Хор одного голоса

Музыка судьбы Дмитрия Хворостовского

Хор одного голоса Музыка судьбы Дмитрия Хворостовского

В последние два года он мог служить примером не только для вокалистов всего мира. Его сила духа, мужество, нежелание сдаваться болезни, стремление до последнего хранить верность своему искусству, держать удары – все это достойно восхищения. Казалось, Хворостовский говорит, улыбаясь: «Ну нет, нас, сибиряков, так просто не возьмешь! Пусть я проиграю неравную битву, но сражаться буду до последнего, и враг меня надолго запомнит».

Когда несколько недель назад по Интернету разлетелась вначале непроверенная информация о смерти Дмитрия Хворостовского, а затем – ее опровержение, во многих поселилась надежда. Вообще, для артиста в последнее время это было очень важное слово – надежда. Чудеса в виде ремиссии случаются, пусть и редко. Многие вспомнили примету – кого до смерти назвали мертвым, потом сто лет проживет. Увы, чуда не произошло, и примета не сработала. В среду появилось сообщение, которое подтвердили агент и семья артиста – выдающегося оперного певца и достойного сына Красноярской земли Дмитрия Александровича Хворостовского не стало. Баритон умолк. Занавес.

Парень с правого берега

Победитель массы международных конкурсов, чей голос звучал в самых престижных залах мира. Артист, достигший вершины музыкального олимпа. Почетный гражданин Красноярска и Красноярского края – это «самые близкие» нам звания, все награды и медали перечислить – статьи не хватит.

Это – Дмитрий Хворостовский. Парень с правого берега Енисея, родившийся 16 октября 1962 года в Красноярске. В простой культурной семье. Папа, Александр Степанович, – инженер. Мама, Людмила Петровна, – врач. С детства в доме звучала музыка. Александр Степанович Хворостовский был филофонистом – собирал грампластинки с записями выдающихся вокалистов, любил музицировать. Акустическая среда родного дома и сформировала будущего великого мастера.

Sold Out

Хворостовский обладал артистической интуицией, каким-то нечеловеческим эстетическим чутьем на то, что ему подходит. Так он и подбирал свой репертуар – с аптекарской точностью. Интуиции в мистическом смысле не существует. Так и для Дмитрия Александровича она была лишь следствием багажа знаний, начитанности, насмотренности, наслушанности. Он знал творчество своих великих предшественников и точно примерял какие-то произведения на свой голос, на собственный артистический темперамент.

То же самое – с удачливостью. За всеми успехами «счастливчика Хворостовского» стоит его тяжелейший труд, максимальная строгость, если не сказать беспощадность, к себе.

Впрочем, один раз Хворостовскому действительно повезло – звезды сошлись, как говорится. Он оказался в числе учеников без всяких скидок великого педагога Екатерины Константиновны Иофель (ее не стало в начале этого года).

Это была Школа. Тех, кто не мог работать в полную силу, кто не верил полностью в свое искусство, Екатерина Константиновна никогда бы не стала учить.

На стене класса Екатерины Константиновны висела большая афиша концерта ее ученика в нью-йоркском Карнеги-холле с сообщением «Sold Out» – «Все билеты проданы». Понимающему человеку это о многом говорит – это экстра-класс, это успех в условиях жесточайшей конкуренции.

Недолгая счастливая жизнь

Екатерина Иофель любила повторять, что просто петь, издавать определенные звуки в нужном порядке может научиться любой. А вот стать великим певцом, а ее ученик для нее был именно им, – другое дело. Почему Хворостовский – великий певец? Он задействовал не только голосовые связки, но и сердце и мозг. Он был интеллектуал, он понимал, что именно поет. Он передавал не только звуковые волны, но и содержание. Это отличает настоящего, живого артиста (неважно – певца, музыканта или киноактера) от технической фигуры, марионетки, которую дергает за ниточки режиссер-карабас.

Американский музыковед Соломон Волков весьма точно назвал Хворостовского поющим философом, целью которого было донести смысл, заложенный в произведении, но не продемонстрировать технические возможности своего вокала. Поэтому он никогда и не «включал» свой баритон на полную мощность.

Содержание, живой ток музыки, благородство паузы были для Хворостовского важнее исполнительской эффектности. Утешимся тем, что все это не уйдет вместе с артистом, а останется с нами – в записях. В том числе для новых поколений. И кто-нибудь их услышит, кто-нибудь обязательно задумается, кто-нибудь научится и проложит свою тропу в искусстве. И баритон снова зазвучит. Но это будет уже другой баритон.

Петр ПИМАШКОВ, депутат Государственной думы, глава Красноярска в 1996–2011 гг.:

– Артиста такого масштаба, такого дарования, как Дмитрий Хворостовский, в своей жизни я не встречал. В личном общении он был очень искренний, простой, доступный. Он любил свой родной Красноярск и его жителей. Дмитрий Александрович воплощал в себе все те качества, которые складываются в сибирский характер. Он и был настоящий сибиряк – мужественный, сильный, веселый. Однажды мы поехали с ним зимой посмотреть на нашу красавицу Ману. Там был снегоход, и он с невероятной лихостью и на большой скорости прокатился по всем ухабам манского берега. Все были поражены – артист, а так со снегоходом управляется.

Помню, как мы с ним оказались на Театральной площади, прохожие его узнавали, здоровались. Он всем радовался, улыбался, был приветливым. В нем не было «звездного» чванства. При любой возможности он с удовольствием приезжал в родной город и давал здесь концерты с особым чувством. Именно в Красноярске – сцена, на которую он впервые вышел. Его последний концерт на родине, который я не могу назвать иначе чем подвигом – тому подтверждение. Смерть Дмитрия Хворостовского – огромная утрата для Красноярска, для России, для всего мирового искусства.

Вера ЛОЗИНСКАЯ, музыковед, кандидат философских наук, доцент кафедры культурологии гуманитарного института СФУ:

– Дима, а для меня он был именно Димой, был другом нашей семьи. Все началось с книжного магазина «Знание» на проспекте Мира, где мой муж Евгений Андреевич Лозинский вел «музыкальные субботы» и приглашал на них красноярских артистов. Там и состоялось наше знакомство, со временем переросшее в дружбу. Мой муж вел все концерты Хворостовского в Красноярске. Каким был Дима в личном общении? Очень открытым, деликатным, добрым. У него было прекрасное чувство юмора. При этом перед каждым своим выступлением он становился совсем другим человеком – максимально собранным, сжатым, как пружина. Иначе и быть не могло – он всегда ощущал необыкновенную ответственность по отношению к делу, которому он служил. Надо сказать, что Дима был блестящим исполнителем не только оперных партий, но и романсов и песен разных народов, которые являются одним из сложнейших музыкальных жанров. Каждое произведение такого жанра по затратам душевных сил намного сложнее арии в оперном спектакле. Там за несколько минут артист отдает все свои сердечные силы на воплощение того или иного музыкального образа. И точность интерпретации для него была необычайна важна, Дима постоянно работал над собой. Он был не только замечательный певец, но и великий музыкант – в самом широком смысле этого слова. Его жизнь была служением музыкальному искусству.

Я убеждена, что Красноярский институт искусств должен носить имя Дмитрия Хворостовского. Ведь именно из его стен вышел этот артист, который был не только достоянием России, но и музыкантом интернационального значения. К тому же Дима много помогал при завершении строительства этого вуза, организовывал массу благотворительных мероприятий, собирал средства для института.

 

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний
Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это