Сибирские Эмираты Красноярский край входит в тройку лидеров нефтегазодобывающих регионов

Сибирские Эмираты Красноярский край входит в тройку лидеров нефтегазодобывающих регионов

Если бы несколько лет назад красноярцу сказали, что регион вскоре превратится в одного из лидеров нефтегазодобывающей отрасли, он бы не поверил. Сегодня это реальность – по объемам добычи черного золота мы в тройке самых-самых. И, похоже, это всего лишь начало. Запуск Ванкора, потенциал Юрубчена, триллионы кубометров газа, освоение которых в полном объеме еще по сути и не начиналось… На фоне истощающихся запасов Западной Сибири наша подземная кладовая становится настоящим оплотом энергетической безопасности всей России, которая может «кормить» экономику страны еще многие десятилетия.

Освоению полезных ископаемых в Красноярском крае уделяется внимание на самом высоком уровне. Ведь не зря же в прошлом году председатель правительства России Владимир Путин лично прибыл «перерезать ленточку» на Ванкоре. Восточное направление, по словам премьера, является на сегодняшний день стратегическим при освоении природных ресурсов страны, и в дальнейшем объемы извлекаемых запасов будут лишь увеличиваться.
Наш регион действительно обладает мощнейшим потенциалом по добыче нефти и газа. Уже действующий Ванкор и набирающее обороты Юрубчено-Тохомское месторождение являются уникальными не только в масштабах России, но и всего мира. По крайней мере, по объемам.
Газодобыча в крае, в отличие от нефтяного комплекса, на сегодня развита не столь мощно. Однако если вдуматься – суммарный запас голубого топлива составляет около 12 трлн куб. метров. В регионе уже сегодня пробурено около 20 скважин, которые в будущем станут полноценными месторождениями. Интенсивно ведется разведка новых и доразведка «старых» скважин. Причем нефть и газ Восточной Сибири планируется реализовывать не только на внутреннем рынке, но и за рубеж. При этом вместе с увеличением объемов добычи власти и бизнес-структуры планируют строительство предприятий, которые производили бы продукцию с высокой добавленной стоимостью. То есть увеличение добычи отнюдь не означает автоматического превращения региона в сырьевой придаток, а лишь способствует развитию инновационных производств.

В федеральной стратегии социально-экономического развития Сибири эти проекты названы одними из важнейших. Причем «нефтянка» выступает в роли своеобразного разгоняющего для всех остальных отраслей. В стратегии множество проектов, касающихся переработки, но именно промышленная разработка месторождений, строительство трубопроводов и остальной инфраструктуры обозначены как основные. За ними уже потянутся все остальные проекты и даже целые отрасли.

Начало начал

Чуть более года назад запустили Ванкор, и наш край стали называть нефтегазоносной провинцией. Хотя вернее было бы – столицей. Впрочем, ничего обидного в «налете провинциальности» нет. На языке нефтяников это даже почетно и престижно. Да и что уж тут таить, если после запуска именно нашего месторождения Россия вышла на первое место в мире по добыче черного золота.
Собственно, само по себе открытие Ванкора достаточно знаковое событие. Ведь ни для кого не было секретом и десять лет назад, что Восточная Сибирь богата уникальными по объемам месторождениями. Вот только основная добыча все это время велась в западной ее части. Ванкор стал первой ласточкой, которая прорубила окно для большой нефти.
А вот куда прорублено это окно – уже другой вопрос. Очевидно, что большая часть добываемого сырья уходит за рубеж. Однако спрос на российское черное золото распределен неравномерно по миру. Например, «китайское направление» до сих пор остается почти нетронутым. С развитием Ванкора и Юрубчено-Тохомского месторождений, завершением строительства нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) ожидается существенная активизация в сторону Юго-Восточной Азии. По оценкам экспертов, доля восточного рынка в экспорте российской нефти к 2030 году вырастет с нынешних шести до 20–25 %, а газа – с нуля до 20 %.
Заполнять главный нефтепровод Востока призван как раз Ванкор. Сегодня это наиболее разведанное и единственное в крае месторождение, которое эксплуатируется в промышленном режиме. Первые три миллиона тонн нефти уже добыты в прошлом году. После завершения строительства транснационального нефтепровода добыча, по уверениям нефтяников, достигнет 30 млн тонн в год. А это многомиллиардные платежи в бюджеты всех уровней. Учитывайте, что оцениваемые ныне запасы не окончательный вердикт. Вполне возможно, что дополнительная разведка «вырастит» месторождение еще на несколько десятков миллионов тонн. Эксперты уже сегодня не отрицают – такой сценарий вполне возможен.
Но даже при существующих объемах уникальное месторождение даст мощнейший толчок для развития сразу нескольких отраслей экономики. Не будем вспоминать сопутствующие сферы. В планах правительства России Ванкор значится как отправная точка для целого ряда предприятий – крупных инвестпроектов. Собственно, некоторые из них уже начали реализовываться – Институт нефти и газа был построен с подачи Владимира Путина как раз под «нефтянку» Восточной Сибири и в том числе под Ванкор. В будущем планируется строительство крупнейшего в стране нефтехимического предприятия – Приморского НПЗ. Пока это всего лишь проект. Но вспомните, чем был тот же Ванкор какой-то десяток лет назад? А ведь уже сегодня модель взаимодействия нефтяной отрасли с рядом других показывает – кооперация является непременным условием успеха. В качестве примера – строительство того же проектируемого НПЗ предполагает работу целых институтов, инженеров, прокладку дорог, строительство новых металлоконструкций… И это далеко не полная цепочка.

