Занятия в игровой форме

Занятия в игровой форме
Занятия в игровой форме


С целью охвата таких семей, проживающих в селах района и не имеющих возможности регулярно приезжать на занятия в Центр, специалисты проводят выездные заседания. Чаще всего занятия проходят в школах, но в случае необходимости соцпедагог, инструкторы по трудотерапии, адаптивной физкультуре и психолог приходят на дом к ребенку-­инвалиду. На очередное занятие в Никольск вместе со специалистами выехала и я, корреспондент газеты.

Сразу надо отметить, что все специалисты разрабатывают программу реабилитации каждого ребенка. Вначале проводят диагностику. Социальный педагог выясняет уровень и объем знаний подопечного, инструктор по адаптивной физкультуре подбирает комплекс упражнений с определенными нагрузками в соответствии со справкой о состоянии здоровья ребенка. Затем составляется индивидуальная программа комплексной реабилитации и социализации маленького члена нашего общества. Социальный педагог проводит занятия с использованием информационно­-коммуникативных технологий. Это делается еще и для того, чтобы дети не боялись пользоваться компьютером, понимали, как важно в век новых технологий уметь на нем работать.

Игровые занятияЭто, как говорится, присказка, перейдем к сказке, то есть к занятию. Инструктор по трудотерапии Татьяна Екимова раскладывает на столе краски, кисточки, бумагу, расставляет непроливайки с водой. Когда собираются дети, предлагает им нарисовать морское царство. Однако вначале спрашивает: « Кто знает какие животные обитают в море?». И посыпался шквал ответов: акула, дельфин, ракушка, морская звезда. Самые хитрые сразу заметили слайды на ноутбуке и называют животных, появляющихся на снимке. Затем инструктор подробно объясняет, что существует много видов бумаги, а та, которая приготовлена для занятия, подходит для акварели. Все берут в руки карандаши и под руководством Татьяны Николаевны начинают выводить «большую запятую» – тело рыбы. Постепенно появляются плавники, глаза, хвост, и все рисуется после вопроса инструктора: «Чего у рыбки не хватает?». Кто­-то предлагает нарисовать пузырьки, чем вызывает вопрос: «А для чего нужны они? Почему нам необходим воздух?». Так незаметно, ненавязчиво закрепляются новые и повторяются давно полученные знания об окружающей среде. Вот и готовы рисунки. Татьяна Николаевна разрешает детям забрать их домой, чтобы очередными успехами порадовать родителей.

Казалось бы, совсем простое занятие – рисование, а как может раскрыться ребенок в этом творчестве. Татьяна Екимова отмечает, по рисункам можно понять настроение человека, сразу видно, какая семья, как малыш расположен к своим родителям. Кто рисует черную­пречерную маму, кто­-то яркую, в красивой одежде. То есть дети интуитивно передают цветом свое видение мира и окружающей действительности. Постепенно цвета меняются, меняется и настрой ребенка: он доверительно, открыто беседует со специалистами.

В этом также помогает социальный педагог Елена Бродникова. Ее функции – социально­-бытовая адаптация подопечных. Если говорить по-­простому, перед соцпедагогом стоит задача привить навыки самообслуживания в обычной жизни: как сходить в магазин, как пользоваться деньгами и уметь их разумно тратить, как правильно обратиться в медицинское учреждение и так далее.
В день нашего приезда Елена Сергеевна проводила занятие на тему «части тела». Для детей-­инвалидов это не совсем обычный урок – он проходит в игровой форме. Вначале соцпедагог предлагает посмотреть друг на друга и сказать какого цвета у соседа глаза. Затем ребята отвечают на вопросы: что находится выше глаз; для чего нужны брови. Когда разговор идет о носе, то Елена Сергеевна предлагает понюхать разные ароматы и выстроить ассоциативный ряд – с чем ассоциируется определенный запах. Например, сосновый аромат – с Новым годом, мятный – с чаем, аромат розы – с летом, с цветущим лугом. Дети высказывают свои предположения, спорят друг с другом, ведь они по-­разному воспринимают запахи.
А самое важное в другом – они учатся общаться со сверстниками, высказывать свои мысли, контролировать эмоции. Поверьте, многие из­-за болезни, из-­за того, что имеют узкий круг общения не умеют этого делать. Занятия с соцпедагогом помогают детям помогают устранить этот пробел в воспитании.

Ребята устали, поэтому Елена Сергеевна проводит физкульт-минутку, но опять­-таки каждое упражнение выполняется под шутливые скороговорки на тему занятия. Например, она произносит: «Жили пальчики-­мальчики, десять братьев», а дети в это время демонстрируют свои ручки; «ножки побежали по дорожке» и все громко топают. В заключении ­ закрепление материала; соцпедагог предлагает отгадать загадки. Наперебой «ученики» выкрикивают ответы, но Елена Сергеевна не засчитывает, потому что нужно выполнить знакомый до боли ритуал – поднять руку и только после разрешения преподавателя начинать говорить. Вот и представьте, как с помощью одного занятия можно не только дать определенный объем новых знаний, но и привить навыки правильного поведения в обществе.

Настала очередь работы инструктора по адаптивной физкультуре Анастасии Григорьевой. Она предлагает комплекс упражнений на профилактику плоскостопия. Впрочем, дети об этом и не догадываются, они с радостью повторяют за инструктором движения. Сначала разминка, затем упражнения, потом закрепление. В ход идут специальные массажеры, дорожки с различным покрытием. Комплекс несложный, рассчитан на выполнение в небольшой комнате, но помогает предотвратить появление плоскостопия.

Когда ребята выполнили все упражнения, инструктор проводит занятия на внимание. Раскладывает дорожки в определенном порядке, дает несколько секунд на запоминание, затем завязывает глаза участникам и перекладывает дорожки. Задание детям – восстановить первоначально расположение. Кто-­то справляется, кто-­то нет, но Анастасия Сергеевна находит доброе слово для каждого, и все воодушевляются. Им хочется поиграть еще, но время занятий ограничено, пора и заканчивать.

Можно много говорить красивых и умных слов про реабилитацию детей­-инвалидов, но лучше всего говорит отношение этих детей к специалистам Центра. Ребята ждут их приезда, они радуются новой встрече и рассказывают о своих достижениях, о неприятностях, об изменениях в реальной жизни. Они доверяют взрослым, которые открывают им дорогу в мир творчества, мир созидания.
А это дорогого стоит.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме