Коллектив шпиллеровской закалки Красноярский симфонический оркестр 40 лет восхищает сибиряков и зарубежных меломанов

Коллектив шпиллеровской закалки Красноярский симфонический оркестр 40 лет восхищает сибиряков и зарубежных меломанов

Красноярский академический симфонический оркестр сегодня известен далеко за пределами России. Его до сих пор называют шпиллеровским, хотя маэстро уже много лет нет с нами. Специалисты недоумевают, как этому музыканту удалось создать в глубинке, далеком от музыкальных центров Красноярске первоклассный оркестр. В этом, видимо, и состоит феномен Ивана Шпиллера, который четверть века пестовал коллектив, прививал академическое искусство Сибири. Нынче симфоническому оркестру исполняется 40 лет, музыканты с гордостью говорят: они шпиллеровской закалки.

Зеленый свет музыке

1977-год-Первая-афиша_.jpg1970-е годы принято считать периодом расцвета культуры Красноярского края. В это время в краевом центре построен театр оперы и балета, открыл свои сезоны Красноярский симфонический оркестр. У руля тогда стоял первый секретарь Красноярского крайкома КПСС Павел Федирко. Он считал: городу необходим собственный оркестр, который превратит его из индустриальной провинции в один из культурных центров Сибири, будет представлять край на всесоюзных и зарубежных сценах. Интерес красноярцев к классической музыке для Федирко был очевиден – на концертах приезжих музыкантов были аншлаги. Глава края добился разрешения Минкульта, затем вызвал к себе директора филармонии и отдал указание: «Создавайте оркестр».

На открытие первого творческого сезона в апреле 1977 года собрался весь цвет Красноярска. Играли увертюру к опере «Руслан и Людмила» Глинки, пятую симфонию Бетховена и первый концерт для фортепиано с оркестром Чайковского. Солировал известный пианист, лауреат международных конкурсов Алексей Наседкин.

– Сначала это был камерный оркестр – чуть больше 60 человек, – вспоминает скрипач Владимир Зейферт, который работает в Красноярском симфоническом оркестре с 1977 года. – Первый дирижер Владимир Свойский сам ездил по городам и набирал музыкантов. Я работал в Алма-Ате, но согласился переехать в Сибирь.

Для музыкантов только что сформированного симфонического оркестра во всем – зеленый свет. По указаниям Федирко прибывавших творческих работников сразу же обеспечивали жильем. Это было очень важно, ведь ехали в Красноярск семьями, некоторые уже с детьми.

Московский дирижер Свойский продержался в Красноярске только год. В 1978 году ему на смену приехал Иван Шпиллер. Это был уже известный в стране музыкант. Говорят, первый секретарь Красноярского крайкома КПСС лично ездил уговаривать Шпиллера переселиться в Сибирь. Дирижер поставил жесткие условия: «Такой оркестр мне не нужен, он должен состоять из 110 человек. Для музыкантов выделить 40 квартир и приобрести хорошие инструменты». Все условия маэстро тут же выполнили.

Лучший в стране…

Когда в город приехал Шпиллер и построили специализированный Малый концертный зал, популярность оркестра у красноярцев резко возросла.

– С каждым годом улучшался климат в оркестре, – вспоминает Владимир Зейферт. – Сработало, что Шпиллер был мастером высокого класса, авторитетным и харизматичным – перед ним открывались все двери.

Говорят, у Ивана Всеволодовича были прямые телефоны всех руководителей края. Он мог позвонить в любое время, с любой проблемой – вопросы решались молниеносно.

– Наши музыканты тогда считались главными, ведь лучшего коллектива в Красноярске не было, – говорит бывший директор оркестра и контрабасист Юрий Хустик. – С оркестром мечтали выступить не только солисты Красноярского театра оперы и балета, но и мировые знаменитости.

Оркестр быстро завоевал репутацию одного из лучших коллективов страны. На одну сцену с ним выходили выдающиеся музыканты: дирижеры Вячеслав Овчинников, Владимир Вербицкий, Гинтарас Ринкявичус, Владислав Чернушенко, Дмитрий Юровский, Леонард Слаткин, Рудольф Бухбиндер; солисты Игорь Ойстрах, Лиана Исакадзе, Наталия Шаховская, Виктор Третьяков, Лазарь Берман, Михаил Плетнев, Вадим Репин, Александр Князев, Николай Луганский, Денис Мацуев, Дмитрий Хворостовский, крупнейшие хоровые коллективы.

…и за рубежом

У каждого музыканта свои воспоминания об Иване Шпиллере. Одним он виделся умеренным диктатором, требовавшим жесткой творческой дисциплины, другим – мягким, интеллигентным «барином». Кстати, за глаза музыканты своего дирижера так и называли. В его поведении, речи и общении с людьми чувствовалось дворянское происхождение.

– Это был добрый, умный и талантливый «барин», – считает Юрий Хустик. – Надо было видеть, как он раскланивался с прохожими на прогулке! Терпеть не мог сленговые слова, прохладное отношение к делу. Его аж колотило, когда кто-то говорил, что «сыграл нормально». Иван Всеволодович тут же поправлял: «Играть нужно хорошо, достойно!»

Оркестр постепенно завоевывал авторитет. Если в начале Шпиллер лично приглашал из Московской и Ленинградской консерваторий выпускников, теперь в Красноярский симфонический было не пробиться – все места заняты.

В 1991 году оркестр отправился на зарубежные гастроли.

– Показали себя хорошо, – вспоминает Владимир Зейферт. – Всем было интересно посмотреть на советский оркестр из Сибири. Запись нашего концерта крутили по радио, в газетах – хвалебные рецензии. При Шпиллере оркестр поднялся. Сейчас, по прошествии времени, мы понимаем, что Иван Всеволодович был нам как отец. Это был настоящий учитель – он не просто обучал нас, а взращивал.

Иностранцев поражало не только мастерство сибиряков, но и сама фигура Шпиллера.

– На гастролях в Швейцарии слушатели ждали необычных жителей страны белых медведей и вечных снегов, – улыбается Юрий Хустик. – Когда после концерта Шпиллер на классическом французском произнес речь перед залом, на минуту воцарилась гробовая тишина. Швейцарцы не ожидали услышать из уст сибиряка настолько чистого французского. Газеты писали: «Сибиряки убили своей игрой, а добили французским языком дирижера Шпиллера».

Музыканты говорят: то время было самым интересным. Шпиллер увлекал всех своим творчеством. Красноярский симфонический с удовольствием принимали зарубежные сцены. Оркестр был в Швейцарии, Голландии, Югославии.

Возвращение маэстро

1990-е были тяжелыми не только для страны, но и для оркестра. Деньги не платили, инструменты и концертные костюмы истрепались. Из-за вечных проблем в коллективе царила нервозность. Иногда музыкантам приходилось пешком идти на репетиции – не было денег на автобус. А Шпиллер требовал самоотверженной работы.

Что стало причиной разлада в коллективе, сегодня уже никто не помнит. Но в итоге маэстро на три года покинул свое детище – уехал на вольные хлеба в Москву. Гастролировал, иногда приезжал в Красноярск, работал с музыкантами.

– Приезжали разные дирижеры, но оркестр привык работать с одним руководителем, – рассказывает фаготист оркестра Леонид Колеснев. – Мы сидели и ждали, когда приедет главный дирижер, только тогда начиналась жизнь. Уезжал – затихала. Когда Шпиллер вернулся, оркестр воспрял духом.

Возвращению маэстро на красноярскую сцену способствовал губернатор Александр Лебедь. 25-летие Красноярский симфонический отмечал со своим главным дирижером. К юбилею губернатор подарил музыкантам новые инструменты, концертные платья и фраки, заказал современный автобус.

– Александр Лебедь очень тепло относился к оркестру, – вспоминает Юрий Хустик. – Он постоянно ходил на наши концерты. Мы удивлялись, а он рассказывал: «Я столько грубости в жизни видел, что к старости захотелось чего-то теплого и тонкого. Ваш оркестр очень полюбил. А главное – я давно не встречал таких людей, как воспитанный и деликатный дирижер Шпиллер. Сижу после концерта у него в кабинете за чашкой кофе и впитываю его слова. Такую славянскую речь только в сказке услышишь».

Маэстро не стало в 2003 году. А в 2009-м Красноярский академический симфонический оркестр получил статус особо ценного объекта культурного наследия Красноярского края. Этого несколько лет добивался Иван Шпиллер.

В 2004 году коллектив возглавил Марк Кадин. А в 2015-м за пульт управления встал Владимир Ланде. Он привнес новые проекты, но сохранил линию, выработанную еще Иваном Шпиллером, чье имя прочно вошло в историю уникального музыкального коллектива Сибири.

Владимир Зейферт: «Сейчас, по прошествии времени, мы понимаем, что Иван Всеволодович был нам как отец, настоящий учитель – обучал нас, взращивал»

В Швейцарии газеты писали: «Сибиряки убили своей игрой, а добили французским языком дирижера Шпиллера»

Фото из архива Красноярской краевой филармонии

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
20 апреля 2024
Пассажир нетрезвого водителя может лишиться прав
Оказывается, быть пассажиром у пьяного водителя чревато не только высокой вероятностью попасть в аварию, но и подвергнуться тому же наказанию,
Без рубрики
20 апреля 2024
Фермеров и сельхозкооперативы Красноярского края поддержат грантами и субсидиями
В министерстве сельского хозяйства Красноярского края сообщили, что в этом году продолжится прием заявок на популярные у малых сельхозпроизводителей формы
Без рубрики
19 апреля 2024
Десять лет назад в краевой больнице выполнили первую трансплантацию донорских почек
Недавно в красноярском боулинг-центре прошел необычный турнир. Уникальность его в том, что участниками были врачи и их пациенты с пересаженными