«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет…» Мы в ответе за тех, кого оттолкнули

«Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет…» Мы в ответе за тех, кого оттолкнули

Как часто мы стыдливо отводим глаза, когда видим просящих милостыню. Они тихо стоят или сидят с протянутой рукой. Мы, городские всезнайки, уверены, что это «бизнес» и вечером они сдают «инкассаторам» дневную выручку. Возможно. А возможно, для них это единственный способ заработать на хлеб. В Притчах царя Соломона сказано: «Радость человеку – благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый».

Насколько мы честны перед собой, когда на крейсерской скорости пробегаем мимо них? Поищем ответы вместе с председателем отдела по церковной благотворительности и социальному служению Красноярской епархии иереем Сергием МЯСОУТОВЫМ и директором Губернаторского благотворительного фонда Ольгой БУСОВИКОВОЙ.

Отец Сергий:

– Цель христианской жизни – спасение, а дела милосердия, добродетели – это подручные средства, помогающие нам уподобиться самому Богу. Здесь важно посмотреть: а с каким сердцем я подаю нищему? Если бросил мимоходом, то с христианской точки зрения я не сделал вообще ничего! Потому что в моей душе не произошло никакой борьбы! А должен был отдать столько, чтобы, как выразился один современный богослов, «жаба замучила»! Вот это был бы христианский подвиг, когда внутренний ветхий человек вдруг сказал: «Друг, что ты сделал? Мы могли еще столько вещей на эти деньги купить, а ты взял их и отдал!» Именно в такой борьбе и рождается святость в человеке, когда он преодолевает себя. Нам до таких подвигов, как правило, далеко.

Работа жить

– Считается ли настоящим милосердием, если человек просто жертвует деньги? Например, в ящички, которые есть в супермаркетах? Или непременно нужно вкладывать еще и сердце? Допустим, ухаживать за одиноким человеком?

Ольга Бусовикова:

– Зайду издалека. Для себя делю благотворительность на три направления: филантропия – забота об улучшении участи всего человечества, например, лечение болезней, освоение космоса, поиск новых энергоносителей, новых информационных технологий. Меценатство – поддержание какой-либо отдельной из сфер человека: наука, искусство, образование, просветительство. Милосердие – готовность бескорыстно помогать конкретным людям, деятельное сострадание.

«Вкладывать сердце» желательно всегда и в любое дело, чем бы мы ни занимались: в свою работу, в уборку дома, готовя обед, общаясь с родными, заботясь о близких, проявляя милосердие к другим…

Отец Сергий:

– Важно в первую очередь, что мы должны хоть с чего-то начать! Речь идет не только о материальных затратах. Приди в больницу, навести болящего, посиди с умирающим. В хосписах сколько людей лежит. Такая помощь гораздо больше нужна человеку, когда тот понимает, что оставляет этот мир и переходит в вечность.

Или ожоговое отделение краевой больницы. Там очень страшно, особенно в детском отделении. Выходя, говоришь: «Господи! Прости, что я на что-то ропщу в своей жизни! Вот где действительно беда!» Нормальный человек не может остаться безучастным к горю. Поэтому многие люди, возможно, избегают таких вещей, так как понимают, что это изменит их быт, привычный уклад, и они будут думать, переживать, плакать. Поэтому человеку проще отправить денежки.

Весь мир как супермаркет

– В России появляется средний класс. Это, как правило, предприниматели, высокооплачиваемые специалисты (юристы, программисты, банковские работники). Они могут позволить себе отдых за границей (например, из Красноярска только в этом году с мая по октябрь на зарубежные курорты вылетели более 125 тысяч туристов). Это люди, не испытывающие серьезных денежных проблем. Но на вопрос, занимаются ли они благотворительностью, большинство отвечает: «Мы честно платим налоги государству, остальное нас не касается».

Отец Сергий:

– Причина, по которой люди медлительны на благотворительность, в неком духовном эгоизме. Размышляют: «У меня все хорошо, и слава богу. Зачем мне сердечко мое слабенькое бередить какими-то проблемами». Многие люди плачут над сериалами, а когда реально нужна помощь человеку: сострадание, соучастие в его проблемах, – предпочитают абстрагироваться. В этом, мне кажется, и беда.

