Присоединяйтесь к нам:

Этнофестиваль расширяет границы




Этнофестиваль расширяет границы

Фоторепортаж: Фестиваль «МИР Сибири - 2017». Шушенское. 7-9 июля

В минувшее воскресенье завершился международный фестиваль этнической музыки и ремесел «МИР Сибири». Вот уже 14 лет это не только одна из главных культурных марок Красноярского края, но и России.

Десятки тысяч гостей ежегодно приезжают в Шушенское, чтобы стать свидетелями невероятного по своей красочности зрелища. Нынешний год не стал исключением. Старинные обряды, мастер-классы, хороводы, песни, танцы, наконец, огромное многообразие изделий народного творчества в «Городе мастеров» – все это не перестает удивлять даже тех, для кого три дня праздника в Шушенском уже стали традицией.

Но, безусловно, главное, ради чего едут в Шушенское, – концертная программа. Это не только такие звезды мировой этнической музыки, как группа «Мельница» (Москва), «Хуун-Хуур-Ту» (Республика Тыва), оркестр балканской музыки Bubamara Brass (г. Москва), ансамбль Инны Желанной (Москва), австрийский дуэт Duo Klak, но и новые имена. Только на музыкальный конкурс поступило 145 заявок из 27 регионов России.

Председатель жюри на присуждении этномузыкальной премии МИРа Сергей Старостин признался, что уже забыл, сколько лет он приезжает в Шушенское, «и это очень хорошо»:

– С первых фестивальных лет я был противником конкурсной программы. Устраивать соревнования между самыми разными коллективами – хакасскими, русскими, мордовскими и другими – по меньшей мере выглядело странным, потому что они представляют совершенно разные культуры. Но после того когда по результатам конкурсных просмотров, выступлений я увидел, чем заряжаются приезжающие сюда люди, понял: здесь они получают огромное количество бонусов. Это возможность общаться, учиться друг у друга. Некоторые по три-четыре раза приезжают, и мы их допускаем в номинации, потому что считаем – артистам надо давать шанс, возможность роста.

Мы стараемся настраивать их на игру. Да, победа на таком фестивале – почетный трофей, но это все-таки не спорт, а культура, как правило, к этому с пониманием относятся.

Говорить тихо, чтобы слышали

Что касается уровня номинантов, то здесь надо упомянуть прежде всего то, что у нас с каждым годом расширяется география, причем не только география стран, но и российских регионов. Надо сказать, что коллективы, приезжающие из европейской части страны, начинают понемногу теснить сибиряков, и это хороший повод держать себя в тонусе. Если одним словом – уровень номинантов высокий.

Вот уже третий год мастеровая премия является одной из двух главных на «МИРе Сибири».

– Как говорил классик, чтобы тебя слышали, надо говорить тихо. Музыкантов надо смотреть и слушать, нас – только смотреть, – говорит председатель жюри мастеровой премии Александр Мигас. – На выставке представлено двенадцать номинантов, а желающих попасть на фестиваль было более 160. География огромная – от Крыма до Приморья. Везут по три-четыре чемодана – и, как всегда, это маленький девичий подвиг, потому что прикладное творчество – сплошной девичник.

Техника, в которой работают мастера, встречается самая необычная. Виктория Циглер из Саянска Иркутской области, признанная одним из победителей в номинации «Современное прикладное искусство», дала технике, в которой она работает, странное, но очень емкое название – «джинсовое фондю».

– Джинсовая миниатюра – новое направление декоративно-прикладного творчества. Этот материал отличается, например, от бересты – и по фактуре, и по свойствам, по цвету, но все равно что-то общее у них есть. Береста – очень теплый, традиционный материал. Но и джинса объединяет разные слои населения земного шара. Когда я впервые привезла свои первые работы на выставку, меня спросили журналисты – что это и как это вообще называется? И у меня как-то легко вышло – это некое джинсовое фондю. А потом, когда я стала осмысливать это, подумала – а ведь действительно так. Фондю делали из сыра, который носили с собой по горам – сыр старый, невкусный. Но его расплавляли, и он как бы становился новым. Так же переплавляются и старые джинсы – эта наша любимая одежда как бы получает вторую жизнь.

Чтобы видели и гордились

Каждый год приносит в историю фестиваля свои новшества. В нынешнем это участие в конкурсной программе таких стран, как Иран, Мексика, Австралия, не часто фигурирующих на фестивальных площадках. Вторая особенность – экологический и туристический акцент в программе.

– Одно из главных новшеств нынешнего фестиваля состоит в том, что у нас представлены туристские информационные центры не только нашего региона, но также Хакасии и Республики Тыва, – говорит министр культуры Красноярского края Елена Мироненко. – Тему событийного туризма в предыдущие годы мы практически не использовали, однако к ней сразу проявился интерес. Уже заказывают экскурсии на Саяно-Шушенскую ГЭС, в Ергаки, в Минусинск. Мы дружим с соседними регионами, с Тувой, Хакасией, что дает возможность презентовать не только культурные богатства, но и природные достопримечательности – например, природный парк «Ергаки». Вообще тема экологии звучит на федеральном уровне, и здесь на территории «Этнодеревни» можно увидеть экспозицию, посвященную столетию заповедной системы России. Конечно, здесь представлены не все заповедники страны, но по меньшей мере самая яркая их часть. То же – тема Севера. Например, на Таймыре множество мастеров, которые могут презентовать Красноярский край. Вообще очень хочется показать, какая богатейшая культурная палитра есть у нашего региона, чтобы ее видели и гордились не только жители края, но и те гости, которые к нам приезжают.

Награды победителям

Главный итог трех дней «МИРа Сибири» – вручение наград победителям творческих конкурсов. Гран-при в детской возрастной категории в номинации «Вокальный ансамбль» получил фольклорный ансамбль из Москвы «Ерема». «Тигiр Хуры» из Хакасии победил в номинации «Вокально-инструментальный ансамбль». Азербайджанский народный ансамбль песни и танца «Одлар Юрду» из Красноярского края завоевал победу в номинации «Хореографический ансамбль». А Мария Боровкова из Тульской области стала лауреатом в номинации «Солист-вокалист». В номинации «Солист-инструменталист» побеждает самый юный участник конкурса – пятилетний Володя Съянов из Воронежской области.

У взрослых лучшими признаны фольклорные ансамбли «Дарованье» из Челябинской области и «Первоцвет» из Красноярского края. Коллектив прогрессивной деревенской музыки «Новые Кельцы» из Москвы стал лауреатом в номинации «Вокально-инструментальный ансамбль». В номинации «Инструментальный ансамбль» лауреатами стали этно-группа «Йатаган» из Уфы и ансамбль якутских инструментов «Кыл Саха» из Якутии. В номинации «Солист-вокалист-инструменталист» победителем стал Никита Арапов из Вологодской области. А в номинации «Солист-инструменталист» – Расих Садыков из Башкортостана. В номинации «Эксперимент» победили ребята из коллектива «Абстрактор» (Воронежская область). Лучшими в номинации «Ансамбль малой формы» стали Анна Колосова и Анна Бойко из Свердловской области. Победителем в номинации «Семейный ансамбль» стало фольклорное семейное трио «Пимочки» из Красноярска, а в номинации «За верность традиции» также лучшими стали красноярцы – аутентичный фольклорный ансамбль «Сударушки».

Гран-при этномузыкальной премии «МИРа» удостоена Антонина Агеева из Новосибирска.

Среди мастеров в номинации «Современное декоративно-прикладное искусство» лучшими оказались Антон Тихоренко из Красноярска (керамика) и Виктория Циглер из Саянска Иркутской области (текстильная скульптура).

Гран-при конкурса мастеровой премии «МИРа» получила Надежда Баринова из Твери.

0 комментариев


Оставить комментарий
  • Защита от автоматических сообщений
 
статьи
 Налоговая служба 
Инфографика