Интернет-трясина Как вернуть ребенка в «живую» реальность?

Интернет-трясина Как вернуть ребенка в «живую» реальность?

Современным родителям не позавидуешь: вокруг детей столько соблазнов, что защитить их с каждым годом становится все сложнее. Но настоящий бич нашего времени – Всемирная паутина со своей виртуальной реальностью. Она подменяет детям серую действительность, в которой нужно упорно трудиться, чтобы быть по-настоящему успешным. А начинается все с «безобидных» интернет-игр, которые ждут детей уже в ближайшие рождественские каникулы.

У одного из зарубежных фантастов лет десять назад появился забавный рассказ: ближайшее будущее, людей заставляют ходить на работу хотя бы один раз в месяц – чтобы они могли увидеть «особь» противоположного пола, влюбиться и продолжить род. А так – все в Интернете: работа, деньги, покупки, обучение, отношения… Люди не выходят из дома вообще – и чувствуют себя вполне комфортно. По замыслу автора, наши потомки разучились общаться, что называется, «в реале», а потому человеческому виду грозит вымирание.

При всей замысловатости сюжета такой вариант развития нашей цивилизации, похоже, вполне возможен. Уже подрастает второе «виртуальное» поколение – дети выросших в 90-е годы геймеров, которые с двух лет разбираются во всех гаджетах, но катастрофически отстают в речевом развитии. Психологи диагностируют у них острую тактильную недостаточность – они ничего не делают руками, кроме как убивают птичек на родительском планшете. А это означает, что не могут полноценно развиваться. Как не потерять это поколение, которое должно создавать новую экономику страны? Что делать со школьниками, променявшими занятия в секциях на виртуальные бои? И – самое главное – как уберечь психику юных интернет-пользователей, которые в виртуальном мире остаются один на один с незнакомыми взрослыми? Ответы на эти вопросы мы искали во время круглого стола «Безопасный Интернет для детей», который прошел в редакции нашей газеты.

Помочь родителям не потерять детей в Интернете попытались те, кто по долгу службы ежедневно работает с подрастающим поколением:

и. о. начальника отдела организации подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по краю Людмила ДОБРОВОЛЬСКАЯ, председатель комитета по вопросам законности и защите прав граждан Законодательного собрания края Юрий ШВЫТКИН, психолог, директор центра психолого-медико-социального сопровождения «Сознание» Людмила СКАКУН, руководитель Молодежного IT-центра г. Красноярска Игорь УТЬМАНОВ и Павел АВЕРКИН, представитель ГУ образования администрации Красноярска.

Школа или семья?

«Наш Красноярский край»:

– К теме «Дети и Интернет» мы возвращаемся периодически. И есть такое ощущение, что ситуация начинает немного выравниваться: время, когда сами родители буквально «захлебывались» в Интернете, прошло. Но тем не менее Всемирная сеть по-прежнему таит в себе огромную опасность, особенно для детей, которые по своей природе любознательны. И сегодня мы должны признать, что это проблема и родителей, и школы, и в целом государства. Потому что касается всех. Какова картина сегодняшнего дня? Насколько высока интернет-зависимость детей? Какие правонарушения совершаются в Сети? Это вопросы, которые нам предстоит обсудить, но начать хотелось бы с ситуации в школе – как обеспечивается безопасность детей там, где они проводят большую часть дня?

Круглый столПавел Аверкин:

– Все наши образовательные учреждения подключены к сети Интернет. Но нужно сразу сказать, что в школе для обеспечения безопасности принимаются очень жесткие меры. В каждой есть интернет-контентный фильтр. Это фактически механическое ограничение. Если вы попытаетесь зайти на сайт, на котором есть информация, несовместимая с задачами обучения и воспитания, он просто не откроется.

Но в школе дети используют планшеты и телефоны – и тот Интернет, который им дают родители, никак не ограничивается. Я прохожу мимо и вижу, что они смотрят. Так что проблема действительно существует. Но я бы перенес ее в плоскость ответственности семьи – мы-то законы знаем, исполняем их, и нас контролируют. А вот дома даже я иногда забываю посмотреть, куда там мой второклассник зашел, что он смотрит и что делает. Не все родители даже просто понимают опасность ситуации. Причем мы говорим не только об опасности психологического давления – есть действительно вопиющие случаи, когда детей доводили до самоубийства через социальные сети. Мы говорим о жизни ребенка вообще.

«Наш Красноярский край»:

– Людмила Александровна, расскажите, сколько правонарушений несовершеннолетние совершают в Интернете, раскрываются ли такие дела?

Людмила Добровольская:

– Чаще в Интернете преступления совершаются не несовершеннолетними, а взрослыми – в отношении несовершеннолетних. Так, например, ежегодно в крае, как и по всей России, фиксируются преступления по статье 242 Уголовного кодекса РФ: лица размещают на сайтах порнографические изображения несовершеннолетних. За 11 месяцев этого года зарегистрировано и раскрыто 22 уголовных дела по указанной статье, в прошлом году было 49.

Что касается самих несовершеннолетних, то в прошлом году были зафиксированы факты, когда подростки, не осознавая противоправности своих действий, размещали на сайтах – как правило, «ВКонтакте» – нацистскую символику, атрибутику. Это тоже преследуется законодательством – данные лица привлечены к административной ответственности. В этом году таких случаев не зарегистрировано. Мы связываем это с тем, что в школах наши сотрудники постоянно проводят беседы с несовершеннолетними по данной тематике, объясняют детям, какая ответственность наступает за противоправные действия.

Но ситуация будет существенно улучшаться, если и родители будут объяснять своим детям, что анонимности в Сети не существует. Если несовершеннолетние считают, что можно зайти в Интернет, разместить что угодно, и об этом никто не узнает, они ошибаются. Найти виновника будет непросто, но реально. Такая практика в крае есть.

«Наш Красноярский край»:

– А кто, на ваш взгляд, должен объяснять ребенку, что в Сети не нужно сообщать свои данные – адреса, телефоны?

Людмила Добровольская:

– Конечно, семья. Потому что школа сообщает одну информацию, сотрудники по делам несовершеннолетних – другую, но нужно, чтобы в семье осознавали важность этого, иначе результата не будет.

Павел Аверкин:

– Профилактическая работа на самом деле ведется очень плотно. Буквально в октябре Красноярск участвовал во всероссийской акции «Урок интернет-безопасности». Кроме того, несколько лет мы совместно с Молодежным IT-центром г. Красноярска проводим уроки безопасности в сети Интернет.

Профилактика ведется, но надо понимать, что в детстве, сколько нам ни говорили, что не надо прыгать по гаражам и стройкам, мы все равно туда лезли. Если родители не ведут контроль, не смотрят за тем, чтобы ребенок не ходил около этих опасных мест – так же, как в Интернете, – результата не будет. Все равно тянет посмотреть туда, куда запрещают соваться взрослые. Поэтому в первую очередь должно быть понимание в семье, что надо принимать меры там, где ребенка оставляют одного – и нет педагога и фильтров, которые могли бы от опасной информации уберечь.

«Наш Красноярский край»:

– Юрий Николаевич, законодательная инициатива об обязательной регистрации в Интернете пока отложена. В то же время на мультфильмах – и то стоят возрастные ограничения, а в Интернете – свободный доступ: заходи в любое время и в любом возрасте и делай что хочешь. Как законодатель смотрит на вопрос создания безопасной среды для детей, в том числе в Интернете?

Юрий Швыткин:

– Понимаете, мы не должны бросаться из крайности в крайность – нужно выбрать золотую середину. Мы понимаем, что любой школьник намного лучше меня умеет пользоваться компьютером. И я нисколько не умаляю роль семьи в обеспечении безопасности детей, но и школа должна в этом участвовать. Приходит ребенок из школы – и попадает в вакуум: мама на работе, папа на работе, он предоставлен сам себе. В этой части мы должны вакуум заполнить, и сделать это может только школа. Конечно, все мы стараемся оказать на ребенка положительное влияние, но родителям в одиночку справиться очень тяжело. Должен быть комплексный подход, в котором принимают участие и школа, и семья. При этом родители должны знать программы, ограничивающие доступ к тому или иному негативному контенту. Но не может быть только один запрет – так мы проблему не решим. Что ж мы в каждом ребенке видим потенциального нарушителя? Преступления же совершаются независимо от возраста – и взрослыми, и несовершеннолетними.

Ограничения не должны быть жесткими, они должны соседствовать с разрешительными мерами. Если нам удастся соблюсти такой баланс, эффект будет. Нельзя все разрешить или все ограничить – мы должны выбрать золотую середину. Если говорить об анонимности, я считаю, мы должны исходить из специфики нашего государства. На этом этапе некоторая классификация входящих данных, возможно, даже цензура, должна в Интернете присутствовать – вне зависимости от возраста. Чтобы каждый человек чувствовал свою ответственность перед законом.

«Не родной ребенок, а чужой человек»

«Наш Красноярский край»:

– Людмила Владимировна, все-таки интернет-зависимость – это надуманная проблема или действительно медицинский диагноз? В каких случаях родитель должен обращать внимание на занятия за компьютером?

Людмила Скакун:

– Явление интернет-зависимости психологи называют эмоциональной наркоманией. На самом деле в практике психологов фиксируются такие случаи. К сожалению, как правило, родители обращаются, когда ситуация глубоко запущена и требуется длительная работа для того, чтобы вернуть ребенка в реальную жизнь.

Мы рано стремимся предложить ребенку планшет, возможности компьютера, которые, к слову, велики. Конечно, современные родители заняты, у них есть потенциал для собственного развития, и очень бывает удобно подсунуть ребенку планшет, посадить за компьютер. Есть понимание, что это опасно, но это же только сегодня – так они себя утешают. А вот завтра будет по-другому. Но это продолжается день за днем. И наступает момент, когда они видят, что перед ними не родной ребенок, а чужой человек, который с ними не контактирует, полностью погружен в виртуальное пространство. Проявляется зависимость, возможны крайние случаи – самые нежелательные: смертельные исходы, когда сын зарезал отца за то, что он выдернул компьютерный шнур, например.

Дети у нас, выражаясь на сленге, более продвинутые в использовании компьютерных технологий. Родители это признают. И они считают, что ребенок так же и компетентен – знает, что помимо больших возможностей в виртуальном мире много и опасностей. А ведь это не так – дети не компетентны. Да и родители сами зачастую об опасности не знают. Не снимая ответственности с родителей, я хочу выступить в их защиту. Задача дополнительного образования и школы – рассказать родителям о тех серьезных опасностях, которые таит в себе Интернет.

«Наш Красноярский край»:

– Каковы признаки компьютерной зависимости?

– Очень простые: ребенок много времени проводит за компьютером. Бывают такие случаи, когда он становится неряшливым: не идет поесть, умыться – не может отвлечься, потому что нужно закончить игру или дождаться ответа в соцсетях от собеседника. Родители, как правило, начинают видеть проблему, когда ребенок все запустил, тут они начинают выключать компьютер, забирать от него шнуры, клавиатуру – и сталкиваются с агрессией. Недавно был случай в Финляндии, когда мама забрала шнур, а мальчик на нее набросился – и таких случаев все больше, к сожалению.

Есть четыре этапа компьютерной зависимости: первый – интересно, что там в Интернете, второй – этот вариант досуга приятен, третий – ребенок не может оторваться, четвертый – полностью ушел из реальности в Интернет. Обычно в таком случае дети перестают ходить в школу. Должны также настораживать симптомы, когда ребята меняют круг интересов – находят новые компании, как правило, там же – в Интернете. В этот момент родитель должен выяснить, а что же там у них общего, о чем они общаются.

«Наш Красноярский край»:

– Насколько давно у нас появилась эта проблема?

– Первый такой случай в моей практике был 12 лет назад. Еще не всем были доступны компьютеры, а у мальчика были мама и бабушка, которые его очень любили и многое ему позволяли. Он сидел за компьютером сутками.

Людмила Добровольская:

– Опасно еще и то, что ребенок заводит друзей в Интернете, а они выманивают у него информацию. Вроде как друг – общаюсь, все прекрасно, потом зову в гости, говорю адрес – и «друзья» выносят полквартиры.

Людмила Скакун:

– Зачастую только такие примеры позволяют родителям оценить масштаб проблемы. Когда мы начинаем говорить об опасности имуществу и самой жизни ребенка. А так родители успокаивают себя тем, что это такая мода – «мы же тоже играли», хотя ситуация очень опасна.

«Наш Красноярский край»:

– Так что же делать родителям?

Людмила Скакун:

– Первым делом – поставить компьютер в том месте, где находится семья – не в комнате ребенка. В гостиной, в общем зале, чтобы родители могли краем глаза смотреть, что там их чадо в Интернете делает. А вообще, конечно, нужно прививать культуру пользования современными технологиями, чтобы компьютер воспринимался как инструмент, а не как вариант досуга. Чтобы он помогал получать не эмоции, а знания.

Занятия за компьютером должны быть четко регламентированы. Но это возможно только при условии, что и жизнь родителей каким-то образом регламентирована – нет хаоса. И, конечно же, родители должны понимать, что они выстраивают воспитательное пространство ребенка, в котором компьютер занимает очень небольшую часть. Пространство должно формироваться осознанно – с привлечением учителей, педагогов дополнительного образования.

Спросить у родителей, а не у «Гугла»

«Наш Красноярский край»:

– Игорь Николаевич, вы как раз занимаетесь с ребятами, для которых компьютер стал не просто хобби, а инструментом получения новых знаний и навыков. И вы как никто другой знаете, где проходит граница между бесполезным удовольствием и продуктивным времяпрепровождением.

Игорь Утьманов:

– Заниматься молодежью – на самом деле это большая ответственность. В Интернете – как на дороге. Когда ребенок маленький, мы ведем его за руку и объясняем: посмотри налево, посмотри направо, зеленый свет – иди, красный – стой. В сфере компьютерной безопасности, к сожалению, элемент обучения сейчас находится на стадии становления. Есть разовые экспериментальные площадки, проекты. Например, со следующего года рассматривается инициатива в каждой школе преподавать уроки безопасного Интернета не только на уроках информатики, но и на ОБЖ. Это четкое понимание того, что Интернет – часть жизни, и нужно обеспечить безопасную жизнедеятельность не только в реальном мире, но и в виртуальном.

Когда мы говорим о поведении людей в виртуальной реальности, мы должны понимать две составляющие. Это риски, когда человек находится в опасном положении из-за незнания, и это работа с инициативой, которая позволяет поддерживать таланты. Мы работаем по обоим направлениям. Благодаря поддержке министерства образования и компании МТС проводим проект «Дети в Интернете». В рамках проекта старшеклассники рассказывают первоклашкам о правилах поведения в Сети, хотя уже сейчас есть понимание, что нужно начинать не с начальной школы, а с детских садов. Проект волонтерский – мы берем в него только тех старшеклассников, которые осознают эту проблему, которые разделяют нашу точку зрения. Они в интерактивной форме – с мультиками – объясняют детям простые правила. На каждом таком уроке дается брошюрка для родителей – в надежде, что они прочитают о способах, чтобы обезопасить ребенка.

Сейчас нужно просвещать людей – у нас низкая информационная грамотность в Красноярске, не говоря уже про районы. Мы готовы распространять наш опыт на других территориях, если от них будет запрос. Готовы оказывать консультативную и методическую помощь.

«Наш Красноярский край»:

– И напоследок – ваши советы родителям, как не потерять детей в виртуальном мире.

Людмила Скакун:

– Нужно настраивать взаимоотношения с ребенком – это основа основ. Чаще всего в виртуальную реальность уходят дети, у которых нет нормальных взаимоотношений с родителями. Раз спросил что-то, два спросил – его отправили. Он больше не обращается – спросит у «Гугла».

Павел Аверкин:

– У ребенка должна быть альтернатива такого досуга – нужно помнить об этом. Любой человек, который получил адреналин от того, что держит в руках кубок за первое место в любом виде спорта, и сравнил с тем адреналином, который получил, пройдя новый уровень, поймет, что это – небо и земля. И мы приглашаем всех родителей заниматься ребенком, искать и развивать его таланты. Ребенок, который занят в системе дополнительного образования, если и использует компьютер, то в образовательных целях.

Людмила Добровольская:

– Я считаю, что ребенка нужно жестко ограничить во времени. 30 минут – и этого достаточно. А потом – на горку, книжку читать – предлагать что-то другое.

Игорь Утьманов:

– В принципе, сейчас дети могут учить родителей пользоваться компьютером. Для этого достаточно проводить контрольный срез – спрашивать, чему ребенок научился, и просить научить. Это будет сильно стимулировать школьника использовать компьютер как инструмент, а не просто как вариант досуга.

Ребенок увяз в Интернете. Что делать?

1. Поговорите с ним о безопасности в Интернете. Объясните, что информация здесь может быть ложной и необходимо ее проверять в других источниках. Предупредите о том, что нельзя малознакомым собеседникам в чатах или социальных сетях сообщать любую информацию о себе, будь то фамилия, номер школы или домашний адрес. Настрого запретите встречаться с такими людьми «вживую»», объяснив потенциальную опасность.

2. Составьте вместе с ребенком список сайтов и добавьте их в папку «Избранное». Договоритесь, что список будет пополняться только после согласования с вами.

3. Настройте поисковую выдачу таким образом, чтобы в результатах поиска не выводились сайты опасной тематики. Например, для «Яндекса» перейдите по ссылке и выберите «Семейный поиск», а для «Гугла» по ссылке выберите «Безопасный поиск».

4. Используйте функцию Parental Control («Родительский контроль»), которая есть в составе таких операционных систем, как Windows Vista, Windows 7, а также антивирусных программ (Kaspersky Internet Security, Norton Internet Security).

5. Можно использовать и специальные программы, предназначенные исключительно для родительского контроля («КиберМама», Kids Control, ChildWebGuardian). С их помощью можно блокировать доступ к нежелательным сайтам, запретить использование конкретных программ и игр, отслеживать, какие интернет-ресурсы посещает ребенок, ограничить время работы за компьютером.

6. В крайних случаях используйте высокую степень блокировки и принудительный выход из системы по истечении отведенного времени.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за