Владимир Шишлевский — педагог Новосёловской школы искусств, художник, мастер на все руки. И хотя руки живописца от рождения почти беспалы, никому и в голову не придёт назвать его инвалидом. «Он — мужик!» — с восхищением говорят о нём друзья и коллеги
РОС В МАСТЕРСКОЙ
Знак судьбы — то или просто случайность, родился будущий художник в семье студентов Красноярского художественного училища имени Сурикова. Играл среди мольбертов, холстов и кистей, запах художественной мастерской, масляных и акварельных красок знаком ему с колыбели.
Когда родители расстались, главным человеком в жизни мальчика стала мама. Работая художником-оформителем на предприятиях и заводах, она всюду брала сына собой.
— Пока мама рисовала, я бродил по заводским цехам, знакомился и разговаривал с рабочими. Мужики относились ко мне по-отцовски, показывали машины, механизмы, рассказывали, как они работают. Я слушал и смотрел вокруг, открыв рот, — рассказывает Владимир Владимирович.
ПО РОДИТЕЛЬСКИМ СЛЕДАМ
«Все дети любят рисовать, мне тоже нравилось. За карандаш и кисточку я взялся очень рано», — вспоминает художник.
И ни слова, ни полслова не говорит о том, чего стоили ему эти первые художественные опыты, ведь даже пятипалой здоровой руке рисование даётся с немалым трудом. Таков характер. Жаловаться на судьбу и ждать поблажек от других он не привык. В своё время и в Суриковское поступал наравне со здоровыми. Парню и в голову не пришло, что он, как инвалид с детства, может пройти отбор на каких-то особых условиях.
В Суриковское училище юноша поступал после девятого класса, они так решили с мамой. Недобрав на экзаменах одного балла, вернулся домой, в Черногорск. Следом пришло письмо, уведомлявшего незадачливого абитуриента в полагающихся льготах на поступление. Но время было упущено, поступление откладывалось. Два года Володя работал в художественной школе, которой в это время руководила его мама. Занимаясь с самыми маленькими детками, накопил первый преподавательский и художественный опыт.
ИЗ СТУДЕНТОВ В ИЕРОМОНАХИ
Студенческие годы выпали на голодную и лихую перестройку, но были богаты на впечатления, на открытия в искусстве, на товарищей. Близкие друзья увлекались иконописью, отправляясь в учебные поездки по монастырям и храмам, брали Володю с собой.
— Самые лучшие, самые весёлые были годы, — улыбаясь, признаётся художник.
После окончания Суриковского училища Владимир поступил в институт, но до диплома не дошёл. Жизнь становилась всё суровее, жилья не было. К тому же не заладилось со сдачей экзамена по истории искусств. Преподаватель «заваливала» студента вопреки здравому смыслу и несмотря ни на что. Чтобы не сидеть на шее у матери, Володя работал почтовым курьером, сторожил в детских садах, служил в монастыре. Когда с учёбой пришлось расстаться, а жить стало негде, домом для студента стала монастырская обитель, где за послушание ему назначили и кров, и стол.
— Кто такой послушник? Иными словами, это трудник, который трудится на церковной ниве за плату или во славу Божию, — говорит живописец.
В монастыре храма Ивана Предтечи Владимир прослужил десять лет. Факт биографии, шаг судьбы…. Говорят, «большое видится на расстоянии». Сегодня, в зрелом возрасте, и ему всё видится совсем иначе.
— Может, институт тогда нужен был лишь для того, чтобы оказаться в храме, который располагался по соседству. Один Бог знал, что мне было тогда нужнее, искусство или вера, — размышляет Владимир.
А может, жена Наташа, с которой он познакомился тут же в храме. А ещё кладезь собачьей мудрости, церковная собака Надюха и её мудрый потомок Бонифаций, который на многие годы занял своё место в милосердном сердце художника. Кто ж разберётся в этих хитросплетениях путей и судеб?
ЖИВОПИСИ УЧИЛСЯ У ДЕТЕЙ
Десять лет монастырского послушания …Именно в это не простое время оттачивался тот жизненный стержень, накапливалось то мастерство, закалялся тот характер, которые так отличают Владимира Владимировича сегодня. Но для живописи, для творчества эти годы были пусты. Художник не брал в руки кисть. Большую кисточку под названием «метла» — да, каждое утро. А вот художественную — отложил до поры до времени. Намеренно, чтобы понять, разобраться в себе: что не так, чего ему не хватает в собственных живописных полотнах. «Забыв» про своё специальное образование, наблюдал за детьми, учился их восприятию мира, цвета, настроения. Сначала в красноярской церковной воскресной школе, где преподавал рисование, потом — в Новосёловской школе искусств.
Глядя на его сочные, дышащие свежестью красок натюрморты и пейзажи, сегодня сложно поверить в то, что за ними стоит огромный и мучительный духовный труд. Не будучи художником, трудно объяснить, что же искал живописец. Экспрессию, озарение, чудо, спонтанно рождающиеся в игре красок?
— Случайные замесы, переплетения цвета, и вдруг неожиданно рождается что-то удивительное. Ты задумал, создал в голове проект, а оно раз… и совсем по-другому. Краскам под силу такое чудо, — говорит мастер. — За это и люблю живопись.
— Владимир Владимирович очень чуткий и внимательный человек, с уточённым чувством юмора, поэтому на его занятиях с детьми царит очень благоприятная атмосфера, — отзывается о коллеге Светлана Казачкова. — Ребятишки любят его за доброту, душевное тепло, за юмор и жизнелюбие. Это учитель от природы, хотя и без педагогического образования.