Кто в ответе за ТО, или Откуда на наших дорогах автохлам?

Кто в ответе за ТО, или Откуда на наших дорогах автохлам?

1 января 2012 года произошло долгожданное для многих автомобилистов событие – в России отменили талон техосмотра. На смену ему пришла диагностическая карта, предъявлять которую сотрудникам ГИБДД водитель не обязан. Необходима она лишь для оформления полиса ОСАГО. Именно наличие такого полиса для инспектора – однозначное свидетельство того, что автомобиль прошел технический осмотр. На первый взгляд, всем стало удобнее.

«Машину смотреть не буду»

Водители получили возможность проходить ТО вне зависимости от места регистрации машины, не проходить его вовсе, если возраст машины не превышает трех лет, или при смене собственника транспортного средства. С ГИБДД сняли функцию по контролю за наличием талона техосмотра, что в какой-то степени снизило нагрузку на инспекторов, а частные автосервисы получили поток гарантированных клиентов (ранее ТО можно было пройти только на государственных станциях). Но уже через полгода после введения новых правил операторы ТО написали коллективное обращение первому вице-премьеру Игорю Шувалову, в котором ситуацию на постреформенном рынке техосмотров назвали катастрофической: недобросовестные страховщики стали выдавать полисы ОСАГО без проведения техосмотров. Тогда вице-премьер пообещал привлечь к решению проблемы правоохранительные органы. Однако по прошествии полутора лет вопрос так и остался открытым. Некоторые страховые компании и сегодня предлагают своим клиентам оформить диагностическую карту прямо в офисе: быстро и удобно, ехать никуда не надо, машину мыть не надо, ручник можно не регулировать…

автомастерская.jpg– ОСАГО? Диагностическую карту оформляли? Нет? Приезжайте к нам, на месте все сделаем. Машину смотреть не буду. Я вам выдам направление на ТО, диагностическую карту, договор, расписку, что взяла с вас деньги за техосмотр, и оформлю полис. Вы все это берете и едете на техосмотр. Нет, ну дело, конечно, ваше, ехать или не ехать на ТО. Но диагностическая карта без печатей сервиса недействительна, поэтому, если страховой случай наступит, будут проблемы. Но полис я вам оформлю до поездки в сервис. А диагностические карты в офисе мы выдаем для вашего же удобства, чтобы не ездили взад-вперед.

Таким образом одна из страховых компаний города предлагает своим клиентам сэкономить время. И вроде бы все по-честному: агент ведь предупреждает, что без печатей сервиса на диагностической карте страховка, по сути, не действует. Но что-то мне подсказывает – далеко не каждый клиент этой страховой проявляет сознательность и доезжает до пункта ТО.

Есть в Красноярске и умельцы, которые эти самые диагностические карты на домашнем принтере печатают. В отличие от талона техосмотра с несколькими степенями защиты, подделать такую бумагу особого труда не составляет. Придумать номер карты – тоже. Но, обращаясь к этим мастерам, надо помнить, что номера настоящих диагностических карт сведены в базе МВД. И в случае ДТП, не обнаружив номера вашей карты в базе, страховая компания имеет полное право предъявить вам регрессные требования (потребовать с вас возместить размер выплат потерпевшему в аварии).

Работают и «предприниматели», которые каким-то образом завладели базой с номерами для диагностических карт и продают их страховым агентам. Опять же без всякого техосмотра. Все предельно просто: страховой агент звонит «предпринимателю», а тот диктует ему уникальный номер диагностической карты. Номер вписывается куда положено, полис выдается. Довольный автомобилист садится в свое авто с желтыми картонками вместо фар, лобовым стеклом на скотче и колесит по городу. Пока однажды у него не откажут тормоза или не отвалится колесо.

По данным ГИБДД, за прошлый год число аварий, произошедших из-за неисправности транспортных средств, выросло более чем на 50 %. И хотя в общей массе аварий техническое состояние автомобилей является причиной не более 1,5 % несчастных случаев (около двух тысяч из почти 200 тысяч ДТП, произошедших в 2013 году), но последствия таких аварий, как правило, очень тяжелые. В ГИБДД пока не обозначили причину роста такого рода происшествий, но, надо полагать, новая система техосмотров играет здесь не последнюю роль.

Закрыть глаза на неисправности

Операторы техосмотра, получившие лицензию на этот вид деятельности в Российском союзе автостраховщиков, за все время действия новой системы так и не дождались своей манны небесной в виде нескончаемого потока клиентов и терпят колоссальные убытки.

– Раньше, когда ГИБДД проверяло техосмотры, люди приезжали к нам напрямую, теперь они едут в страховую компанию. И не факт, что из страховой они поедут на техосмотр, – рассказывает управляющий пунктом техосмотра Иван Сытин. – Приходится договариваться со страховщиками, чтобы они направляли клиентов конкретно в нашу компанию. Все так делают. Но диагностическую карту мы на руки страховщикам не выдаем ни в коем случае! Получить ее можно, только пройдя техосмотр и только в сервисе. Иначе это просто незаконно, грозит плохими последствиями клиенту. Но некоторые так и работают. Сидит себе такой аферист, выдает диагностические карты… У него комнатушка в аренде, стол, компьютер – и сверхприбыли в итоге. А у нас миллионные вложения в оборудование и убытки. Это при том, что стоимость техосмотра сильно занижена. С января этого года она составляет 542 рубля, а реальная цена ТО – от 800 до 1 200 рублей.

Служба техосмотра.jpgИван Сытин говорит, загнанные в угол, операторы ТО стараются сделать процедуру техосмотра максимально комфортной для клиента: никаких очередей, комнаты ожидания, но главное – многие техосмотрщики даже готовы закрыть глаза на неисправности машины:

– Мы уже не придираемся. К примеру, не заставляем человека менять стекло для того, чтобы пройти техосмотр, но обязательно проверяем тормоза и работу ключевых систем машины.

Технический эксперт еще одного красноярского пункта ТО (попросил не указывать его Ф. И. О. и место работы) признался, что зачастую выписывает диагностические карты машинам, место которым на свалке, а не на дорогах:

– Указываешь на недостатки, показываешь пальцем, что где отвалилось, просишь исправить, а народ пальцы гнет, возмущается и грозит уйти к страховому агенту, который выпишет диагностическую карту, не глядя на машину. А что мне остается делать? Вот и выписываю филькины грамоты…

Заместитель генерального директора по экономике и маркетингу одного из страховых обществ Татьяна Черепанова говорит, что подобная уступка клиенту может обернуться неприятностями для пункта ТО:

– Страховая компания имеет право предъявить регрессное требование к оператору техосмотра, если ДТП произошло в результате технической неисправности автомобиля, а оператор, проводя техосмотр, не внес сведения о неисправности автомобиля в диагностическую карту. Однако, – добавляет специалист, – официальной статистики по такого рода случаям нет, а в практике нашей компании таких событий и вовсе не было ни разу.

Взять и отменить?

Что же получается? Реформа системы техосмотров привела к обратным результатам? Вопреки логике оказалось, что далеко не все страховщики заинтересованы в проверке технического состояния автомобиля перед выдачей ОСАГО, а некоторые, прикрываясь фразой «вам так будет удобнее», и вовсе стимулируют водителей к фиктивному техосмотру. Операторы ТО терпят убытки (а это тот самый малый и средний бизнес, развивать и поддерживать который клянутся чиновники всех мастей), а число ДТП по вине технической неисправности авто выросло вполовину! Теоретически в выигрыше остались добропорядочные владельцы исправных машин, которые честно проходят ТО. Изменения в законе им действительно облегчили жизнь. Но не защитили на дороге от автохлама с неработающими тормозами и купленным ТО.

При таком раскладе проще и вовсе отменить техосмотр. Ведь получается, что выгоден он лишь аферистам, продающим фиктивные диагностические карты.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
29 марта 2024
Работаем на благо нашей общей Победы!
Команда проекта Общественной палаты Красноярского края «ИZ Сибири – сынам России» в очередной раз доставила гуманитарный груз в зону спецоперации.
Без рубрики
29 марта 2024
Скорпионы в головах
Сколь бы правдоподобно ни выглядели экспертные и народные версии, которыми обрастает расследование теракта в Красногорске, лучше все-таки дождаться первых официальных результатов и попутно
Без рубрики
29 марта 2024
Общая боль
Нет сейчас в России человека, которого не потрясло бы нападение террористов на мирных граждан, пришедших в пятничный вечер на концерт