и прочее. В этом единственная разница между рациональным и творческим человеком. Рацио может себя заставить делать нелюбимую и неинтересную работу ради зарплаты, например. Творческий человек внутренне независим, все всегда решает сам.

— И вы убеждены, что сделали правильный выбор? Даже зная, что быть художником — значит выбрать непростую судьбу?

— В мире есть тонкие связи, часто неведомые нам. Вернее так – нет несвязанных вещей. Люди искусства, психологи давно осознали, что ничего так просто не проходит. Ни одно движение не остается без следа. Знали это в старину, потому мудрые люди стремились делать добро, матери помогали чужим детям: авось и сыну – дочери поможет кто-нибудь… К старикам относились с уважением и прочее.

Эта внутренняя чуйка, позволяет понять настоящие ценности. И отделить их от образа жизни, который нам сейчас навязывают. Культ денег, секса, разнообразные пороки в наше время словно получили лицензию на тиражирование. Незащищенными в этой среде остаются люди, далекие от родной культуры, искусства. Потому что культура и искусство, прививая вкус, дают верные ориентиры. Человек, который знает и понимает Пушкина, Гоголя, Стравинского, проникается другим наполнением. Логика может не объять этого, но траектория поведения, мысли будет уже другой. Я уверен, что невозможно состояться в жизни вне культуры.

— Вы изучали живопись за границей. Расскажите об этом.

— Основной целью поездки был художественный музей Прадо. Здесь хранятся работы Веласкеса, Гойи, тысячи великих полотен. Важно было посмотреть оригиналы, потому что репродукции даже высокого качества не передают и половины достоинства картины.

Большое место в Прадо отдано русской живописи – Кандинскому, Гончаровой и многим другим нашим соотечественникам. Это не новость, что русская школа очень ценится на Западе. Она авторитетна и на Востоке. Ведущие мировые дизайнеры родом из Китая и Японии, а их построения основаны на изучении русского искусства.

Большое впечатление произвел Толедо, старинный город, где в 16 веке работал Эль Греко. В городском музее есть старинные пейзажи, которые изображал на своих полотнах живописец. Те же дома, мост над рекой. На меня Толедо произвел сказочное впечатление – какая-то Нарния, сюрприз за каждым поворотом!

Хороша была Барселона, в центре которой высится незавершенная Саграда Фамилья архитектора Гауди. Если смотреть на город сверху, с горы, то море поднимается к горизонту подобно чаше, а в центре огромным тортом возрастает этот столетний недострой. Испанцы суеверны, они считают, когда башня будет возведена, случится конец света, третье пришествие Христа. Так что строительство движется о-о- очень медленно.

Обращает внимание бережное отношение испанцев к семье. Люди идут в обнимку, целуют детей, прогуливаются пожилые пары. Увы, подумалось мне тогда, наши старики уходят, и уносят с собой единство русских семей, когда все вместе отмечали праздники, копали картошку или готовили сено.

Из Испании я привез много этюдов и три книги о живописи. Еще пару сотен цифровых фотографий, в том числе с музейных картин. Друзья, правда, крутили пальцем у виска: загорал бы на пляже, на дискотеки ходил, вместо того, чтобы бегать по музеям, — улыбается Влад. – Но ведь никаким другим прибором, кроме собственного зрения, не ощутить всех оттенков, тонкостей, деталей, которые понимали великие художники. И оставили на своих полотнах.

Увы, в Прадо нельзя фотографировать. Когда узнал это, вспомнил Эрмитаж. Там я хотел сделать снимок далеко висящей картины. И старушка смотрительница пододвинула скамейку – встань поближе, фотографируй, как удобно. Все же музейные предметы искусства – общее достояние, в русских музеях хранителями этого знания остаются пожилые люди.

— Владислав, чем по-Вашему, Европа отличается от России?

— Там умеют сберегать. Древние замки, здания, набережные, мосты, живопись – все сохранено, все ухоженно, уютно и красиво. Возможно, потому, что есть уважение в мастерству, ручному труду.

Не зря многие выпускники нашего института переезжают в Европу. Там есть «средний класс» мастеров, профессионалов ручного труда. Ремесло позволяет зарабатывать на жизнь. У нас же профессию выбирают бездумно, и потом не знают, что делать с дипломом. Юрист работает менеджером, менеджер вставляет пластиковые окна, в итоге все как попало. Рядом с нашим домом стоит колонка, каждую неделю она разливается и затапливает все вокруг. И нет человека в местной коммунальной службе, кто мог бы это исправить. Такая неприглядная бытовая картинка.

Хотелось бы, чтобы мы научились любить, ценить себя, свою страну, родную культуру, нормально работать, наконец. Достижимо ли это? Не знаю.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

15 декабря 2024
Красноярскую «Пушку+» со времени открытия посетили больше 15 тысяч человек
В красноярском театре Пушкина подвели итоги работы арт-пространства «Пушка+». По своему размеру эта площадка стала заменой камерной сцены. А по
14 декабря 2024
В селе Тюхтет Красноярского края открыли современный кинозал
В Доме культуры села Тюхтет оборудовали современный кинозал, и теперь жители района смогут смотреть новинки кино в хорошем качестве. Модернизация
13 декабря 2024
Режиссер театра кукол Ольга Петухова сравнила красноярскую и петербургскую публику
Режиссер театра кукол Ольга Петухова, поставившая в «Пушке+» детскую новогоднюю сказку «Маленький Дед Мороз», сравнила зрителей в Красноярске и Санкт-Петербурге,