Россия – многонациональная страна. На ее территории живут более ста наций и народностей. И в нашем Иланском районе живет довольно разноликая семья народов: русские и украинцы, белорусы и молдаване, немцы и татары, казахи и латыши, киргизы и армяне, грузины и удмурты — всех не перечислишь. И у каждого свой язык, свои традиции, своя культура, своя вера. Но есть одно общее, что объединяет всех – это имя их малой родины – Иланский район. Сегодня нам хотелось бы рассказать о представителях одной из национальностей – чувашах, что живут в деревне Степаново.
Чуваши в Красноярском крае издревле заселялись на берегах реки Енисей, в основном в сельскохозяйственных районах. Перепись населения 1897 года зафиксировала в Енисейской губернии 639 чувашей. Сейчас в крае более 24 000 чувашей, а возглавляет Красноярскую региональную Чувашскую национально-культурную автономию Г. Храмов. Чуваши Красноярского края начали объединяться для сохранения традиций, культуры, самобытности, языка в конце 80-х в начале 90-х годов прошлого столетия. В эти же годы в деревне Степаново был создан и чувашский национальный коллектив художественной самодеятельности «Юлтшасем», что в переводе на русский язык обозначает «Дружба». Создателем и бессменным руководителем этого является директор сельского Дома культуры Надежда Мартышкина.
— Родом я из деревни Шерашево Алековского района Чувашии. Так получилось, что в 4 года мои родители переехали в Красноярский край. Первые годы жили в Нижнеингашском районе, а потом уже перебрались в Степаново, но про свою далекую Родину мы не забывали никогда. Именно поэтому, работая в сельском Доме культуры, я всегда мечтала создать коллектив, который объединит чувашей. Так и образовался «Юлтшасем». Первое время нас было три человека, сейчас уже десять. Хоть все мы и разного возраста, но все же интересы у нас общие – сохранить нашу национальную культуру, традиции, передать их нашим детям и внукам и рассказать о ней другим. В свой коллектив мы особенно охотно принимаем и детей. Ведь они должны знать, помнить и чтить историю своих прадедов. Я и внучке своей Алине постоянно рассказываю про нашу историческую родину. Мы всегда все вместе: и в радости, и в горе. В повседневной жизни своей стараемся соблюдать наши национальные традиции и обычаи. Но самыми любимыми для всех нас являются наши чувашские праздники. Вы только послушайте, какие мы устраиваем торжества!
Одним из самых главных праздников у нас является Акатуй (свадьба плуга), который проводится по окончании весенних полевых работ. Этот праздник связан с представлением древних чувашей о бракосочетании плуга с землей. В старом чувашском быту Акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.
Интереснейшим из праздников новогоднего цикла является Нартукан, который начинается в день зимнего солнцестояния. Для проведения этого праздника выбирается возведенный в истекшем году новый дом. Он и называется нартукан. Во время нартукана детвора с утра катается с гор на санках. При этом поются особые куплеты – нартукан саввисем. С наступлением сумерек парни собираются группами и, уговорившись между собой, расходятся по домам наряжаться в святочных дедов и в святочных бабок. Через некоторое время ряженые высыпают на улицу и начинают ходить из дома в дом. Среди ряженых можно встретить и торговца – татарина, и комедианта с медведем, и цыганку – гадалку. Парней, прежде всего, интересуют те дома, в которых живут их избранницы. В обычные дни не принято входить в такие дома, а в праздник это можно сделать под покровом маскарадной одежды. Начинается шествие по заранее намеченным домам. В каждой избе разыгрывается смешная сценка. К примеру, одетый старухой парень садится за прялку и начинает прясть. Переодетая стариком девушка, помахивая помелом, начинает браниться и укорять, грозясь приклеить старуху к прялке. Одновременно она выхватывает у одного из сопровождающих бутылку с водой и выливает воду на подол одежды присутствующих. Надо заметить, что мы, чуваши, очень любим посмеяться, повеселиться все вместе. Даже обычные посиделки, которые проводим довольно часто, мы превращаем в праздник. Потешивши вдоволь хозяев, толпа ряженых с пляской и шумом отправляется в другой дом. Еще днем парни через сестер и родственниц приглашают всех девушек в избранный для проведения праздника дом. Когда собираются все приглашенные, начинаются игры, танцы и песни.В названии этого праздника содержится слово «нога», что связано с обрядом гадания: в древние времена в этот праздник девушки заходили ночью темный хлев с овцами и хватали их за ноги. Если оказывался баран, значит, стать девице чьей-то женой. Если овца — то сидеть красавице еще год в девушках.
Не менее важным считаем древний праздник Чуклеме – один из самых торжественных и знаковых. Глубокой осенью, после завершения молотьбы чувашские крестьяне тщательно сортировали и распределяли зерно: самое лучшее – на семена, что похуже – на корм скоту. Партию, предназначенную на муку, сушили в овинах или печах и везли на мельницу. Старшая в доме женщина затевала солод, проращивала зерна, несколько раз обрызгивая со свежего веника, солодила, ворошила его. Затем солод свозили для просушки в общественную солодовню. На солодовне собирались старики, подростки, дети. Тут рассказывали разные истории, предания, сказки. Ночлег на солодовом овине запоминался детям на всю жизнь. Готовый солод вместе с зерном везли на мельницу. Мельница, как и солодовня, была в чувашском быту своеобразным клубом, местом общения. С мельницы крестьянин возвращался преисполненный гордости за итоги своего нелегкого круглогодичного труда. Чуваши недаром говорят: «С мельницы и дрянная лошадь возвращается пританцовывая». Муку засыпали в специальный деревянный ларь в амбаре. Она поступала в полное распоряжение хозяйки дома. Традиционно Чуклеме сопровождается благодарственными молениями и угощениями. На праздник всегда приглашаются родственники, друзья, знакомые. Мы любители ходить друг к другу в гости, общаться. Если к чувашу приходят люди, он обязательно посадит их за накрытый разными блюдами стол.
Чуваши свято чтят свои традиции. Традиционный характер имеет оказание помощи (ни-ме) при строительстве домов, хозяйственных построек, уборке урожая. Помню, раньше картошку мы копали всей улицей. Заранее взрослые готовили угощенья для себя и нас, детей, и после уборки мы также весело, как и работали, праздновали. Сейчас же такое редко где встретишь.
Особенно хочу подчеркнуть, что у нас всегда большую роль играло общественное мнение селения (ял мен капать – «что скажут односельчане»), резко осуждалось нескромное поведение, сквернословие, а за воровство устраивали самосуд. Из поколения в поколение чуваши учили друг друга: «Чаваш ятне ан серт!» (не срами имени чуваша!). Вот по этому древнему завету наших предков мы и сегодня стараемся жить, детей и внуков учим свято блюсти традиции и обычаи. В короне России много самоцветов – наций и народностей, поэтому живя в мире и дружбе со всеми, важно не раствориться в общей массе, а сохранить свое лицо, свою самобытность!
Есть у Надежды Васильевны Мартышкиной бесчисленное количество грамот и благодарственных писем за добросовестный труд и сохранение национальных традиций. Одно из благодарственных писем ей вручил в день юбилея Иланского района председатель Законодательного Собрания Красноярского края Александр Усс, чем она очень гордится. Ведь для нее важно, чтобы о них, о коллективе «Юлтшасем», знало как можно больше людей, чтобы чувашские традиции, обычаи ее предков не исчезли с лица земли.
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»,- этими словами А. С. Пушкина хочется закончить нашрассказ о чувашах из деревни Степаново.