Черемушки – это всё О том, как участковый может обходиться без физической силы и оружия

Черемушки – это всё О том, как участковый может обходиться без физической силы и оружия

В шестимиллиардной массе населения Земли каждые три секунды рождается человек, каждые пять секунд – умирает. Это обычная математика, показывающая скорость жизненных процессов среди определенного количества людей.

А если взять не только рождение и смерть, а, скажем, учитывать несчастные случаи, преступления, семейные драмы и т. д. и т. п. – можно это просчитать? Пусть не среди миллиардов – нескольких тысяч?

Вот ты стоишь в красноярских Верхних Черемушках, вертишь головой и пытаешься засечь, сколько всего происходит вокруг тебя за 60 секунд. Подъехал фургон с мороженым, пацаны подожгли тополиный пух, огонь весело бежит под бензобак «Хонды», бабушка с балкона их ругает, парень идет из магазина с банкой «Охоты», на скамеечке в сквере целуются, бомж что-то нашел в мусорном контейнере… В итоге ты это занятие бросаешь, поскольку понимаешь, что перед тобой лишь ничтожнейшая часть жизни, за которой не уследишь. А между тем есть человек, который, по идее, призван выполнить эту непосильную задачу. В меру сил, конечно. Это участковый. Зовут Евгений ТЮХАЙ, майор полиции. Его участок признавался одним из лучших в краевой столице. Но дело даже не в этом. Человек он сразу к себе располагающий, и хочется чуть-чуть посмотреть на жизнь его глазами, которые – опять же по идее – должны видеть все. Вот сидит майор за столом и выясняет по телефону, по какой статье оформляется изъятие рыболовных сетей. Разве сети – не рыбнадзор? Надо узнать…

В круге дел

– Человек с высшим экономическим и юридическим образованием вызывает вполне определенные ассоциации – бизнес, чиновничья карьера… А вы пошли в участковые. Так жизнь распорядилась?

– Работа экономиста – это отчеты, цифры. То есть нужно в кабинете сидеть. С цифрами у меня все замечательно, однако мне очень нравится общение с людьми. Потому и пошел, по собственному желанию. Но все, чему я обучался семь лет, пригодилось. Специфика службы участкового – тысяча и одна обязанность. Здесь, например, приходится работать в том же направлении, что и ОБЭП, а поскольку я экономист, то материалы данного плана у меня затруднений не вызывают.

– Черемушки – не первый ваш участок?

– Да, не первый. До 11 сентября 2005-го работал в Кировском РОВД.

Сейчас мой административный участок – Верхние Черемушки, проспект Машиностроителей. В данный момент там проживает официально около 12 тысяч человек, неофициально – тысяч 18–20. Микрорайон расширяется, недавно сдали три дома, еще два в этом году будут сдавать. Раньше у нас находилось пять садовых обществ, сейчас в связи с расширением Красноярска около восьми. Почему говорю «около»? Потому что одно садовое общество поделено на три отдела – между Кировским отделом полиции, нашим и Березовским. На территории садового общества годика два-три назад люди начали прописываться, строиться, получать регистрацию – соответственно, численность увеличивается. Всякое в жизни бывает, иногда человек не может купить себе квартиру в городе. В последнее время каждое утро (причем не только летом, но и зимой) вижу, как с садовых участков выходят папы-мамы, ведут детей в школы или детские сады, а сами – на остановку и на работу.

– Можно очертить круг обязанностей участкового?

– Нет, абсолютно нельзя.

– Ну, хотя бы вы лично в чем видите свою работу?

– Когда я учился на экономическом факультете, уже на защите диплома мне задали вопрос: «Что такое экономика?» Я объяснил: представьте, выходит человек из дома и начинает рассматривать его – в каком состоянии стены, лестничная площадка, двор и все, что вокруг этого дома происходит. А вот бабушка с дедушкой пошли – куда, интересно? Словом, нужно понять, в каком состоянии находится все. Потому что экономика – это все. Точно так же участковый идет и смотрит, в каком состоянии находится не что-то в отдельности, а все. Если видит, что дверь в подвальное помещение сломана, надо представление отправлять, чтоб закрыли. Видит – собаку без поводка выгуливают, а это административное правонарушение. А там кто-то во дворе машину моет… Проходишь мимо магазинов, павильонов, видишь нарушения торговли. Повторяю, работа участкового – это все. О ней очень долго можно разговаривать.

Земля

Тюхай участковый– Черемушки – всероссийское понятие. Окраина. Чем она характеризуется?

– Обыкновенный район. Мне не нравится, когда говорят, что Черемушки – криминальная территория. Да, у нас самая высокая раскрываемость, но я ответственно заявляю – сюда можно запросто приезжать и отдыхать. Конечно, все зависит от самого человека, его поведения. Если он приезжает сюда с твердым намерением подраться – он подерется. Но вот, например, люди из других районов Красноярска приезжают к нам и удивляются – в домах Верхних Черемушек идеальный порядок. Администрация района очень много денег тратит на благоустройство – на детские площадки, озеленение… Есть у нас озера, где можно рыбачить, утки дикие плавают, зимой зайцы бегают.

– Вы, я подслушал, насчет браконьеров звонили. Приходится и за ними следить?

– Конечно. И не только следить. Люди сами сообщают. Вот дежурил недавно, и позвонил гражданин из Верхних Черемушек, сообщил, что ставят сети. А это административное правонарушение, но уже граничащее с уголовным, с браконьерством в данном случае. С 21 июня запрет на рыбную ловлю снят, можно рыбачить с резиновой лодки, но сети ставить – уже браконьерство. Хотя там много критериев – что ловят, на что ловят…

– Если работа участкового – это все, то, соответственно, и знания должны быть всеобъемлющие. Как разобраться, что в вашей компетенции, а что нет?

– Скажу так. Первые пять лет службы я не выходил ни из дознания, ни из ППС, ни из уголовного розыска – все выяснял, как и что нужно делать в той или иной ситуации. В этом году будет ровно 10 лет, как я отработал участковым, я майор полиции, но мне не стыдно позвонить куда нужно – в оружейный магазин, или общество охотников, или в рыбинспекцию – и выяснить то, чего не знаю. Мне охотно дают консультацию. Вообще человек развивается, только когда интересуется. Когда мои подчиненные спрашивают, как поступить в такой-то ситуации, я всегда охотно подсказываю. Потому что хуже нет, когда человек не знает, как сделать, и молчит об этом.

Тонкости службы

– Приходилось слышать от ваших коллег: чтобы вырастить более-менее стоящего оперативника, нужно минимум лет пять. Разумеется, при наличии способностей. А за сколько лет можно вырастить стоящего участкового?

– Здесь, как и в любом деле, нужно развиваться, постоянно повышать свой уровень. Через лет пять-семь работы, конечно, можно с сотрудника спрашивать по полной. Но бывает так, что человек с самого начала заинтересован в хороших результатах, рвется показать себя с лучшей стороны – и через два-три года его обязательно заметят. Вот идет стажер в свой первый обход и приносит ценную информацию по преступлению, которую не смогли добыть более опытные сотрудники, разрабатывает ее и раскрывает преступление. Конечно, не в одиночку: стажер делится информацией со старшими, и вместе они раскрывают. И потом этот стажер работает, развивается…

– Вы, случайно, не про себя говорите? Потому что прочитал одну давнишнюю статью про вас, где было сказано, что в свой первый рабочий день вы ходили по квартирам и раскрыли преступление. Расскажите, как это было.

– Там было возбуждено уголовное дело по статье 111 часть 1 – причинение тяжкого вреда здоровью. Проникающее ранение, короче говоря. Получилось так: преступление, как потом выяснилось, было совершено на пятом этаже. Четвертый и шестой проверяли оперативники, а остальные должен был обойти участковый. Вот меня, как стажера, и отправили. Когда я обошел весь подъезд, доложил начальнику уголовного розыска, что на пятом всю ночь была гулянка, там находились мужчина с женщиной, распивали и шумели. Сотрудники угрозыска, которые работали этажом выше и этажом ниже, эту информацию не получили. После 15–20 минут оперативной работы данный человек был задержан. Информация, которая мне поступила, полностью подтвердилась.

– Вас поощрили?

– Мне как-то было не до того. Хотелось зарекомендовать себя, работать дальше.