В ожидании пика

В общей сложности в крае сегодня 30 нефтяных и газовых месторождений. Однако уникальных два – Ванкор и Юрубчен. Залежи черного золота в каждом зашкаливают за 500 млн тонн.
На Юрубчене, кстати, недавно был сделан поразительный рекорд, опять подтверждающий – будущее за нефтью Восточной Сибири. Чуть более двух недель назад здесь были завершены испытания на двух скважинах, где впервые использовался горизонтальный метод бурения. На одной из них был получен фонтанный приток нефти дебитом, как говорят нефтяники, 142 куб. метра в сутки. На другой вышло – 191 куб. метр. И тот, и другой показатели существенно превышают объемы, которые выдают скважины месторождений Западной Сибири. В данный момент в «Восточно-Сибирской нефтегазовой компании», которая и занимается разработкой Юрубчена, прорабатывают варианты промышленного освоения. Уже сейчас, по расчетам специалистов, эта кладовая сможет выдавать на пике более 10 млн тонн нефти в год.
Кстати, красноярскими рекордами уже заинтересовались и соседи. Хотя в крае и без того представлены практически все ведущие нефтяные компании страны. В этом году о своем намерении зайти в регион объявил и ЛУКОЙЛ, ранее присутствовавший лишь в европейской части России и Западной Сибири. Весной глава края Лев Кузнецов и руководство компании провели встречу, на которой обсуждались перспективы возможного сотрудничества. Губернатор отметил тогда: если нефтяники намерены вкладываться не просто в разведку, а в реальную добычу, зеленый свет краевые власти обеспечат. Теперь дело только в желании самих бизнесменов. А уж в том, что нефти и газа в регионе хватит на всех с лихвой, уже ни у кого не вызывает сомнения.

Через тернии к газу

В последние годы одним из перспективных направлений в добыче углеводородов является газ. Сегодня в регионе суммарные запасы этого летучего ресурса составляют около 12 трлн куб. метров. Причем более половины сосредоточены в той же Эвенкии, откуда «родом» Ванкор и Юрубчен. То, что добывается сегодня, по сути, лишь малая толика громадного объема, который в буквальном смысле у нас под ногами. Сейчас в крае работает 18 лицензированных участков. Прогнозные запасы в сумме оцениваются в 10,77 млрд тонн топлива. Причем 1,3 млрд тонн – это нефть, а остальное – газ. Промышленной добычи не ведется нигде. Сегодня специалисты Газпрома в большей степени нацелены на проведение разведочных работ. С каждым годом инвестиции в это направление увеличиваются. Впрочем, есть и примеры рационального использования газа. Так, попутный газ Ванкорского месторождения обеспечивает жизнедеятельность самого Ванкора. Он дает свет и тепло.
Возможно, какой-нибудь газовый «выстрел» наподобие Ванкора случился бы уже несколько лет назад, но в данном вопросе есть и сдерживающие факторы. Специалисты говорят, что газ в Красноярском крае обладает многокомпонентным составом. То есть пробурить скважину, начать качать и «сидеть на трубе» здесь недостаточно. На месторождениях Эвенкии, например, в газе содержится азот, этан, пропан, гелий. Сложность состава создает определенные трудности при транспортировке – его просто невыгодно перегонять в другие территории. Но успешность решения проблемы зависит ведь от того, с какой стороны на нее посмотреть. Губернатор края Лев Кузнецов считает такой тернистый путь к недрам даже своеобразным плюсом. Очевидно, что разделение добываемого продукта потребует строительства новых мощных химических предприятий. А это дополнительные инвестиции, а соответственно, новые рабочие места, доходы в бюджет. Кроме того, появляются сразу несколько новых продуктов – вместо одного лишь газа мы получаем продукты газохимической отрасли с высокой добавленной стоимостью, которые будут пользоваться спросом и за рубежом.
К слову, федеральный проект решения проблемы многокомпонентного газа уже существует. Минпромэнерго России в общих чертах определило стратегию развития газодобывающей отрасли страны на ближайшие десятилетия. В России планируется создать четыре газодобывающих центра. Один из них будет располагаться в Красноярском крае. Здесь же и в соседней Иркутской области планируется создание нескольких перерабатывающих производств. Конечно, это перспективы не одного десятка лет. Причем, несмотря на то что пока наш край не выглядит титаном на фоне остальных добывающих газ регионов, уже сегодня ведется речь о возможности поставки наших ресурсов в Единую систему газоснабжения.

