Фото Анны Ацуты Изучать языки программирования, мобильную робототехнику, сайтостроение, создавать собственные мобильные приложения. Такие знания в современном мире точно лишними не окажутся. На этой неделе в одном из красноярских лицеев начался набор в «Яндекс-класс». Всего их в России уже почти два десятка, наш – первый открывшийся за Уралом. На сегодняшний момент в крае есть возможность более углубленной подготовки не только специалистов для IT-индустрии, но инженеров, врачей, работников аграрной отрасли.


Красноярский лицей стал площадкой для «Яндекс-классов» не случайно.

– У нас инженерно-технологический лицей, мы развиваем в первую очередь программирование, робототехнику, – объясняет Александр Межов, заместитель директора лицея № 6. – До 27 сентября отбор школьников 8-х и 9-х классов будет проводиться с помощью сервисов «Яндекса». Проект сопровождают сотрудники компании. Занятия планируются дважды в неделю. В перспективе выпускники должны выйти на рынок труда более подготовленными к решению реальных задач в высокотехнологичных компаниях – и по программированию в том числе. Сейчас же ситуация такова, что после вузов молодым специалистам приходится многому учиться дополнительно.
Школа должна идти в ногу со временем, а где‑то и опережать его, чтобы готовить ребят к динамичной, быстроменяющейся жизни, учить их овладевать новыми знаниями и умениями, свободно, творчески мыслить. Наша задача – сформировать по‑настоящему современную образовательную среду.

Владимир Путин, президент Российской Федерации

В поисках ценных кадров


Готовить молодые кадры, которые уже в школе получат большое представление об отрасли – такую задачу поставили перед собой несколько крупных компаний. Сегодня эти предприятия в крае взаимодействуют со школами. В прошлом учебном году насчитывалось 42 корпоративных класса в 12 муниципалитетах. Так, в Ачинске, Богучанском и Туруханском районах работают «Роснефть-классы», в Бородино, Назарово и Шарыпово – СУЭК-классы, в Норильске школы сотрудничают с ГМК «Норильский никель». Заинтересованные в лучших кадрах компании отбирают наиболее способных ребят, которые в будущем могут стать для них ценными специалистами.

Классы с углубленным изучением предметов часто становятся хорошей альтернативой дорогим занятиям с репетиторами. В Красноярске открыли набор в архитектурный класс.

– У нас школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. Многие наши ребята потом поступают на архитектурные специальности или в художественный институт, – поясняет Галина Черемных, директор школы № 6 Красноярска. – Мы открыли архитектурный класс со специальными предметами: живопись, черчение, рисунок, композиция. Все они необходимы в дальнейшем для поступления. У нас заключен договор с преподавателями из художественного училища и СФУ, которые обеспечивают не только определенный уровень обучения, но и знакомы со спецификой. Потому что, к примеру, натюрморт, который необходимо сдать в архитектурный, совершенно отличается от натюрморта, который надо сдать при поступлении в художественное училище. Наша основная цель – дать возможность подготовиться ребятам бесплатно. К нам приезжают те ученики, которые прошли отбор, портфолио с их работами оценили специалисты.

Выше стандарта


О том, чтобы с помощью специализированных классов подготовить своеобразный кадровый резерв для экономики, в крае задумались еще несколько лет назад.

– Проект спецклассов действует третий год, он был направлен на повышение качества образования в области физики, математики, информатики, на то, чтобы дать знания выше стандарта, потому что в обучении принимают участие как учителя, так и преподаватели вузов, – рассказывает Татьяна Гридасова, начальник отдела общего образования министерства образования Красноярского края. – С нового учебного года будет действовать 114 классов в разных территориях именно той направленности, которая необходима современной экономике края – физико-математической, естественно-научной и т. д. Обучение бесплатное.

Не забыли и про сельское хозяйство. В крае работает почти два десятка аграрных классов. Почему-то традиционно считается, что уж туда-то никаких особых знаний не требуется. Но так ли это?

Когда несколько лет назад на базе школы поселка Степной Назаровского района только начинали создавать аграрный класс совместно с местным техникумом и Красноярским государственным аграрным университетом, специалисты говорили как раз о недостатке базовых знаний у абитуриентов.

– Это даст нам возможность проводить мастер-классы, расширяя знания школьников по генетике и тем самым несколько восполняя их пробелы в обучении, – рассказывали они. – Сейчас в школьном курсе биологии все сильно сокращено, и нормальных знаний они, по сути, не получают. Даже удивительно: срок обучения увеличился, а объем материала по предмету уменьшился. Мы готовы разъяснить основные законы селекции и генетики, показать, какими методами можно проводить селекционную работу. Ведь здесь нет предела совершенству – урожайность может быть выше, качество продукции – лучше. Очень хотим поднять престиж профессии. Можно же не только в поле идти работать, но и заниматься наукой.

И это уже не говоря о том, что качественные местные продукты без «химии» нужны всем – и инженерам, и художникам. Первые итоги подводит директор школы в Степном Ольга Пеллинен:

– Ребята выезжали в Красноярск, работали в лабораториях – обязательным требованием было выполнение исследовательской работы. В любом случае, все эти два года получали углубленные знания по биологии и химии, которые в дальнейшем лишними не будут. Плюс подготовка к студенческой жизни – они же участвовали в защите проектов, общались с преподавателями вуза. Наконец, они получили иное представление вообще о сельском хозяйстве: это ведь не только сфера, где люди работают доярками и трактористами. Но и большой, где-то творческий труд – начиная от селекции до переработки продукции.

Ну и, наверное, самое главное – часть ребят решили получать соответствующее профилю образование. Так, четыре человека выбрали в Ачинском торгово-экономическом техникуме специальность «технолог общественного питания», еще три пошли в аграрный техникум на автомехаников, другие предпочли направления «агроинженерия» и «электрификации» в КГАУ.  Еще двое должны получить в будущем дипломы биолога и врача.

Возможно, именно такой опыт классов с разной специализацией поможет проводить профориентационную работу эффективнее. И одиннадцатиклассник будет обладать уже не только необходимыми знаниями для поступления, но и более четкими представлениями о будущем месте работы. Потому что он не просто послушал рассказ приглашенного в школу сотрудника, а сам неоднократно побывал на месте специалиста – пусть пока только в качестве «подмастерья».

А пока в министерстве образования подводят первые итоги: анализируют, куда поступили первые выпускники из классов «особого назначения».


Справка

Список всех специализированных классов можно увидеть на сайте министерства образования Красноярского края www.krao.ru в разделе «Деятельность» – «Общее образование» и далее «Профильные классы». Для получения информации о записи и поступлении можно обратиться в отделы или управления образования по месту жительства.

№ 63 / 1046

Комментарии:

Все поля обязательны для заполнения