Мультипатриотизм

Накануне всенародно любимого «мужского дня» читатель (а также зритель и слушатель) по привычке ждет чего-нибудь восторженно-милитаристского, и я в общем-то совсем не против, и даже наоборот – очень люблю все такое, тем более сам в солдатики играл до десятого класса, а потом и настоящим солдатиком был…

Однако хочется задать себе один вопрос – он совсем не новый, но обычно его поднимают люди, которых я глубоко не уважаю: почему у нас понятие «патриотическое воспитание» неизменно произносится с приставкой «военно»?

Люди, которых я не уважаю, обычно объясняют это тем, что наше государство ждет от своих граждан, помимо налогов, беззаветной гибели на полях сражений, вот и готовит их к этому. А также воспитывает ненависть к «врагам», каковые на самом деле есть самые цивилизованные люди, и, по правде говоря, нам было бы очень хорошо, если бы они нас завоевали и взяли в свое буржуинство… И вообще настоящий патриотизм по умолчанию как раз и состоит в желании, чтобы кто-нибудь умный нас завоевал, – недавно, например, об этом говорил известный писатель и прочий деятель Д. Быков.

Но я задаю тот же вопрос совсем с другим намерением – мне, простите за пафос, хочется, чтобы патриотизма стало больше. Настоящего, не «ихнего». Чтобы он был многогранным, а не только «военно». Слов нет, люди, которые создают военно-патриотические организации, делают архиполезное дело – прививают подрастающему поколению очевидную истину о том, что Родину надо защищать, да еще и показывают, как именно это надо делать.

Чаще всего это бывшие военные – люди, не только знающие «предмет», но и продолжающие служить Отечеству, хотя есть занятия куда более денежные и менее хлопотные. Также согласен с тем, что военная закалка может пригодиться и будущему врачу, и инженеру, и даже балетмейстеру.

Однако почему никто не слышал, к примеру, о спортивно-патриотическом воспитании?

Я вот о чем: мне как русскому, конечно, приятно слышать, что больше всех голов в НХЛ забил игрок по фамилии Овечкин, но, по правде говоря, это не мой праздник, а того клуба, который ему платит. Клуб этот не в моем городе и не в моей стране. А мне бы хотелось, чтобы в моем и в моей…

Вот и все. Говорят, что там условия лучше и денег больше: так ведь советские профессиональные хоккеисты (формально таковыми не считавшиеся), хоть с голоду, мягко говоря, не помирали, но по сравнению с заокеанскими коллегами были нищеброды. Как они при таком довольствии умудрялись десятилетиями господствовать в хоккейном мире? Только оттого, что власти всем запрещали уезжать за границу? Так сейчас езжай куда хочешь, зарабатывай сколько влезет – и не господствуют. Точнее, вообще не выигрывают.

Может, в чем-то другом дело? Может, их предшественников с малолетства, проведенного на дворовой коробке, нацеливали на нечто иное, более важное, чем гонорар, – при всем уважении к последнему?

Дальше ухожу в область чисто словесных упражнений… Почему у нас нет культурно-патриотического воспитания? Или, если совсем уж идти вразнос – балетно-патриотического, архитектурно-патриотического, литературно-патриотического…

Кстати, наcчет последнего: много лет назад прицепился к моей редакции один графоман, слал феноменально бездарные рассказы и постоянно спрашивал: «Почему вы не печатаете мои произведения? Ведь я пишу о любви к Родине. А вы, получается, Родину не любите?» Так вот, я не о таких. Я о том, что большая, настоящая литература сама по себе патриотическое явление. И всемирное – каковой и была.

А теперь, говорит мне знакомый литагент из Мюнхена, «русский язык ни у кого не в приоритете». Не по политическим соображениям – интересного мало, сплошное подражательство, тем более в условиях всеобщего падения числа читающих.

Такой патриотизм сам по себе не вырастет, его надо поддерживать – государству в том числе…

А кулинарно-патриотического – почему нет? Вообще в России вопрос «Какую кухню вы предпочитаете?» должен звучать оскорбительно. Стоит открыть не то что талмуд старика Похлебкина, а хотя бы обычную – нашу! – поваренную книгу, дореволюционную или советскую, чтобы ужаснуться – какой огромный мир от нас скрыт! Сколько поколений выросло, не знающих, что такое курник, кулебяка, паровой судак, раковый суп на сметане, и прочая, и прочая…

Поездите по китайской провинции, и не найдете ни крошки некитайской еды, ни капли кофе. В Италии найдет блажь съесть бигмак – так поискать придется, побегать. Только у нас «мировые тенденции» и «авторская кухня».

Интересно, в нынешних «кулинарных техникумах» о таком задумываются?

Можно, конечно, порассуждать еще о научно-патриотическом, об экономико-патриотическом, управленческо-патриотическом и прочих воспитаниях. Но по факту как оформившееся явление существует только военно-патриотическое, и, наверное, не столько из-за поддержки государства, сколько потому, что из множества людей разных профессий наибольший интерес к такому делу проявляют отставные офицеры, которые, как известно, бывшими не бывают.

 

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

24 марта 2023
Двадцать пять тысяч самоваров Ивана Фомича
В который раз убеждаешься, что русскую литературную классику невозможно сбросить с парохода современности, поскольку она во многом и есть современность.
17 марта 2023
Пацифизм – только для русских
Жизнь научила, что обладатель российского паспорта, выступающий под лозунгом «Нет войне!», на самом деле за войну с нашим поражением в
4 марта 2023
Нейросеть и деревянные солдаты
Самая популярная в мире программа-собеседник ChatGPT, имеющая около 100 миллионов активных пользователей, недавно призналась, что из всех биологических существ более всего

Советуем почитать