Генетическая память творчества Когда ремесло передается через поколение

Генетическая память творчества Когда ремесло передается через поколение

Ремесло малочисленных народов Севера не может исчезнуть. Это заложено генетически, считают сами представители КМНС. Знания и умения дедов и прадедов прорастают в следующих поколениях. Потому что руки помнят, начинают творить, как только в них попадает нужный инструмент.

Руки помнят

Евгений Поротов – художник по специальности – резьбой по кости занимается не так давно. Говорит, проснулась генетическая память. Родом долганин из Хатанги. Еще в детстве мальчишкой заметил – у долган своя культура резьбы. У отца вместе с инструментами лежали разные национальные вещички – ножи с резными ручками, элементы упряжи для оленей. Правда, сам отец резьбой не занимался. Этим мастерством владели дед Евгения, друзья семьи.

– Не из творческих побуждений, – понимает сейчас мастер. – А по необходимости. У северных народов материал, который всегда под рукой, – кость и рог оленя. Из него и делали вещи, необходимые в хозяйстве. По прочности этому материалу в тундре равных нет.

К творчеству Евгений с раннего детства тяготел, учился в художественном техникуме в Норильске. В 1990-е годы как раз началось возрождение народных промыслов Севера. И молодой человек тогда был в числе первых студентов, которым в обязательном порядке преподавалась резьба по кости и дереву.

Окончил учебу и перебрался в Красноярск – поступил в художественный институт. На время генетическая память в руках затихла. Евгений придумывал рекламу, писал живописные полотна, а потом желание резать вспыхнуло с новой силой.

– Мне друзья стали приносить кусочки кости и рога оленя, чтобы я изготовил для них сувениры, – рассказывает резчик. – И я так увлекся, что это стало основой моего творчества.

Тонкая работа

Резьба по кости – дело пыльное. Так что для работы необходимо отдельное помещение. Инструментов минимум: бор-машинка, фрезы и ножи. Но главное – творческий замысел. Евгению анималистические картинки ближе. Вот и вырезает он волков и медведей или долган на нартах – картинки из жизни тундры. Это для нас они удивительны, а для коренных народов Севера – обыденная жизнь.

– Сам материал кости интересен. Он плотнее дерева, и делать из него можно более пластичные и прочные вещи, – делится мастер. – Кость как будто специально придумана для нежной художественной резьбы. Узор можно сделать тонким, как волос. Была бы фантазия.

Северный мастер считает: в работе необходимо сохранить красоту материала. И стоит только добавить какую-то деталь, как изделие заиграет новыми красками, станет не просто сырьем, а творением художника.

– Не люблю, когда издеваются над редким материалом. Например, из мамонтовой кости делают Микки-Мауса или персонажей мультфильмов, – говорит Евгений. – Исходником нужно дорожить. Ведь это большая редкость! Мамонты уже вымерли, так что их кость – материал конечный. С каждым годом выкапывают все меньше и меньше бивней.

Самый что ни на есть северный традиционный материал – рога оленя. Вот чему конца и края нет. Материал этот более пористый, не такой, как кость. И все же для творчества тоже пригодный. Даже из пористой кости можно сделать удивительные вещи, а ее фактуру использовать на благо поделки. Например, изготовить кудрявую шерсть на загривке волка.

– Сейчас мне хочется сделать композицию, которая меня самого удивила бы, – говорит художник. – Не удивишь себя, и зрителю будет неинтересно. Большинство поделок из кости поточные. А чтобы изготовить предмет искусства, нужно выносить в себе идею.

Патриот земли северной

Художник Евгений ПОРОТОВ хорошо известен на Таймыре. Здесь прошло несколько его выставок. Работы экспонируются среди произведений таких корифеев, как долганский художник-график Борис Молчанов и первый художник нганасанского народа Мотюмяку Турдагин (к сожалению, уже ушедшие из жизни). Это настоящие патриоты северной земли – хранители и продолжатели традиций коренных народов.

Евгений Поротов – член Союза художников России, участвовал во многих конкурсах, где получал призовые места и становился лауреатом. Тесно сотрудничает с Таймырским домом народного творчества. Создал иллюстрации для таких изданий, как «Детское Евангелие на долганском языке», «Гранатовый остров» Владимира Эйснера, «Фольклор долган Хатангского района». В 2014 году вместе с женой Юлией вошел в состав группы от МОО «Союз долган Таймырского муниципального района», которая принимала участие в творческом проекте «Норвегия – Таймыр».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
19 марта 2024
«100 фактов об Астафьеве»: прошел обучение на Высших литературных курсах
«За два года учебы в Москве я прошел дистанцию, которую в таком культурном центре, как город Чусовой, самостоятельно проходил бы
Без рубрики
19 марта 2024
Красноярск – самый восточный миллионник страны
У столицы края почтенный возраст. Город вырос из казачьего острога, основанного почти 400 лет назад. Сегодня это крупный промышленный, научный
Без рубрики
19 марта 2024
В Красноярском крае растут объемы жилищного строительства
Красноярский край активно развивается. Одним из главных показателей этого является масштаб жилищного строительства: с 2000 года объем вводимых в эксплуатацию