Ремесло малочисленных народов Севера не может исчезнуть. Это заложено генетически, считают сами представители КМНС. Знания и умения дедов и прадедов прорастают в следующих поколениях. Потому что руки помнят, начинают творить, как только в них попадает нужный инструмент.
Руки помнят
Евгений Поротов – художник по специальности – резьбой по кости занимается не так давно. Говорит, проснулась генетическая память. Родом долганин из Хатанги. Еще в детстве мальчишкой заметил – у долган своя культура резьбы. У отца вместе с инструментами лежали разные национальные вещички – ножи с резными ручками, элементы упряжи для оленей. Правда, сам отец резьбой не занимался. Этим мастерством владели дед Евгения, друзья семьи.
– Не из творческих побуждений, – понимает сейчас мастер. – А по необходимости. У северных народов материал, который всегда под рукой, – кость и рог оленя. Из него и делали вещи, необходимые в хозяйстве. По прочности этому материалу в тундре равных нет.
К творчеству Евгений с раннего детства тяготел, учился в художественном техникуме в Норильске. В 1990-е годы как раз началось возрождение народных промыслов Севера. И молодой человек тогда был в числе первых студентов, которым в обязательном порядке преподавалась резьба по кости и дереву.
Окончил учебу и перебрался в Красноярск – поступил в художественный институт. На время генетическая память в руках затихла. Евгений придумывал рекламу, писал живописные полотна, а потом желание резать вспыхнуло с новой силой.
– Мне друзья стали приносить кусочки кости и рога оленя, чтобы я изготовил для них сувениры, – рассказывает резчик. – И я так увлекся, что это стало основой моего творчества.
Тонкая работа
Резьба по кости – дело пыльное. Так что для работы необходимо отдельное помещение. Инструментов минимум: бор-машинка, фрезы и ножи. Но главное – творческий замысел. Евгению анималистические картинки ближе. Вот и вырезает он волков и медведей или долган на нартах – картинки из жизни тундры. Это для нас они удивительны, а для коренных народов Севера – обыденная жизнь.
– Сам материал кости интересен. Он плотнее дерева, и делать из него можно более пластичные и прочные вещи, – делится мастер. – Кость как будто специально придумана для нежной художественной резьбы. Узор можно сделать тонким, как волос. Была бы фантазия.
Северный мастер считает: в работе необходимо сохранить красоту материала. И стоит только добавить какую-то деталь, как изделие заиграет новыми красками, станет не просто сырьем, а творением художника.
– Не люблю, когда издеваются над редким материалом. Например, из мамонтовой кости делают Микки-Мауса или персонажей мультфильмов, – говорит Евгений. – Исходником нужно дорожить. Ведь это большая редкость! Мамонты уже вымерли, так что их кость – материал конечный. С каждым годом выкапывают все меньше и меньше бивней.
Самый что ни на есть северный традиционный материал – рога оленя. Вот чему конца и края нет. Материал этот более пористый, не такой, как кость. И все же для творчества тоже пригодный. Даже из пористой кости можно сделать удивительные вещи, а ее фактуру использовать на благо поделки. Например, изготовить кудрявую шерсть на загривке волка.
– Сейчас мне хочется сделать композицию, которая меня самого удивила бы, – говорит художник. – Не удивишь себя, и зрителю будет неинтересно. Большинство поделок из кости поточные. А чтобы изготовить предмет искусства, нужно выносить в себе идею.
Патриот земли северной
Художник Евгений ПОРОТОВ хорошо известен на Таймыре. Здесь прошло несколько его выставок. Работы экспонируются среди произведений таких корифеев, как долганский художник-график Борис Молчанов и первый художник нганасанского народа Мотюмяку Турдагин (к сожалению, уже ушедшие из жизни). Это настоящие патриоты северной земли – хранители и продолжатели традиций коренных народов.
Евгений Поротов – член Союза художников России, участвовал во многих конкурсах, где получал призовые места и становился лауреатом. Тесно сотрудничает с Таймырским домом народного творчества. Создал иллюстрации для таких изданий, как «Детское Евангелие на долганском языке», «Гранатовый остров» Владимира Эйснера, «Фольклор долган Хатангского района». В 2014 году вместе с женой Юлией вошел в состав группы от МОО «Союз долган Таймырского муниципального района», которая принимала участие в творческом проекте «Норвегия – Таймыр».