Напомню притчу о десяти талантах. Господь каждому из нас дает определенные блага: духовные, материальные. Каждому по мере его возможностей – как человек может восприять эти блага и правильно ими распорядиться. И мы должны помнить: все, что нам дает Господь, это не наше! Ни материальный достаток, ни какие-то силы, даже здоровье, – это тоже не наше. Господь дает нам эти займы, глядя на то, как дальше будем использовать. Проходит год, два, три. Человек богатеет. Господь смотрит на него, какие копейки отдал в помощь нуждающимся. Если этого не происходит, то Господь попускает исчезнуть богатству. Масса примеров, когда человек был богат, успешен, все имел, а потом в один прекрасный момент все это развалилось.

Мы сейчас живем в такое время, когда у людей на первом плане только лишь материальное. Сознание человека затуманено всем этим. Многие в молитвах просят только материальные блага: «Благословите, батюшка, квартиру разменять, купить» и т. д. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что человек приобретает только тогда, когда отдает что-то. Приобретает здесь не для земной жизни, а в первую очередь для вечности, а это более важно, чем наше земное странствование. Поэтому нужно участие церкви в воспитании необходимых качеств у человека, которые показывали бы, какие мы христиане.

Ольга Бусовикова:

– Не могу быть уверенной, что такая потребность пропала у большинства. Думаю, такой потребности никогда и не было у большинства. Не берусь сказать, какой конкретно статистический процент населения готов к благотворительности, но это, к сожалению, не такое большое количество людей. У тех, кто хочет и помогает, желание помогать не проходит. Оно либо есть, либо его нет.

Церковь не собес

Отец Сергий:

– К сожалению, у нас есть такая категория граждан, которые церковь считают только отделом по оказанию помощи. Приведу обескураживающий пример. Обратилась женщина: «Мы остались на улице – помогите!» Начал разбираться. Живет с сыном, ему 30 (!) лет, свою собственную квартиру сдали в аренду. На вопрос, почему же не вернетесь обратно, – «Так мы деньги забрали вперед и уже потратили». В ответ на мой отказ тут же произнесла фразу, что Христос был милосердным, а раз епархия не хочет помочь – «пойду жаловаться вашему начальству»…

У нас очень хорошо развита адресная помощь. Прихожане собирают вещи, продукты питания, денежные средства. Но мы не можем подменить собой государство.

Человек, приходящий в церковь, должен все же разграничивать такие понятия, как отделение соцзащиты населения и храм. Первостепенно мы речь здесь ведем о Боге, и наша прямая миссия – это спасение человеческой души.

Ближним труднее помогать, чем дальним

– Начался Рождественский пост, как вы считаете, возродится ли в России традиция, когда на Рождество и Пасху каждый считал своей прямой обязанностью помогать бедным людям?

Ольга Бусовикова:

– Не совсем понимаю, почему помогать бедным нужно и должно по праздникам, будь то Рождество или Пасха?! Для меня такая «периодичность» оказания помощи, привязанная к датам, становится больше ритуальной и вряд ли имеет прямое отношение к благотворительности. Как, очевидно, трудно привязать к благотворительности мероприятия, традиционно проводимые к дням инвалида, пенсионера, защиты детей и прочему.

Чаще участие людей в таких приуроченных мероприятиях основано на «оглядке», мол, «так делать принято и надо», и, следовательно, не делать так, как все, не комильфо.

Наверное, правильнее, когда истинная благотворительность основывается на осознанной потребности самого человека ею заниматься. Чувство сострадания можно воспитать, привить. Прежде всего это из детства, из семьи, из среды. Следуя словам Михаила Ломоносова: «…Пример сильнее наставлений».

Отец Сергий:

– Приведу слова апостола Павла из послания к галатам: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». И в конце он добавляет: «Друг друга тяготы носите и тако исполните закон Христов». Оказывается, закон Христов это и есть закон любви. Вот об этом мы должны не забывать. И всегда относиться доброжелательно, благодушно, великодушно к окружающим нас людям.

В заключение хотелось бы привести отрывок из книги И. С. Шмелева «Лето Господне»: «Отец в кабинете: принесли выручку из бань, с ледяных катков и портомоен. Я слышу знакомое почокиванье медяков и тонкий позвонец серебреца: это он ловко отсчитывает деньги, ставит на столе в столбики, серебрецо завертывает в бумажки; потом раскладывает на записочки – каким беднякам, куда и сколько. У него, Горкин сказывал мне потайно, есть особая книжечка, и в ней вписаны разные бедняки и кто раньше служил у нас. Сейчас позовет Василь Василича, велит заложить беговые санки и развести по углам-подвалам. Так уж привык, а то и Рождество будет не в Рождество».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского