Жизнь прекрасна и удивительна

Жизнь прекрасна и удивительна
Жизнь прекрасна и удивительна

Учителя школы №2 — это целые судьбы, отданные детям. У многих педагогов жизнь сложилась так: после окончания пединститута или училища молодой учитель пришел в школу и проработал в ней до самого выхода на заслуженный отдых. Лариса Анатольевна Никулова — одна из них.

Вспоминаю, какой она пришла в школу после Иркутского пединститута и начала вести у нас уроки рисования и черчения. Молоденькая, симпатичная, душевная, с нежным и ласковым голосом, красивым именем, модной прической каре. С нами, подростками, она быстро сумела найти общий язык, и многое у нее получалось.

Никулова Л.А.– Через какое-то время, – вспоминает Лариса Анатольевна,– мне предложили работать по моей специальности, так как я закончила факультет начальных классов. Работа с малышами — самая интересная, на мой взгляд, потому что виден быстрый рост и развитие ребенка.

Маленькие дети доверчивы, открыты, любознательны, наблюдательны, с любящим сердцем. Поначалу работалось нелегко — не было практики. Но рядом трудились опытные учителя, у которых можно было в любое время проконсультироваться. Своими наставниками я считаю З.И. Ульянову, М.С. Окладникову, А.Ф. Мешкову, Э.С. Грош, М.А. Климанову, М.П. Торганову. Позже, когда многое в обучении младших школьников стало меняться, я училась у своих молодых коллег: В.С.Казанцевой, Е.Н. Данькиной, В.И. Трещевой, Н.Г. Самойловой, Л.В. Сырыгиной, Т.Н. Валенковой, Т.К. Шадриной, М.М. Туровой.

Я поинтересовалась у Ларисы Анатольевны, какие события, моменты школьной жизни она считает самыми яркими и интересными, к каким важным итогам она пришла, проработав в школе 35 лет. Интересного, по ее мнению, было немало. Работая много лет с детьми, Лариса Анатольевна сделала для себя главный вывод: все дети по-своему талантливы. Особенно ярко выражена у них тяга к рисованию. Существует детская песенка, в которой есть такие слова:

Это правда, да чего

же тут скрывать?

Дети любят, очень

любят рисовать

На бумаге, на асфальте,

на стене

И в трамвае на окне.

Рисуя, каждый ребенок выражает свое отношение к окружающему миру. Через рисунок, считает Лариса Анатольевна, дети лучше усваивают знания и по другим предметам: русскому языку, чтению, природоведению. Когда в школе проходили выставки рисунков, ученики Ларисы Анатольевны участвовали в них с огромным желанием. Часто такие выставки они устраивали и у себя в классе.

А однажды ее ученики выпустили номер общешкольной газеты «Большая перемена», где в рисунках рассказали о своих увлечениях. Сама Лариса Анатольевна тоже несколько раз представляла свои рисунки в общешкольной газете. Они назывались «Сибирячка», «Берегиня», «Зимушка-зима» и хранятся сейчас в архиве школьного музея. Вообще дар рисования передался Ларисе Анатольевна от отца.

Оценивая с высоты времени свою работу с детьми, с родителями, она считает, что ее труд не пропал даром. Знания, которые она дала детям, пригодились им в жизни. Да и перед родителями ей тоже не стыдно.

Жизнь школьного учителя — это бесконечный кропотливый труд, иногда даже в ущерб собственной семье. Но бывали такие моменты в школьной жизни, когда душа радовалась и усталость куда-то уходила. Это связано было с выступлениями в составе учительской вокальной группы. Красота звучащей песни лечила наши сердца, объединяла,– вспоминает Лариса Анатольевна. – Мне нравилось, что мы много пели, выступали на концертах, в смотрах. Какие же красивые голоса у наших учителей! У Н.Г. Смоленской, В.Г. Кунах, В.Е. Истратенко, Г.И. Гузенковой и у многих других. С особой благодарностью вспоминаю нашего музыкального руководителя Е.В. Антощука, который много занимался с нами.

– Мне всегда хотелось, – говорит Лариса Анатольевна,- попробовать себя в каком-то новом деле. Однажды я участвовала в спектакле Тасеевского народного театра. Это была пьеса В.Мережко «Женский стол в охотничьем зале». Сильно волновалась, но с ролью справилась. Поняла, как трудна и ответственна работа актера на сцене.

От себя добавлю, что еще в одном новом для нее деле поучаствовала Лариса Анатольевна. В школьном музее есть сборник стихов учителей нашей школы. В нем несколько стихотворений Ларисы Анатольевны. Они написаны много лет тому назад и посвящены поиску своего «я». – Другие радостные воспоминания, – говорит Лариса Анатольевна, – у меня связаны с демонстрациями 1 мая и 7 ноября. Мы, начальные классы, изготавливали красивые веточки, цветы, большие ромашки, голубей и несли их в праздничной колонне. Дети и учителя шли вместе. Украшение колонны и само шествие демонстрировали мирное единство всего народа. В такие минуты на душе становилось тепло и празднично.

В ходе нашего разговора мне захотелось узнать, чем заполнена жизнь Ларисы Анатольевны сейчас, когда она находится на заслуженном отдыхе.

– Самое интересное, – говорит она, – уйдя на пенсию, я поняла, что у меня началась другая жизнь, не менее насыщенная, чем раньше. Сейчас я как бы заново познаю своих односельчан. Сколько творческих, неравнодушных людей вокруг! Кто-то отдает свою душу песне, кто-то вырезает кружева из дерева, кто-то пишет стихи, кто-то любит цветы или вышивание. Вновь и вновь я убеждаюсь: предела творчеству нет.

Через интернет и по телефону поддерживаю связь со своими учениками, коллегами, иногда бываю на вечерах встречи выпускников. Посещаю отделение соцзащиты, где с нами занимаются доброжелательные и компетентные специалисты. Все идет своим чередом, краски жизни для меня нисколько не померкли. Мне приятно встречаться с моими повзрослевшими учениками, их родителями. Радостно видеть, как бегут в школу в разноцветных курточках ребятишки. Это верный признак того, что мое село живет и жизнь продолжается.


Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме