«Другой судьбы я для себя не вижу»

Кто они – современные педагоги большого края?

«Другой судьбы я для себя не вижу» Кто они – современные педагоги большого края?

– Это рожок или жалейка, как ты считаешь? – шепчет один мальчишка другому на задней парте. Оба замирают – морщат лбы. Видно, что внимательно вслушиваются…

– По-моему, ни то, ни другое. Вообще звук какой-то необычный, – решает один из них.

Идет урок музыки в ачинском лицее № 1. Во втором классе. Дирижирует уроком Татьяна ЦЫМДЯНОВА, молодой педагог, лауреат премии «Учитель года» и просто увлеченный человек, рядом с которым невозможно не заболеть музыкой.

Учиться – всегда

Когда говорят о лауреате премии «Учитель года», представляешь педагога степенного, серьезного, обязательно строгого. В Ачинске нас встречает Татьяна Анатольевна – жизнерадостная, голубоглазая, какая-то домашняя даже – в пушистом голубом свитере с изящной брошкой. Она ведет музыку и важный предмет, который принято обозначать аббревиатурой МХК. Нам повезло попасть на занятия для второклашек.

– Здравствуйте, ребята! – пропевает педагог в начале урока.

– Здра-вствуй-те! – поют в ответ ребята.

– Как у вас дела?

– Ха-ра-шо.

Видно, что для детей это привычный ритуал, после которого начинается главное – урок. С первой минуты он затягивает, и шансов даже просто подумать о чем-то другом нет никаких. Татьяна Анатольевна профессионально «влюбляет» в музыку – и обожает творчество сама. Хотя в крохотной деревне Новоеловка Большеулуйского района, в которой в 1985 году родилась Таня, не было музыкальной школы. Она училась играть самостоятельно на гармошке, а потом уговорила родителей и с пятого класса начала брать частные уроки игры на фортепиано.

Татьяна Анатольевна – продолжатель династии: этой непростой работе посветили себя ее мама, которая 40 лет преподавала немецкий, и старшая сестра – учитель начальных классов. Но Татьяну тянуло именно к музыке: дважды она пыталась связать с ней свою судьбу. В Красноярское музыкальное училище не взяли без «корочек» об окончании музыкальной школы, в КГПУ на специальное отделение – без музыкального училища. Но упорства ей не занимать: окончив с отличием Ачинский педколледж и факультет начальных классов КГПУ, в 2011 году она поступила на музыкальное отделение Красноярского педуниверситета. В следующем году будет защищать диплом. Уже второй.

– С 2005-го работаю в школе и ни о какой другой должности не мечтаю. Расту в этом направлении, – признается педагог.

Сравнить ноты с цифрами

Сначала может показаться, что на этих уроках музыки слишком шумно. Дети выкрикивают свои версии с места, обсуждают что-то друг с другом, даже пританцовывают… Но вдруг все замирает как по мановению волшебной палочки: Татьяна проигрывает на синтезаторе гамму, и весь класс смотрит на нее в тишине. Разговор о музыкальных инструментах мира совершенно неожиданно начинается вот с такого вопроса:

– Дети, а кто знает, что такое филателия?

Тема музыкальных инструментов других народов стартует с обсуждения советских почтовых марок. На каждой из них, бережно отсканированной и выведенной на слайд, изображены инструменты наших бывших союзных республик: Казахстана, Молдавии, Украины…

– Ребята, как вы видите, на этой марке изображены казахские инструменты. Из какой они страны?

– Из Казани.

– Казань – это город в России. А эти инструменты из Казахстана. Запишите в свои тетради…

Так один предмет, главной задачей которого большинство считает обучение хоровому пению, расширяет свои границы – втягивает в «музыкальный круг» географию, литературу, изобразительное искусство и даже математику. В пособиях для первого и второго класса, которые Татьяна Анатольевна разработала, «когда нечего было делать в декретном отпуске», есть ребусы, репродукции картин и даже элементарные арифметические примеры. Удивительно, как у педагога получается объяснять то, что остается на кончиках пальцев, – очарование музыкальных произведений.

– Вот посмотрите, – рассказывает она мне, – на этой странице я сравниваю ноты с буквами и цифрами, чтобы объяснить ребенку, как можно фиксировать звуки. Ему становится понятно, что русский мы понимаем через буквы, математику – через цифры, а музыку? Через звуки, звук на письме – это нота.

Среди 11-классников, которых Цымдянова «взяла» со второго класса, больше половины учеников играют на чем-нибудь: гитаре, аккордеоне, фортепиано… После таких уроков у них просто не было шансов не научиться этому.

Зачем нужна музыка?

И все-таки главным результатом уроков Татьяна Анатольевна видит даже не овладение музыкальным инструментом:

– Меня удивляет, когда взрослые люди спрашивают о том, зачем нужен этот предмет. На уроках искусства, музыки я любого могу сделать успешным, – делится учитель. – Музыка помогает ребятам быть успешными среди сверстников. Сейчас свободное время у школьников сводится к общим компьютерным играм, к обсуждению сериалов. А музыка – это перспектива замены всего этого. Плюс развитие кругозора. Если зазвучит где-то музыка – и ребенок вспомнит, что это за произведение, я свою работу сделала. Но вот только возможностей слушать живую музыку в Ачинске меньше, чем в Красноярске…

Именно поэтому в прошлом году ачинский лицей № 1 и краевая филармония – с подачи Татьяны Цимдяновой – подписали договор о сотрудничестве. Теперь раз в четверть сюда приезжают коллективы филармонии. В первый раз, признается учитель, актовый зал школы вместимостью 220 человек собрать было сложно.

– Но когда ребята посмотрели, что такое симфонический оркестр, сколько в нем музыкантов, как заносят инструменты в школу, – вот тогда интерес появился, – рассказывает она.

Музыка, которую ребята могут услышать в простом актовом зале, самая разнообразная – от латиноамериканской до джаза. Но как быть с теми музыкальными инструментами, которых нет, например, в крае? Где найти украинскую трембиту или казахскую домбру? Выручает Интернет и то, что называют «современными образовательными технологиями» – презентации, видео, аудио. Татьяна Цымдянова готовит презентацию к каждому уроку – и говорит, если делать это в системе, то получается очень быстро.

– Как можно говорить о «Щелкунчике» – и не показать балет, – говорит она. – А игру на некоторых инструментах дети смогут услышать и увидеть только на уроках музыки.

Один из них как раз и пытались определить в начале урока мальчишки на задней парте. Это оказался молдавский най. И поднимите руку, дорогие взрослые, если вы слышали, как он звучит.

Главное богатство

Татьяна Цымдянова – олицетворение того, каким мы хотим видеть современного учителя: чтобы он постоянно стремился к совершенствованию, находил межпредметные связи, с максимально широким кругозором, не боялся современных технологий – нынешнее поколение по-другому просто не увлечь.

И как повезло нашим школьникам – таких талантливых педагогов много. Не зря все-таки Красноярский край – экспериментальная площадка, на которой обкатываются новейшие образовательные идеи.

Причем талантливые учителя – и начинающие, и со стажем – живут не только в краевом центре и крупных городах. Вот лишь некоторые из них. Таисья Анжиганова работает в п. Запасной Имбеж Партизанского района: 30 лет преподает немецкий – благодаря ее усилиям жители села уже три раза побывали на музыкальных фестивалях в Германии. Или 30-летняя Инара Матвиенко из с. Богучаны, для которой уроки физкультуры – это в первую очередь уроки здорового образа жизни. По словам специалистов, она так эмоционально заряжает детей, что физкультуру любят все ученики. Кривенко Андрей, физик из Норильска, которому нет еще и 30. Физика на его уроках становится живой – ее законы он показывает на примерах из робототехники. Или легендарная Лидия Шевцова. Преподает около 50 лет русский язык и литературу в Тейской средней школе – главный хранитель истории в п. Тея. Сейчас она представитель по правам человека по Красноярскому краю в Северо-Енисейском районе.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности