После трех уже поздно?
Когда и как начать обучение чтению
– Посмотри, обязательно посмотри видео! – такого возбуждения в голосе подруги я никогда не слышала. На записи, выложенной в социальную сеть, малыш, едва научившийся сидеть, «читал» целые слова. Мама показывала карточки с написанными словами, а он покорно повторял «мама», «папа», «дядя»… Нельзя сказать, что это видео меня удивило, – оно меня просто шокировало. Тогда я не знала, что это просто одна из относительно современных методик раннего обучения чтению.
Первая победа
В жизни дошколенка, пожалуй, есть две самые большие победы – первое сказанное слово и первое прочитанное. Но если говорить малыш начинает без каких-то особых усилий со стороны родителей – все-таки без этой способности очень трудно добиться своего, то с чтением – другая история. Можно прекрасно жить и без умения складывать буквы в слова, а слова – в предложения.
Нет в организме ребенка такого специального гена, который смог бы из озорного малыша в одночасье сделать умненького чтеца. Помните, даже Буратино поменял азбуку на билет в кукольный театр.
Вот родители и переживают, что чадо вместо прилежного обучения подастся в балаган, поэтому и начинают учить ребенка всем премудростям как можно раньше. Иногда причиняя вред намного больший, чем разумное бездействие.
– Дайте детству созреть в детях, – говорил Жан-Жак Руссо, и современные невропатологи с ним согласны. Родители, желающие обучать малыша чтению, могут навредить ребенку. Наш мозг созревает постепенно. Интенсивно развивая те его отделы, которые пока еще не готовы работать в полную силу, мы сами создаем психологические проблемы. Например, гиперактивность или чрезмерную возбудимость. А вот теперь подумаем: нужен ли нам прекрасно читающий школьник, который не способен просидеть спокойно и пяти минут? Вряд ли.
Когда уже можно?
Нашим папам и мамам можно было немного «пофилонить»: раньше в первый класс брали нечитающих детей. Теперь, как шутят иногда родители, к первому сентября хорошо бы научить ребенка решать квадратные уравнения. Шутки шутками, а вот уметь читать будущему первоклашке желательно.
Так когда же начать? Традиционный подход – 5–6 лет. Но если родителям хочется ускорить этот процесс, нужно проверить физиологическую готовность к чтению.
Итак, можно доставать азбуку, если…
• малыш не только говорит предложениями, но у него полностью сформирована речь, например, он может составить связный рассказ;
• у дошколенка достаточно развит фонематический слух, то есть он умеет слышать и распознавать звук (если такой слух не развит, нужно приложить все усилия именно к этому, иначе потом ребенок не только читать, но и писать будет с ошибками);
• у ребенка нет логопедических проблем: он произносит (!) правильно все звуки, при этом нет нарушения мелодики, ритма речи;
• у малыша достаточно развита пространственная ориентация. Он не путается в понятиях «право», «лево», «верх», «низ».
Но даже если у своего ребенка вы нашли все признаки «читательской» физиологической зрелости, подождите 5-летия. Буквы – это не просто закорючки на бумаге, это знаковая система, которую человеческий мозг в состоянии освоить только с этого возраста. Для малыша, перед кроваткой которого висит красочная азбука, «Б» – это не вторая буква алфавита, а красный барабан, который нарисован на картинке.
Какую методику выбрать?
Количество современных и не очень методов обучения давно уже перевалило за несколько десятков. Классифицировать их сложно, но все-таки можно. Все способы делятся на несколько групп.
• Чтение цельными словами, или глобальное чтение: с раннего детства ребенку показывают сразу целые слова и закрепляют их значение с помощью зрительной памяти – методика Глена Домана (как раз по этой методике обучали чтению на так поразившем меня видео).
• Слоговое чтение (ребенок выучивает и читает целые слоги) – методика Николая Зайцева).
• Сложение букв (сначала малыш учит названия букв – «эм», потом пробует их складывать: «эм-а» – «ма», и т. д.).
• Звуко-буквенная методика (дошколенок изучает звуки, анализирует их в составе слова, учится слышать их и соотносить с буквами).
У способов есть свои плюсы и минусы – для каждого ребенка метод нужно подбирать индивидуально. Самое главное – понимать, для чего вы это делаете. Если перед вами стоит цель не только научить ребенка читать здесь и сейчас, а свободно ориентироваться в тексте, понимать его смысл, потом и писать без ошибок, то специалисты советуют остановиться на последнем варианте – звуко-буквенном. Если же хочется похвастаться вундеркиндом, читающим в год, тогда можно попробовать и глобальное чтение.
Что дает чтение по принципу «от звука – к букве»? Этому методу больше 150 лет, и он идеально подходит для обучения русскому языку. Наши слова – как конструктор, состоящий из приставок, корней, окончаний. И видеть эти части можно только в том случае, если обучение началось с минимальной единицы – звука, а потом – буквы. Ни при обучении чтению целыми словами, ни при обучении слоговом, считают специалисты, способность членить слова на части не вырабатывается. Плюс к этому такой способ поможет быстро прочитать любое слово – даже самое заковыристое.
КОММЕНТАРИЙ
Ирина РЕМХЕ
педагог дополнительного образования «Никиткиной школы», МБОУ ДОЦ ЦДОД № 2 Октябрьского района
– По своему опыту могу сказать, что учить чтению нужно лет в 5–6. Если ребенок все звуки произносит правильно, можно начать чуть раньше. Но если есть проблемы с дикцией, сначала нужно решить их с логопедом – и только потом приступать к обучению. Очень хороший результат достигается, когда одновременно с дошколенком занимаются логопед и педагог, который учит чтению.
Из всех букварей я рекомендую букварь Н. С. Жуковой. Он составлялся на базе учебника для занятий с логопедом, в нем все умно построено – и очень хорошие рекомендации родителям, если они решат учить самостоятельно чтению.
С чего начать? Сначала нужно, чтобы ребенок понимал звук – проговаривал его и различал звук и букву. Поиграйте со звуком, научите слышать его в словах – в начале, середине, конце слова. И только после того как ребенок освоил все звуки, можно знакомиться с буквами. И не со всеми сразу – вообще нельзя учить алфавит от начала до конца. Родители как учат? А, бэ, вэ, гэ, дэ… Радуются, что маленький ребеночек называет буквы, думают, что вот-вот он начнет читать. Ничего подобного! У него остается навык называния букв, а «сливать» их в слоги он не может, потому читать тоже не может – и с этим очень сложно бороться. Вы не представляете, сколько к нам приводят детей, которых нужно переучивать.