Слово

– В той же статье удивил другой момент: вы говорите, что за все время работы ни разу не применили силу и оружие. Почему? Так спокойно на территории?

– Участковый в первую очередь должен быть грамотным психологом и предвидеть, кто и как поведет себя в конкретной ситуации. Лучше вообще не допускать, чтобы человек начинал нервничать. К примеру, когда выехал на семейный скандал, то лучше, если доступ на кухню будет свободным. Начинает человек кричать – надо, наоборот, говорить потише. Потихоньку он сам успокаивается… Таких тонкостей много.

– Этому вы учились либо такие знания появляются в процессе работы?

– В процессе. Плюс советы старых сотрудников. Когда я пришел в милицию стажером, рядом были грамотные люди, опытные, уже на пенсию собирались – они меня и учили. Ну и, конечно, мы читаем соответствующую литературу, смотрим фильмы.

– Если вы обходитесь без применения силы, то выходит, что главное оружие – слово. Оно способно остановить любого человека?

– Да. Мы ведь людей не только привлекаем к административной или уголовной ответственности, но есть еще такое замечательное понятие – профилактика. Понимаете, мы не карательный орган. На иной проступок можно закрыть глаза, потому что бывали такие случаи, когда человек оступился, но участковый смог ему объяснить: ты можешь покалечить свою жизнь. А можешь исправить – устроиться на хорошую работу, начать жить иначе. И это срабатывало: подходили, говорили: «Большое спасибо, что тогда нам дали шанс…» Некоторые из них сейчас, так же как я, носят погоны.

– Но ведь есть и неисправимые?

– Таких мало.

О нежности закона

– Есть ли история, которая лично у вас вызывает чувство профессиональной гордости?

– Такой истории нет. Есть гордость за то, что ношу форму, погоны. Меня другое заботит… Смотрите, что происходит. Вот у бабушки сын пьет беспробудно, нигде не работает. Последнюю шубу у матери порезал. На стельки. Я собрал материал, возбудили уголовное дело, а ему дали 180 часов исправительных работ. За ним ходишь – он как пил, так и пьет. Бабушка просит: «Вы бы хоть его посадили, я маленько вздохнула бы». А как посадить? Законодательство не дает. Я к ним регулярно захожу, он мою машину очень хорошо знает, увидит – убегает сразу. Начинаешь что-то ему объяснять – кивает, а толку никакого. Я считаю, подошло время менять содержание профилактики, возвращаться к защите, в первую очередь общественных интересов.

Не забуду один эпизод. Прихожу на адрес – я тогда еще лейтенантом был, – а там мужчина, неоднократно судимый за тяжкие преступления, весь в татуировках, задает мне вопрос: «Командир, объясни, пожалуйста. Я в 70–80-х годах за разбои, грабежи сидел от звонка до звонка. А сейчас человек совершает пять-шесть грабежей – и через год-два выходит на свободу. Почему так?» Что я мог ему ответить? Сейчас направление на ужесточение законодательства только одно – в отношении пьяных водителей. Думаю, это должно касаться всего Уголовного кодекса, сейчас же, наоборот, жесткость наказания идет на снижение, а никаких профилактических мер не предусматривается.

Еще пример. У нас есть категория подучетников – условно-досрочно освобожденные. Дало государство человеку шанс исправиться – хорошо. Но шанс-то надо давать только раз в жизни. А если у него пять ходок и каждый раз освобождается по УДО – я считаю, это неправильно.

– Семейная тема – издавна самая «любимая» для участковых. Поскандалят, заявление напишут – и заберут. Много у нас вообще скандалят?

– Могу сказать, да. Но здесь участковый должен сделать большой вклад, чтобы таких скандалов было меньше.

– Вас больше слушают как человека или как представителя закона? Ведь, по сути, вы приходите, чтобы разобрать с людьми их почти интимную ситуацию.

– Прихожу я как представитель закона, а дальше – смотрю по обстоятельствам. Важно, кем сами эти люди хотят меня видеть – другом или сотрудником полиции. Вот ситуация: жена говорит, муж пьяный, отдыхать мне не дает, заберите его, пожалуйста. Когда были медвытрезвители – забирали туда. И здесь я понимаю, что со мной говорят как с представителем закона. Но бывает, что ты уже давно знаешь ситуацию, которая сложилась в такой-то семье, и здесь надо просто посидеть, поговорить. Если потребуется собрать материалы, то сделать это можно позже.

Реформа и форма

– Сейчас ни одно интервью с полицейским не обходится без вопроса – что изменилось после реформы МВД?

– Подняли зарплату сотрудникам полиции. Человек начинает дорожить своей работой. На гражданке далеко не везде столько платят. Наша служба одна из немногих не подверглась сокращению в ходе реформирования. Но и нам сегодня нужен приток новых кадров. Есть надежда, что на вакантные должности участковых скоро придут молодые специалисты с профильным образованием, имеющие достаточный стимул и желание узнать эту нелегкую полицейскую профессию.

– В техническом плане что-то изменилось?

– В техническом плане помаленьку меняется. Изменилось и внешне. Вот теперь у полицейских новая форма. Примеряемся к ней, конечно, сравниваем со старой.

Недавно открылся после ремонта участковый пункт в Свердловском районе. Комфортный, светлый, оборудованный современной техникой и с доступом ко всем информационным базам и сети Интернет – можно по-хорошему позавидовать коллегам. Надеюсь, что в ближайшем будущем все участковые смогут работать, принимать граждан в таких условиях.

– Ответьте мне на личный вопрос. Я жил в разных местах, но за всю жизнь знал только одного своего участкового, поскольку он был мой родственник. Между тем слышу на каждом углу, что ближе участкового у народа никого нет. Пропаганда врет или у меня что-то не в порядке?

– Меня обязательно на участке знают семейные дебоширы, подучетчики, владельцы оружия. Ну, те, кто просит по заявлению. У них я бываю регулярно. Но ведь в обязанности участкового входит еще и работа с документами. Конечно, мне бы хотелось большую часть рабочего времени проводить на своем административном участке, чтобы меня знало как можно больше народа, и как можно меньше времени тратить на бумаги.

– В 90-х была такая удачная журналистская находка – «Будка гласности». Каждый мог зайти и сказать в телекамеру свое послание человечеству. Что может сказать миру участковый из Черемушек?

– Работа участкового – это прежде всего работа с гражданами. Имея большой опыт в этой профессии, начинаешь очень хорошо разбираться в людях. У нас в Черемушках люди живут очень хорошие, отзывчивые – об этом могу судить не только по рабочему, но и чисто житейскому опыту. Судимых и условно осужденных здесь не больше, чем везде. Я Черемушки люблю – это и хочу сказать.

Тюхай ДОСЬЕ

Евгений Михайлович ТЮХАЙ, майор полиции, старший участковый уполномоченный МУ МВД России «Красноярское».

Родился в 1979 году в селе Краснополянск Назаровского района Красноярского края.

После окончания сельской средней школы окончил Назаровский строительный техникум (бухгалтер-экономист), затем Красноярскую государственную архитектурно-строительную академию по специальности «экономист-технолог по управлению крупными предприятиями».

После окончания вуза приехал покорять краевую столицу. Уже работая в ОВД, получил высшее юридическое образование.

Женат, имеет ребенка.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Официальной датой создания службы участковых уполномоченных милиции считается 17 ноября 1923 года, хотя служба с аналогичными функциями существовала задолго до октябрьских событий 1917 года. В России в соответствии с указом Петра I в начале ХVIII века была введена полицейская должность околоточного надзирателя. А в 1782 году был издан «Устав о благочинии», по которому город делился на части, возглавляемые приставами. Часть – на участки или кварталы, участок – на несколько околотков, опекаемых околоточными (квартальными) надзирателями. В обязанности надзирателя входил ряд административно-полицейских функций на территории вверенного ему участка.

С февраля 1930 года участковые надзиратели получили название «участковые инспектора милиции».

В 1973 году службу передают в уголовный розыск. Участковые инспектора милиции составляют костяк профилактической службы. Образуются управления профилактической службы, а в горрайонах – отделения профилактики. В целях упорядочения деятельности участковых приказом МВД СССР № 215 от 10 августа 1976 года была введена новая «Инструкция по работе участкового инспектора милиции».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского