Геннадий Рукша: «Мы живем по двум календарям» Культура Красноярья развивается в русле краелюбия

Геннадий Рукша: «Мы живем по двум календарям» Культура Красноярья развивается в русле краелюбия

День работника культуры, один из самых молодых профессиональных праздников России, 25 марта отмечался в третий раз. Его стараются не равнять с такими датами, как День российской печати, Международный день памятников и исторических мест, День музеев, День писателя, День театра, Всемирный день книг и авторского права… Это широкий праздник: под работниками культуры сегодня подразумевают людей творческих профессий, деятелей искусства, а также хранителей и популяризаторов культурного наследия – от смотрителей в музеях до руководителей государственного уровня. Наш сегодняшний собеседник относится к последним – исполняющий обязанности министра культуры Красноярского края Геннадий РУКША находится в культурном пространстве региона с незначительными перерывами уже полвека.

Каждая территория уникальна

– Геннадий Леонидович, с чем работники культуры Красноярского края встретили в этом году свой профессиональный праздник?

– В последнее время мы сделали ставку на заметное обновление культурной палитры края. Например, недавно в ходе культурно-образовательного маршрута «Енисейский экспресс» мы показали в территориях современное искусство из запасов Красноярского музейного центра, которые до этого ни разу никуда не вывозили. Нам было очень волнительно – как это воспримут в малых городах? Поймут ли этот сложнейший изобразительный текст? К счастью, все опасения оказались напрасными – эту выставку поняли и приняли. В Лесосибирске я даже провел по ней экскурсию для учеников четвертого класса школы, попытался разобраться вместе с детьми и в представленном художественном ряде. К моему удивлению, дети без подготовки «прочитали» все смыслы, которые были заложены художниками, им все было чрезвычайно интересно.

– Модернизация культуры?

– Модернизация культурной политики, а не самой культуры. Мы выбрали просветительский вектор, просвещение средствами культуры, традиционное для нашей страны. Модернизировать надо не только материально-техническую базу, хотя и ее тоже.
Модернизации требует и содержательный компонент, для нас это осмысление и внедрение новых ориентиров в культурную практику. Тем более что мы, красноярцы, обладаем огромным потенциалом.
Сегодня изменилось функциональное назначение районных клубов, пересмотрена сама их модель. Их функция сегодня не ограничивается проведением еженедельной дискотеки и ежемесячного концерта. Мы ушли от прежней централизованной системы. Каждая территория Красноярского края уникальна, и культурные проекты, которые там могут быть реализованы, будут наполнены своим индивидуальным содержанием. Это и называется «краелюбие». Вот, например, Бородино себя ассоциирует, и совершенно правомерно, со славной историей нашей страны, «с тем днем Бородина». Мы поняли, что слишком мало занимались диалогом с населением средствами культуры, про саму культуру, про сегодняшнее ее состояние. Культура должна быть элементом межличностного общения, существует ли она в рамках определенных культурных маршрутов или программ, которые надо разрабатывать. Фактически весь прошлый год мы занимались разработкой программ по развитию культурного потенциала, который будет доходить до каждого поселения. Для большинства муниципалитетов такую программу мы уже сделали.

– Вы говорите о просвещении и диалоге с населением. А сами работники культуры нуждаются в таком диалоге?

– Разумеется, образование в культуре играет важную роль. Нужно понимать, что без базы, с чистого листа ничего не случается. Писателей, художников – самородков, которые родились с могучим даром, встретишь очень редко. А в сценических видах искусства таких исключений еще меньше. Когда мне рассказывают, что вот он был артистом и теперь уверен, что станет великим режиссером, я не верю. Нужно учиться, нужно обмениваться опытом, нужно очень много работать – тогда все получится.

Без права на вкусы

– А как вам вообще само сочетание слов «работник культуры»?

– Мне, как и многим, не очень нравится это определение. Глубоко убежден, что для подавляющего большинства тех, кто работает в учреждениях культуры, а их в Красноярском крае более 25 тысяч человек, их деятельность – это действительно служение искусству. Но вместе с тем есть и те, кто обеспечивает творческий процесс. Ни один театр не может обойтись без монтировщиков декораций или пошивочного цеха, где изготавливают костюмы. Ни один музей не обойдется без инженеров и рабочих, которые строят экспозиции. Ни один ансамбль не обойдется без водителя, который возит его на гастроли. Хорошо, что президент подписал указ об учреждении этого профессионального праздника, потому что теперь никто не оказался забыт. Еще надо понимать, что в культуре мы живем в двух измерениях календарного времени. С января по декабрь – по стандартному календарю и от начала до конца творческого сезона. И день 25 марта выбран очень удачно – весна для нас как раз «предновогодний» период, начало финишной прямой сезона, время подведения некоторых итогов.

– День работника культуры скоро может превратиться в «день работниц культуры», в этой сфере уже сегодня работает заметно больше женщин, чем мужчин. Такой гендерный дисбаланс нормален?

– Нет. К сожалению, в крае количество мужчин в культуре составляет около 25 %, это очень мало. И большое спасибо нашим боевым подругам, что они самоотверженно служат на культурном фронте. Работа там не только эмоциональная, но зачастую физически сложная. Вокруг многих учреждений сложился ложный стереотип, что работа там только для женщин. К счастью, постепенно он развеивается. В работе тех же библиотек или музеев сегодня применяются новые компьютерные технологии, процессы автоматизированы, и нужно все больше инженеров, программистов, системных администраторов. А, к примеру, играть в оркестре – сложнейший физический труд. Только так кажется, что это легко – исполнить концерт, держа на вытянутой руке скрипку. Музыка тоже мужская работа, и спасибо тем женщинам, которые ее выполняют.

Во всем мире в культуре работает очень много мужчин, такое, думаю, в скором времени, будет и в России. Закончится период нестабильности, ожидания и господства мнения, что стоит работать только в банках, быть юристами или экономистами (при всем моем огромном уважении к этим профессиям). Мне кажется, новое время очень скоро придет.

– Говорят, что со временем, после какого-то времени работы в сфере культуры, тотальной в нее погруженности, самим ее служителям она становится не очень интересна. Это так?

– Мне, как административному лицу, отвечать на такой вопрос сложно. Могу сказать, что находиться в должности министра культуры или председателя комитета – это колоссальная нагрузка и специфическая ответственность: не остается никакого времени на себя, на свои интересы, привязанности; кроме того, я не имею права что-то любить, а что-то не любить, не могу публично обозначать свои привязанности и вкусы. Что касается остальных работников культуры, то тут уж все зависит от ума, интеллигентности, любознательности и погруженности в предмет. Одно мне очевидно – быть большим художником и жить, замкнувшись в пространстве только одной культурной институции, практически невозможно. Я знаю примеры – Михаил Семенович Годенко, Борис Михайлович Ряузов, Андрей Геннадьевич Поздеев, которые были очень отзывчивы на культурные события других сфер. Поздеев, помню, сам лично рисовал все декорации спектакля «Судьба барабанщика» в Театре юного зрителя, а потом смотрел все его спектакли.

– Тогда в Красноярский ТЮЗ ходила вся красноярская интеллигенция, он считался прогрессивнее многих столичных театров…

– Я застал это прекрасное время. Я, Вера Ситникова, бывший директор театра оперы и балеты, актриса Людмила Михненкова – тогда мы пришли в театр в 1964 году и стали первыми участниками театральной студии. Это навсегда изменило нашу жизнь. Я до сих пор себя называю «тюзянином», потому что именно там я проработал самые интересные и красивые годы жизни. Я был рядом с великими мастерами, которые передавали опыт, воспитывали в нас «театральную столичность». Мне бы очень хотелось, чтобы все это вернулось в Красноярский театр юного зрителя.

– Последний вопрос: кем вы видите в культуре самого себя?

– По должности являясь чиновником, часто сам себе задаю этот вопрос. Я продолжаю преподавать культурологические дисциплины, веду научную деятельность, и эта работа для меня очень дорога. Трудно сказать точно, кто я. Но совершенно уверен и счастлив тем, что культура – мое призвание.

Коллективное «Вдохновение»

Накануне Дня работника культуры в Малом концертном зале филармонии состоялось торжественная церемония вручения краевого профессионального приза «Вдохновение» одиннадцати учреждениям культуры. В этом году впервые за звание лауреата конкурса боролись не отдельные творческие личности, а целые коллективы. Среди победителей – Дворец культуры «Угольщик» города Бородино, Районный центр культуры Шушенского района, Ачинская городская центральная библиотека им. А. С. Пушкина, Богучанская межпоселенческая центральная районная библиотека, Музейно-выставочный центр города Железногорска, Детская музыкальная школа № 2 города Красноярска, Детская художественная школа города Зеленогорска и другие учреждения.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского