В 90-е годы, когда началась приватизация госсобственности, в народе ходил такой анекдот. На собрании акционеров предприятия присутствующие поинтересовались: «А что это такое — приватизация?» Им ответили: «Это когда и директору, и рабочим перейдут в собственность цеха, оборудование, автотранспорт и т.д.» «А заводская труба тоже всем?» — спросили люди. На что получили ответ: «Всем труба!»
Тебе половина, и мне половина
А теперь о серьёзном. В конце марта руководство МУП «ГКХ» пригласило сотрудников нашей редакции на важное, по его словам, событие, которое нужно осветить в газете. Мы, конечно, поинтересовались, что же такого нового случилось в деятельности коммунального предприятия? Оказалось, МУП «ГКХ» собралось устанавливать дымовую трубу на городской котельной по ул. Мичурина. При этом было подчёркнуто, что делается это за счёт собственных средств предприятия!
Что же произошло за полтора месяца до окончания отопительного сезона с котельным оборудованием МУП «ГКХ»? Выяснилось, что давно требующая замены дымовая труба, не выдержав мартовского порыва ветра (даже не ураганного), сломалась пополам и рухнула на землю. В результате коммунальщикам пришлось снизить объём вырабатываемой тепловой энергии (и это в марте!), что сразу почувствовали на себе потребители, в том числе школа №2. Родители с ребятишками, пришедшие 1 апреля на открытие детсада при этом общеобразовательном учреждении, забеспокоились: если в апреле в помещении так прохладно, то что ожидает малышей зимой?
Поясню для читателей, что такое труба дымовая в котельной. Если говорить официальным языком, то это вертикально расположенная конструкция, предназначенная для удаления во внешнюю среду и рассеивания продуктов сжигания топлива. Понятно, что оставшийся «огарок» трубы в городской котельной не выполнял эту функцию в полной мере. Поэтому были опасения, что раскалённые угли, выбрасываемые из трубы, начнут падать на шиферные крыши близлежащих домов. Как результат – пожар. Подобным конструкциям время от времени нужно обслуживание, а также плановые проверки, обеспечивающие нормальное использование оборудования и предупреждающие появление дефектов. Надо отметить, что срок эксплуатации подобных сооружений — десять лет (при этом срок уменьшается при увеличенных суточных затратах топлива и качества его химического состава). Я могу с уверенностью заявить — дымовая труба в котельной на улице Мичурина отслужила почти два срока эксплуатации. И очень сомневаюсь, что её обслуживали, обследовали и проверяли по всем правилам.
В итоге мы отказались освещать «важное событие» по установке новой дымовой трубы в нашей газете. Пояснив, что о данном факте нужно говорить не в положительном контексте, а, скорее, в отрицательном. Ведь падение трубы в котельной — это ЧП! Руководство ГКХ должно было, не привлекая внимания общественности, срочно принять меры по ликвидации последствий этого происшествия.
Кроме того, я напомнил руководителю, что муниципальное имущество передано МУП «ГКХ» в оперативное управление (в хозяйственное ведение) для получения доходов от вида деятельности. Поэтому только за собственные средства МУП «ГКХ», и ни за какие другие, должна решаться проблема ремонта эксплуатируемого оборудования. Ведь за счёт него предприятие осуществляет свою коммерческую деятельность, получая при этом прибыль. И можно быть уверенным, что эта дымовая труба давно себя окупила.
Считаю, что после устранения проблемы с упавшей трубой руководству МУП «ГКХ» необходимо было провести производственное расследование по выявлению причин ЧП и установить виновных. А для уменьшения ветрового резонанса, чтобы не случилось нового ЧП в условиях урагана, нужно было установить в верхней части дымовой трубы специальные фиксированные металлические пластины (интерцепторы) в виде спиральной навивки.
И ещё совет, касающийся уже эстетической стороны дела: перед монтажом трубу неплохо бы покрасить в красно-белую полоску, как, например, сделано в НГЧ. Чтобы котельный комплекс, находящийся в жилой зоне, радовал глаз и не напоминал жителям мрачный крематорий.
Вода, вода, кругом вода
Вроде это и не плохо, ведь без воды «и не туды и не сюды», как пел герой фильма «Волга, волга» — конюх дядя Кузя. Но ситуации, в которой оказались жители посёлка, именуемом в народе «Кедровый», проживающие на ул. Преображенской и прилегающей к ней ул. Пушкина, не позавидуешь.
Недавно в редакцию поступили жалобы. Суть одной из них в том, что из-за несвоевременной откачки септика (так, во всяком случае, считают авторы жалобы) в квартирах с полным пакетом благоустройства жильцы вынуждены ходить по нужде в туалет во двор, так как сливная чаша унитазов заполнена водой по самую крышку (дома №14, №19, №21 на ул. Преображенской). Другие жители, чьи дома находятся на ул. Пушкина, жалуются на то, что их огороды превратились в болото и не пригодны для высадки овощей. А зимой, по их словам, дворы покрываются льдом — хоть в хоккей играй! А ведь эти земельные участки люди используют для ведения личного подсобного хозяйства.
Как показали результаты моего расследования, МУП «Уяржилкомсервис» исправно проводил работу по откачке септика и даже, считаю, с лихвой. Ведь за смену машинами вывозилось до 80 куб. м ЖБО! Это при том, что на улице Преображенской расположено 44 благоустроенные квартиры в двадцати одном жилом доме. Изучив график движения ассенизаторских машин, я провёл собственную проверку. В среду, 20 мая, в 8.40 прошла первая откачка «накопительного колодца» на ул. Преображенской. Уровень в смотровых и поворотных колодцах сразу снизился до минимума. В результате канализационные стоки перестали бежать на рельеф, в частности, в огород дома №4 по ул. Пушкина. Через час, в 9.40, всё стало, как прежде. И тут сразу напрашивается вопрос: откуда в канализацию поступает вода? Все жители посёлка на работе. Вывод только один – порыв водопровода.
Кстати, проинформировав о результатах своих исследований специалистов МУП «Уяржилкомсервис» и МУП «ГКХ», я выяснил, что и те и другие в курсе проблемы и даже, по их словам, знают, как её решить. Только вот почему-то никто из них даже не пытался устранить проблему. При этом одни несут постоянные убытки из-за откачки ЖБО сверх установленной нормы, другие просто разводят руками из-за своего бессилия, а точнее бездействия. Надо заметить, вопрос этот люди поднимали на уровне районной власти. Но кардинальных мер по устранению порыва водопроводной сети ресурсоснабжающей организацией – МУП «ГКХ» принято не было. Тогда жители ул. Пушкина и ул. Преображенской обратились в редакцию газеты. После проведённого расследования по жалобам, я посоветовал людям написать заявление в районную прокуратуру. Районный прокурор подаст исковое заявление от неопределённого круга лиц в суд об упущенной выгоде в связи с тем, что граждане не смогут посадить в затопленных огородах овощи. И ответчик (возможно, это МУП «ГКХ») будет вынужден выплатить пострадавшим деньги, чтобы люди смогли купить овощи и зелень в магазине. А жителям благоустроенных домов придётся взыскивать с МУП «Уяржилкомсервис» сумму оплаты за водоотведение, хотя работу коммунальщики и выполняли, но воспользоваться результатами их деятельности граждане не смогли.
Во время встречи с жителями посёлка я задал им вопрос: как вы относитесь к работе муниципальных предприятий «Уяржилкомсервис» и «Городское коммунальное хозяйство»? «С удивлением», — сказали одни. «Сочувствуем, но ничем помочь не можем», — сказали другие. Вот такие полушутливые ответы я от них получил. Хотя было видно, что людям совсем не до шуток. Многие жители говорили на волнующую их тему со слезами на глазах.
Я лишний раз убеждаюсь: мы сами хозяева своей судьбы. Существующее федеральное законодательство позволяет нам самим определять себе управляющие компании по обслуживанию и содержанию жилого фонда. Их сегодня на этом рынке предостаточно. И состоятельных, имеющих лицензии, а не банкротов и самозванцев. Но вот вопрос: почему мы этим правом не хотим воспользоваться?
А с работой таких муниципальных коммунальных предприятий, о которых говорится в этой статье, действительно всем потребителям будет «труба».