Что делать?! Он совсем не читает! Невредные советы беспокойным родителям

Что делать?! Он совсем не читает! Невредные советы беспокойным родителям

Похоже, что имидж «самой читающей нации» нами уже утерян. По данным фонда «Общественное мнение», в 2012 году не прочли ни одной книги больше 40 % россиян. Печально, что число таких «читателей» у американцев за последний год существенно меньше нашего показателя – у них 23 %. На фоне такой статистики тревога родителей о том, что их дети не будут читать, более чем понятна. Захватившие все свободное время школьников Интернет и телевидение грозят превратить и без того страшное число мало читающих в армию тех, кто никогда не держал в руках книгу.

После трех уже поздно?

семьяКогда и как начать обучение чтению

– Посмотри, обязательно посмотри видео! – такого возбуждения в голосе подруги я никогда не слышала. На записи, выложенной в социальную сеть, малыш, едва научившийся сидеть, «читал» целые слова. Мама показывала карточки с написанными словами, а он покорно повторял «мама», «папа», «дядя»… Нельзя сказать, что это видео меня удивило, – оно меня просто шокировало. Тогда я не знала, что это просто одна из относительно современных методик раннего обучения чтению.

Первая победа

В жизни дошколенка, пожалуй, есть две самые большие победы – первое сказанное слово и первое прочитанное. Но если говорить малыш начинает без каких-то особых усилий со стороны родителей – все-таки без этой способности очень трудно добиться своего, то с чтением – другая история. Можно прекрасно жить и без умения складывать буквы в слова, а слова – в предложения.

Нет в организме ребенка такого специального гена, который смог бы из озорного малыша в одночасье сделать умненького чтеца. Помните, даже Буратино поменял азбуку на билет в кукольный театр.

Вот родители и переживают, что чадо вместо прилежного обучения подастся в балаган, поэтому и начинают учить ребенка всем премудростям как можно раньше. Иногда причиняя вред намного больший, чем разумное бездействие.

– Дайте детству созреть в детях, – говорил Жан-Жак Руссо, и современные невропатологи с ним согласны. Родители, желающие обучать малыша чтению, могут навредить ребенку. Наш мозг созревает постепенно. Интенсивно развивая те его отделы, которые пока еще не готовы работать в полную силу, мы сами создаем психологические проблемы. Например, гиперактивность или чрезмерную возбудимость. А вот теперь подумаем: нужен ли нам прекрасно читающий школьник, который не способен просидеть спокойно и пяти минут? Вряд ли.

Когда уже можно?

Нашим папам и мамам можно было немного «пофилонить»: раньше в первый класс брали нечитающих детей. Теперь, как шутят иногда родители, к первому сентября хорошо бы научить ребенка решать квадратные уравнения. Шутки шутками, а вот уметь читать будущему первоклашке желательно.

Так когда же начать? Традиционный подход – 5–6 лет. Но если родителям хочется ускорить этот процесс, нужно проверить физиологическую готовность к чтению.

Итак, можно доставать азбуку, если…

• малыш не только говорит предложениями, но у него полностью сформирована речь, например, он может составить связный рассказ;

• у дошколенка достаточно развит фонематический слух, то есть он умеет слышать и распознавать звук (если такой слух не развит, нужно приложить все усилия именно к этому, иначе потом ребенок не только читать, но и писать будет с ошибками);

• у ребенка нет логопедических проблем: он произносит (!) правильно все звуки, при этом нет нарушения мелодики, ритма речи;

• у малыша достаточно развита пространственная ориентация. Он не путается в понятиях «право», «лево», «верх», «низ».

Но даже если у своего ребенка вы нашли все признаки «читательской» физиологической зрелости, подождите 5-летия. Буквы – это не просто закорючки на бумаге, это знаковая система, которую человеческий мозг в состоянии освоить только с этого возраста. Для малыша, перед кроваткой которого висит красочная азбука, «Б» – это не вторая буква алфавита, а красный барабан, который нарисован на картинке.

Какую методику выбрать?

азбукаКоличество современных и не очень методов обучения давно уже перевалило за несколько десятков. Классифицировать их сложно, но все-таки можно. Все способы делятся на несколько групп.

• Чтение цельными словами, или глобальное чтение: с раннего детства ребенку показывают сразу целые слова и закрепляют их значение с помощью зрительной памяти – методика Глена Домана (как раз по этой методике обучали чтению на так поразившем меня видео).

• Слоговое чтение (ребенок выучивает и читает целые слоги) – методика Николая Зайцева).

• Сложение букв (сначала малыш учит названия букв – «эм», потом пробует их складывать: «эм-а» – «ма», и т. д.).

• Звуко-буквенная методика (дошколенок изучает звуки, анализирует их в составе слова, учится слышать их и соотносить с буквами).

У способов есть свои плюсы и минусы – для каждого ребенка метод нужно подбирать индивидуально. Самое главное – понимать, для чего вы это делаете. Если перед вами стоит цель не только научить ребенка читать здесь и сейчас, а свободно ориентироваться в тексте, понимать его смысл, потом и писать без ошибок, то специалисты советуют остановиться на последнем варианте – звуко-буквенном. Если же хочется похвастаться вундеркиндом, читающим в год, тогда можно попробовать и глобальное чтение.

Что дает чтение по принципу «от звука – к букве»? Этому методу больше 150 лет, и он идеально подходит для обучения русскому языку. Наши слова – как конструктор, состоящий из приставок, корней, окончаний. И видеть эти части можно только в том случае, если обучение началось с минимальной единицы – звука, а потом – буквы. Ни при обучении чтению целыми словами, ни при обучении слоговом, считают специалисты, способность членить слова на части не вырабатывается. Плюс к этому такой способ поможет быстро прочитать любое слово – даже самое заковыристое.

КОММЕНТАРИЙ

Ирина РЕМХЕ

педагог дополнительного образования «Никиткиной школы», МБОУ ДОЦ ЦДОД № 2 Октябрьского района

– По своему опыту могу сказать, что учить чтению нужно лет в 5–6. Если ребенок все звуки произносит правильно, можно начать чуть раньше. Но если есть проблемы с дикцией, сначала нужно решить их с логопедом – и только потом приступать к обучению. Очень хороший результат достигается, когда одновременно с дошколенком занимаются логопед и педагог, который учит чтению.

Из всех букварей я рекомендую букварь Н. С. Жуковой. Он составлялся на базе учебника для занятий с логопедом, в нем все умно построено – и очень хорошие рекомендации родителям, если они решат учить самостоятельно чтению.

С чего начать? Сначала нужно, чтобы ребенок понимал звук – проговаривал его и различал звук и букву. Поиграйте со звуком, научите слышать его в словах – в начале, середине, конце слова. И только после того как ребенок освоил все звуки, можно знакомиться с буквами. И не со всеми сразу – вообще нельзя учить алфавит от начала до конца. Родители как учат? А, бэ, вэ, гэ, дэ… Радуются, что маленький ребеночек называет буквы, думают, что вот-вот он начнет читать. Ничего подобного! У него остается навык называния букв, а «сливать» их в слоги он не может, потому читать тоже не может – и с этим очень сложно бороться. Вы не представляете, сколько к нам приводят детей, которых нужно переучивать.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт