Феноменальный юбилей

Тунгусскому метеориту исполнилось 105 лет

Феноменальный юбилей Тунгусскому метеориту исполнилось 105 лет


«А что это так бумкнуло?» – вслед за милновским Пятачком спрашивает возбужденное человечество, когда речь заходит о Тунгусском метеорите.

Празднуя эту почти юбилейную дату, спешим отметить, что вопрос останется без ответа и разгадки небесного феномена ждать не стоит, поскольку в таком случае отдельные граждане останутся без работы или, что еще страшнее, потеряют смысл жизни. На такие жертвы никто не пойдет. Спустя век с лишним разговоры о событии стали важнее самого события, здесь есть материал для умственных упражнений, повод для увлекательных экспедиций и, самое главное, простор для фантазии. Поэтому отбросим попытки разобраться в том, что же на самом деле упало в глухую тайгу (и упало ли вообще), и сделаем посильный обзор воспоминаний и мнений – правдоподобных и не очень.

Что это было?

карта.JPG30 июня 1908 года в начале восьмого часа утра в районе реки Подкаменная Тунгуска в 20 километрах к западу и в 60 к северу от поселка Ванавара пролетел большой огненный шар, который взорвался на высоте 7–10 километров. Мощность взрыва оценивается в 40–50 мегатонн. Для справки. Академик Сахаров, придумавший водородную бомбу силой в 100 мегатонн (ту самую «Кузькину мать»), уговорил-таки военных испытывать на Новой Земле только половину заряда, мотивируя тем, что взрыв на всю катушку чреват глобальной катастрофой – Земля, например, может «соскочить с оси».

Взрывная волна прошлась практически по всей планете, была зафиксирована в Западном и Южном полушариях. В течение нескольких дней над пространствами от Восточной Атлантики до Центральной Сибири наблюдалось интенсивное свечение неба. На месте события деревья были повалены на площади более двух тысяч квадратных километров. Звук взрыва, как утверждают, был слышен на расстоянии 800 километров, а в радиусе 200 километров в домах выбило стекла.

Одним из первых пострадавших можно считать неведомого репортера газеты «Сибирская жизнь», который оперативно – на другой же день после катастрофы – настрочил заметку о метеорите, но упавшем не где-то за горизонтом, а в 11 километрах от Канска, неподалеку от полотна железной дороги. «Пассажиры подходившего во время падения метеорита к разъезду поезда были поражены необычайнейшим гулом; поезд был остановлен машинистом, и публика хлынула к месту падения далекого странника. Но осмотреть ей метеорит ближе не удалось, так как он был раскален… Метеорит почти весь врезался в землю – торчит лишь его верхушка».

По всему видно, наш далекий предок схалтурил – на месте события не был, а написал по мотивам чужих и, видимо, не очень трезвых воспоминаний. Тем не менее репортера можно считать основоположником всех последующих фантастических версий тунгусского чуда.

Его коллега по фамилии Кулеш из газеты «Сибирь» оказался не столь расторопным, зато добросовестным. «17 июня утром, в начале девятого часа, у нас наблюдалось какое-то необычное явление природы. В селении Н.-Карелинском (верст 200 от Киренска к северу) крестьяне увидали на северо-западе, довольно высоко над горизонтом, какое-то чрезвычайно сильно (нельзя было смотреть) светящееся белым, голубоватым светом тело, двигавшееся в течение 10 минут сверху вниз. Тело представлялось в виде «трубы», то есть цилиндрическим. Небо было безоблачно, только невысоко над горизонтом, в той же стороне, в которой наблюдалось светящееся тело, было заметно маленькое темное облачко. Было жарко, сухо. Приблизившись к земле (лесу), блестящее тело как бы расплылось, на месте же его образовался громадный клуб черного дыма и послышался чрезвычайно сильный стук (не гром), как бы от больших падавших камней или пушечной пальбы. Все постройки дрожали. В то же время из облачка стало вырываться пламя неопределенной формы. Все жители селения в паническом страхе сбежались на улицы, бабы плакали, все думали, что приходит конец мира».

Стрела Агды

тунгуссс.jpgВоспоминания тех, кто оказался совсем близко от места взрыва – за сотню километров или немного меньше, – будут записаны значительно позже. В основном это эвенки, но были и русские.

Вот многократно цитируемый рассказ Семена Семенова, жителя Ванавары: «Вдруг на севере небо раздвоилось, и в нем широко и высоко над лесом появился огонь, который охватил всю северную часть неба. В этот момент мне стало так горячо, словно на мне загорелась рубашка. Я хотел разорвать и сбросить с себя рубашку, но небо захлопнулось, и раздался сильный удар. Меня сбросило с крыльца сажени на три. После удара пошел такой стук, словно с неба падали камни или стреляли из пушек, земля дрожала, и когда я лежал на земле, то прижимал голову, опасаясь, чтобы камни не проломили головы. В тот момент, когда раскрылось небо, с севера пронесся горячий ветер, как из пушки, который оставил на земле следы в виде дорожек. Потом оказалось, что многие стекла в окнах выбиты, а у амбара переломило железную закладку для замка двери».

«Наш чум тогда стоял на берегу Аваркитты, – рассказывали братья Чучанчи и Чекарена. – Перед восходом солнца мы с Чекареном пришли с речки Дилюшма, там мы гостевали у Ивана и Акулины. Мы крепко уснули. Вдруг проснулись сразу оба – кто-то нас толкал. Услышали мы свист и почуяли сильный ветер. Чекарен еще крикнул мне: «Слышишь, как много гоголей летает или крохалей?» Мы были ведь еще в чуме, и нам не видно было, что делается в лесу. Вдруг меня кто-то опять толкнул, да так сильно, что я ударился головой о чумовый шест и упал потом на горячие угли в очаге. Я испугался. Чекарен тоже испугался, схватился за шест. Мы стали кричать отца, мать, брата, но никто не отвечал. За чумом был какой-то шум, слышно было, как лесины падали. Вылезли мы с Чекареном из мешков и уже хотели выскочить из чума, но вдруг очень сильно ударил гром. Это был первый удар. Земля стала дергаться и качаться, сильный ветер ударил в наш чум и повалил его. Меня крепко придавило шестами, но голова моя не была покрыта, потому что эллюн задрался. Тут я увидел страшное диво: лесины падают, хвоя на них горит, сушняк на земле горит, мох олений горит. Дым кругом, глазам больно, жарко, очень жарко, сгореть можно. Вдруг над горой, где уже упал лес, стало сильно светло, и, как бы тебе сказать, будто второе солнце появилось, глазам больно стало, и я даже закрыл их. Похоже было на то, что русские называют «молния». И сразу же был агдыллян, сильный гром. Это был второй удар. Утро было солнечное, туч не было, наше солнце светило ярко, как всегда, а тут появилось второе солнце!»

Эвенкам, кстати, как и другим природным сибирякам, надо отдать должное, поскольку они в отличие от просвещенного человечества никогда не морочили себе голову загадкой метеорита. Они знали ответ – это прогневался бог грома и молнии Агды и послал Пэктруме – свою стрелу. Правда, и у коренных имелось небольшое расхождение во мнениях – но не в сути, а в масштабах: некоторые считали, что Агды мелковат для таких фокусов, это дело самого Аксири – бога неба. Якуты в таком случае называли своего небесного начальника Домогора, а ангарские кержаки, естественно, вспомнили о конце времен из пророчеств Иоанна Богослова.

Так или иначе впечатление осталось на несколько жизней вперед. В 30–50-х годах прошлого века фольклорист И. И. Суворов путешествовал по тем местам и записывал рассказы очевидцев, тогда уже древних стариков.

«Пэктруме страшный был. Мы тогда на Кимче стояли. Еще спали, когда буря и гром к нам пришли. Чумы улетели, а людей с постелями много раз от земли подбрасывало. Без сознания до вечера были. Которые умерли даже. Мой мужик тоже помер. А меня Аксири живой оставил». (Татьяна Лившерова из рода Сиримиткал.)

«Когда Агды стрелял, я на Южной Чуне рыбачил. Смотрю, аж глазам больно стало, а по небу огненная стрела с головой летит. Буря поднялась, вода в Чуне закачалась… А через три дня к нам люди пришли, сказали, как будто стрела в том месте упала, где богач Горбачек жил. Все олени его с батраками сгорели… Ой, ой, нельзя, бойе, туда ходить, мой шибко боится». (Николай Кочени из рода Момол.)

«Земля под ногами ходила, лес сразу загорелся, 28 оленей моих спалило, а сам я в болоте спасся, бойе. В испуге в Ванавару побежал, а там лючи (русские) жили, тоже испугались. Один ихний старик на лавочке сидел, его подняло, на землю бросило… Ой, не буду больше рассказывать. Аксири услышит, опять обидится». (Илья Лючеткан из рода Коркогир.)

Кроме того, фольклорист Суворов записал с десяток эвенкийских загадок на тему катаклизма. «На огонь глянули – маленько слепыми были. Отгадай?» «Летел, упал, земля дрожала. Отгадай?» «От небесного огня люди с оленями сгорели. Отгадай?» и т. д.

В поиске

Среди этих загадок есть одна символичная: «Огонь был велик, не нашел его Кулик. Отгадай?»

Кулик – Леонид Алексеевич Куликов – основоположник научного исследования Тунгусского метеорита. В 1921 году он вместе с Петром Людовиковичем Дравертом предпринял первую экспедицию в район Подкаменной Тунгуски. В организации предприятия особую роль сыграли мировые светила, академики Вернадский и Ферсман, – это свидетельство того, насколько весома была тема. Всего Куликов семь раз побывал в тех местах, собрал показания очевидцев, провел аэрофотосъемку. Восьмая экспедиция, намеченная на 1941 год, не состоялась. Куликов, почти 60-летний человек, вступил в народное ополчение, был ранен, оставлен на излечение, где умер от тифа.

До конца жизни он оставался сторонником метеоритной природы явления, хотя никаких следов космического тела на месте события не нашел.

Его коллега Драверт оставил стихи.

Ты думаешь: в море упала она,
Звезда голубая, – до самого дна
Дошла и зарылась в зыбучий песок,
Из чуждого мира случайный кусок…

Иногда кажется, что стихами красивее было бы и закончить. После «Кулика» началась настоящая свистопляска версий и гипотез, в которой наука постепенно отходила на задний план. С 1927 года их накопилось более 120. Помимо собственно падения метеорита (который не нашли, потому что плохо искали) заговорили о детонации нескольких шаровых молний, взрыве кометного ядра, столкновении Земли с компактным облаком космической пыли, столкновении с кометным хвостом, атомном взрыве космического корабля, аварии тарелки с Марса, аннигиляции метеорита из антивещества, падении осколка ядра планеты Фаэтон, лазерном луче из космоса, опять о тарелках, о падении сверхплотного куска Белого Карлика, о столкновении Земли с миниатюрной черной дырой… В начале нулевых красноярский исследователь Лавбин уверял, что метеорит распался на десяток кусков, а самое главное, летел не с востока на запад, а наоборот, и потому искать их надо с другой стороны Енисея. Некие же господа Савельевы заявили, что в 1908 году атомную бомбу уже придумали и даже сделали, но дирижабли тогда были плохие, и потому испытания (непонятно чьи) закончились такой вот неприятностью.

Особняком стоит версия о том, что явление, называемое Тунгусским метеоритом, на самом деле неудавшийся фокус изобретателя Николы Теслы.

Сербско-американский гений придумал способ передавать электричество (а также информацию) без проводов, просто по воздуху, и для начала решил подсветить – в буквальном смысле – небо отважному путешественнику Роберту Пири, который в то время шел с товарищами к Северному полюсу. Но в самый трогательный момент в лаборатории у Теслы что-то заклинило, и получилась знакомая каждому электрику «коза» – то бишь короткое замыкание. В доказательство версии приводится неоспоримый вроде бы факт – незадолго до падения метеорита Никола спрашивал в библиотеке подробную карту Сибири, а также интересовался, есть ли там места, где совсем нет людей.

На простой вопрос – зачем понадобилось подсвечивать небо для американской экспедиции во время полярного дня? – обращать внимание как-то не принято.

На дне

тунгуса.jpgВ прошлом году группа итальянских ученых под руководством геолога Луки Гасперини и физика-ядерщика Джузеппе Лонго из Болонского университета известила ученый мир, что метеорит найден. Осталась, в общем-то, самая малость – достать космический булыжник со дна таежного озера Чеко, расположенного примерно в восьми километрах от того места, которое начиная со времен Леонида Куликова считалось эпицентром взрыва. Еще в 1994 году Лонго и Гасперини выдвинули гипотезу о том, что это озеро и есть кратер от упавшего метеорита. Его обломок пробил вечную мерзлоту, испарил ее и застыл в образовавшейся яме, которая заполнилась водой.

Итальянцев насторожило, во-первых, то, что Чеко слишком уж глубокое – около 50 метров, к тому же дно у него не плоское, как у большинства здешних озер, но имеет форму воронки, а во-вторых, Чеко нет на военных топографических картах прошлого века. Следовательно, у озера вполне может быть юный столетний возраст.

Прошлым летом итальянцы побывали в Тунгусском заповеднике, обшарили дно с помощью георадара-радиолокатора и сделали вывод, что на глубине 10 метров под его дном 20-метровый объект, который, собственно, и есть метеорит. Исследователи намерены вновь прибыть на место, вооруженные новейшим буровым оборудованием, дабы извлечь «пришельца».

Правда, вслед за сенсационной публикацией последовали реплики, которые несколько омрачают радость открытия. Возможно, Чеко действительно нет на военных картах, но претензии по этому поводу можно предъявлять только тогдашним топографам и их начальству, поскольку в фольклоре эвенков это озеро существует с незапамятных времен. Есть даже сказание о том, как из Чеко перед взрывом ушла вся рыба. Кроме того, на берегах водоема растут деревья, возраст которых значительно превышает 100 лет.

Стоит отметить, что сканирование предполагаемого места падения метеорита проводят не только иностранцы. Наши ученые обследовали около 40 воронок в болотах неподалеку от эпицентра и обнаружили во многих из них ледяные глыбы, которые также могли прилететь из внеземных пространств, врезаться в землю и сохраниться благодаря вечной мерзлоте.

Наша марка

Можно сколько угодно иронизировать над бесконечностью попыток ученых – настоящих и псевдо – раскрыть загадку тунгусского феномена, если бы не одно важное обстоятельство: эти попытки все же двигают науку вперед, а самое главное, они поддерживают репутацию метеорита как одной из «точек притяжения» внимания к Красноярскому краю.

По сути, космический катаклизм, произошедший 105 лет назад, стал такой же нашей маркой, как Лох-несское чудовище для Шотландии, пирамиды для Египта, золото скифов для Тувы.

Единственное, что огорчает, – труднодоступность нашего чуда, из-за чего на мощные туристические потоки вряд ли стоит надеяться. Но всемирный интерес к нему вряд ли ослабнет. Во всяком случае, можно только порадоваться, что завет первого исследователя Тунгусского метеорита Леонида Куликова – сохранить память о феномене для будущих поколений – выполнен, хотя и через полвека. В 1995 году «феноменальная территория» получила статус государственного заповедника.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний
Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это