Книжная революция опять случилась в Красноярске

Книжная революция опять случилась в Красноярске

Похоже, что Фонду Михаила Прохорова удалось изменить наши краевые традиции: наряду с привычными праздниками у читающей публики появился еще один. В начале ноября город начинает говорить, спорить, мечтать о книгах. Их измеряют уже не штуками, а десятками тонн. И это только начало. Ядро Красноярской книжной ярмарки объединяет несколько программ. И каждой хватило бы на отдельное событие.

40 тонн

– Ну, что купила? Хвастайся! – у детского павильона встречаются две бабушки, руки оттянуты пакетами с книгами. Такой диалог типичен для книжной ярмарки, которая в этом году проходит уже в 12-й раз. Издательства привезли в общей сложности 40 тонн читательского счастья. Большая часть продана, а вполне соотносимая с ней – передана в дар библиотекам. Фонд Прохорова в этом году выделил грант в 15 миллионов на их комплектацию. Такое пополнение на самом деле происходит каждый год, и многие родители на ярмарке только знакомятся с детскими книгами, чтобы потом попросить их в библиотеке, что ближе к дому.

– Вам двухтомник о святителе Луке? – на стенде крымского издательства разложена краеведческая литература, на обложках – старые фотографии, надписи в дореформенной орфографии. – Нет его уже, к сожалению, у меня во второй день все раскупили.

Крым – новичок КРЯКК, всего в этом году к нам приехало более 200 издательств. Заместитель директора Виктор Кацин рассказывает, что попасть сюда они очень хотели: к счастью, пространство ярмарки расширилось, открылась еще одна часть павильона, и у них получилось. Привезли несколько книг о святителе Луке, но быстрее всего разобрали тот самый двухтомный альбом, к слову, недешевый (около шести тысяч рублей), взяли с собой только пять экземпляров – и те чуть с руками не оторвали. Буквально на второй день в издательстве решили, что обязательно в Красноярск вернутся.

Понюхать книгу, посмотреть стихи

– Нет-нет, вы не поняли, эту книгу не нужно щупать! Ее нужно нюхать, – вокруг огромного куба в холле МВДЦ «Сибирь» – постоянное кружение: каждая его грань предлагает прикоснуться к книге – иногда в прямом смысле. Четыре чувства – осязание, обоняние, слух, зрение. – Вот это специальное отверстие для носика. Пробуйте!

Понюхать можно и «Чемодан» Довлатова, и «Буратино» Толстого. Запахи разные, иногда неожиданные – и только «Карлсон, который живет на крыше» привычно радует чем-то сладким. Этот куб, поставленный посреди зала «Упсала-цирком», – чуть ли не квинтэссенция главной темы этой ярмарки. КРЯКК прошла под знаком четвертой индустриальной революции и потому была посвящена новым способам взаимодействия человека и текста. Интерактив есть и для детей, и для взрослых.

Если маленьким читателям предлагали рассортировать пословицы, покачать в люльке кудрявого новорожденного Пушкина, ощутить тяжесть древнегреческих камней на стенде «Одиссеи», послушать-понюхать книги, то у взрослых все серьезнее.

– Еще утром эти стихи были опубликованы в «Фейсбуке», а сейчас их читают у нас, на стенде «Книжного Красноярья», – в красивой локации, организованной краевым министерством культуры, постоянно находятся люди и что-то происходит. И это что-то напрямую связано с четвертой индустриальной, поясняет куратор литературных проектов Красноярского дома искусств Ольга Левская. –

Мы активно используем виртуальный продукт: выступления во время ярмарки транслируются в соцсетях, недавно у нас состоялась премьера – мы показали русско-финский альманах видеопоэзии, который привезли этим летом из Тарту. Нужно сказать, что Красноярск – достаточно продвинутый технически город, мы многое делаем из того, что Москва и Питер еще только начинают делать. У нас, например, очень хорошее дистанционное образование для писателей. И главный плюс КРЯКК не в технических новинках, самое главное для нас – возможность общаться, знакомиться.

Расширить горизонты

Как бы это ни звучало парадоксально, но КРЯКК – на самом деле не про книги. Мощная параллельная культурная программа, конкурс модельеров, да и Пригов.Фест, который прошел в Красноярске впервые, – все это работает на расширение наших культурных горизонтов, выходя далеко за пределы читальных залов. Где еще можно побывать на мастер-классах израильского дизайнера Коби Леви, который создает фантастические туфли-бананы и туфли-скрипки, или услышать, как Волк-кларнет общается с Красной Шапочкой – скрипкой.

– Скажите, каких композиторов вы знаете? – перед спектаклем «Красная Шапочка» начинает общаться с залом режиссер Алексей Смирнов. Спектакль настолько необычен, что перед ним нужно обязательно поговорить с публикой. В противном случае зрители, по словам режиссера, «пугаются», причем в основном взрослые. – А как вы думаете, если бы Красная Шапочка была инструментом, то каким? И у нас это скрипка! А Волк? А Бабушка?

Спектакль длится только 40 минут – как урок. Но это урок очень важный: он позволяет детям познакомиться с современной музыкой, самим музыкальным театром – на сцене, к слову, нет ни одного профессионального актера. Все герои – музыканты ансамбля солистов «Студия новой музыки». И спектакль в России поставлен впервые, хоть партитура для него и создана Жоржем Апергисом еще в прошлом веке. Эта постановка – проектная, ни в одном из театров в репертуарном плане ее нет, поэтому красноярцам так повезло. То, что детьми воспринимается как увлекательная игра, на самом деле сложнейшее музыкальное произведение, требующее высочайшего мастерства исполнителя. С текстом тоже все непросто: для русской версии режиссеру пришлось использовать несколько разных переводов сказки в редакции Шарля Перро, а что-то переводить самостоятельно – русская речь не ложилась, а в партитуре прописаны и все реплики.

– Чем раньше мы показываем детям современное искусство, тем лучше это влияет на их развитие, – уверен режиссер. И, судя по тому, что происходило в зрительском зале ТЮЗа, современная музыка им очень даже нравится.

Таким же неожиданным экспериментом стал и «Как бы музыкально-поэтический эксперимент на тексты Дмитрия Александровича Пригова» – одно из ключевых событий Пригов.Феста. Этот спектакль-концерт органных произведений на стихи одного из самых заметных русских концептуалистов был поставлен Артуром Козиным, музыка написана специально для перфоманса блестящей органисткой Екатериной Мельниковой. Стихи и проза подобраны так, что позволяют зрителю пройти путь от бытового до разговора о боге. Иногда весьма иронично и ультрасовременно, но всегда – безупречно профессионально: и музыкально, и драматически.

Такое совмещение несовместимого: курицы, немытой посуды, милиционеров и евангельских зарисовок под органную музыку – и метафора всей нашей жизни, и уменьшенный образ самой книжной ярмарки. На которой есть все, и каждый найдет что-то ценное, если умеет задавать вопросы и тратить время на то, что сейчас понять еще сложно.

Фото автора, Андрея Афанасьева

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Почему важно сохранять уникальные объекты и беречь памятники прошлого?
Буквально за последние несколько лет мы стали свидетелями беспрецедентных по масштабу работ по реставрации – вначале в Енисейске, а потом
Без рубрики
24 апреля 2024
«Последний поклон» в графике
Выставка «Миг и вечность. Сто иллюстраций к 100-летию Астафьева» открылась в Красноярске в залах регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока
Без рубрики
24 апреля 2024
Транссибирская магистраль – самая длинная железная дорога в мире
Фактическая протяженность Транссиба по главному пассажирскому ходу (от Москвы до Владивостока) составляет 9 288,2 километра. Он проходит через две части света