Комментарии

Елена ВАВИЛОВА
министр природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края

– Приступая к разработке нового месторождения, наша задача состоит не только в увеличении объемов добычи сырья, повышении налоговых отчислений в краевой бюджет и создании необходимой инфраструктуры. Нельзя забывать про рациональное и бережное использование природного потенциала региона. На сегодня большинство крупных месторождений сосредоточены на севере Красноярского края: в Туруханском, Таймырском Долгано-Ненецком муниципальных районах и Нижнем Приангарье. Несмотря на суровые климатические условия, природа там очень ранима. Поэтому на всех стадиях освоения месторождения осуществляется внутренний экологический контроль, строго соблюдаются природоохранные мероприятия, ведется экологический мониторинг. Причем это политика не только государства, такого же мнения придерживается бизнес. На мой взгляд, это обоснованно и говорит о том, что компании, работающие сегодня на территории Красноярского края, пришли надолго и всерьез. А значит, у нашего региона большое будущее.

Андрей ГНЕЗДИЛОВ
заместитель губернатора – заместитель председателя правительства Красноярского края

– Старт крупных нефтегазоносных месторождений в крае – это еще один шаг к диверсификации экономики региона. Их освоение дает мощнейший толчок для развития целого ряда сопутствующих отраслей. Общепризнанно, что добыча нефти – целый комплекс, требующий работы самых различных предприятий, внедрения новых технологий, инноваций. Производство металлоконструкций, поставка ресурсов, развитие транспорта… Все это в конечном счете работает на развитие кооперации в крае. И первые плоды можно увидеть уже сегодня – в этих больших проектах задействованы десятки местных производителей. Думаю, это лишь начало. Нам есть к чему стремиться – постепенно повышать долю местных производителей. Однако дело не только в количестве. Степень вовлеченности наших предприятий не самоцель.
Главное – повышение уровня тех производств, которые задействованы в «нефтянке». Сотрудничество с современными добывающими предприятиями стимулирует обслуживающий их бизнес повышать свой уровень, внедрять новые технологии, соответствующие современным условиям. Ведь нефтяники предъявляют повышенные требования к продукции, которую потребляют. Соответственно, и предприятия-партнеры должны соответствовать этому уровню.

Эдхам АКБУЛАТОВ
председатель правительства Красноярского края

– Появление в крае нефтяной отрасли стало импульсом для развития всей краевой экономики и важнейшим шагом на пути ее диверсификации: край перестал быть исключительно металлургическим регионом. Запуск Ванкорского месторождения не просто принес существенные налоговые платежи в бюджет края, поддержав его в кризисный год на фоне общего спада производства. Появление нового, современного производства дало новую жизнь Туруханскому району, стало плацдармом для промышленного и социального развития северных районов края, которые обладают огромными запасами минерально-сырьевых ресурсов, но их добыча сдерживалась отсутствием необходимой энергетической и транспортной инфраструктуры. Наши крупные инвестиционные проекты, включая освоение Нижнего Приангарья, позволяют комплексно подойти к решению этих задач. Кстати, Ванкор – это первое восточносибирское месторождение, которое было запущено в промышленную эксплуатацию, и это тоже знаковое для страны событие. До этого добыча велась только на территории Западной Сибири, несмотря на доказанные запасы нефти у нас.
Еще один немаловажный момент – нефтяная отрасль принесла в край новые технологии, а также новую культуру практического взаимодействия бизнеса и науки: ОАО «НК «Роснефть» и СФУ на базе Института нефти и газа создали единственный в Восточной Сибири современный научно-образовательный комплекс для подготовки кадров в нефтегазовой области. Сегодня жители края могут получить профессию, которая позволит им уверенно смотреть в будущее. Работать на Севере вновь стало престижно. И дело тут не в романтике, а в достойной оплате труда, в нормальных социально-бытовых условиях, которые создаются для работы нефтяников и для жителей тех территорий, где они работают. И отношение к этому вопросу руководства нефтяных компаний не может не радовать.

Суммарные запазы газа в регионе составляют около 12 трлн куб. метров

Развитие добывающих отраслей, как ни странно, не способствует превращению территорий в сырьевой придаток, а является стимулом для развития инновационных производств

По прогнозам разработчиков федеральной стратегии энергетического развития России, доля восточного рынка в экспорте российской нефти к 2030 году вырастет с нынешних шести до 20–25 %, а газа – с нуля до 20 %

Всего в крае открыто 30 месторождений нефти и газа. Два из них по запасам отнесены к уникальным

Наша справка

Ванкорское нефтегазовое месторождение открыто в 1991 году. Нефтяная компания «Роснефть» работает на месторождении с 2003 года. Запасы нефти на месторождении составляют более 500 млн тонн, газа – около 90 млрд куб. метров. Прогнозируемый срок эксплуатации – 35 лет.

Юрубчено-Тохомское нефтегазовое месторождение расположено в Эвенкии. Запасы нефти также оцениваются в более чем 500 млн тонн. До сих пор добыча велась для удовлетворения нужд Эвенкийского района.

Только цифры

Добыча полезных ископаемых в крае в первом полугодии 2010 года в сравнении с аналогичным периодом 2009 года выросла на 86,8 %. Добыча природного и попутного газа выросла в 3,1 раза, угля – на 31 %. Добыча нефти, включая газовый конденсат, увеличилась в 43,5 раза.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского