Культура — это только в музее? Владимир Василенко о своей книге «Культура повседневности»

Культура — это только в музее? Владимир Василенко о своей книге «Культура повседневности»


В Красноярске выходит больше книг, чем во многих других городах России. У нас есть аж две писательских организации, книжные издательства, гранты, литературная премия. Книга, с автором которой мы сегодня беседуем, выделяется из общей массы. Это не художественная проза, не историческая публицистика и не торжественный альбом «к дате».

Не заигрывая с читателем

Родом эта книга – с газетных страниц. По сути это учебник savoir vivre (с французского – умение жить). Только тон не слишком назидательный, да и чтение его предлагает не заучить установленные правила, а скорее подумать о том, как сделать нашу драгоценную жизнь лучше и приятнее для нас самих. В первую очередь – на частном, домашнем хотя бы уровне. Называется книга «Культура повседневности», автор ее – известный красноярский журналист, культуролог и педагог Владимир Василенко.

По своему содержанию «Культура повседневности» мало напоминает «Вежливость на каждый день» Яна Камычека (хотя и она родилась из газетной рубрики) и подобные книги, сладкие как сироп, почти сюсюкающие. Вполне родственна работа Владимира Василенко «Письмам к сыну» графа Филиппа Честерфилда. Это – приглашение равного, думающего читателя пусть не к прямому диалогу, но к совместному размышлению. Что ж, воспользуемся этим приглашением.

Не прямое действие

– Владимир Семенович, давайте начнем с проблемы жанра. Ваша книга – что это: цикл эссе, путеводитель по разным аспектам нашей повседневной жизни или, будем пафосны, «колумнистский роман»?

– Никакой это, разумеется, не роман. Это сборник статей, объединенный единым полемическим зарядом. Кроме того, эти заметки были положены в основу лекционного курса в СФУ. Родился этот цикл так. Я однажды задумался над тем, с какой стати мы отождествляем два совершенно разных понятия – культуру и искусство. У нас, какую газету ни откроешь, – рубрика «Культура». А содержатся в ней материалы о книгах, фильмах, спектаклях, выставках, концертах… Является ли это частью культуры? Да, конечно. Но исчерпывается ли понятие культуры этими вещами?

– Разумеется, нет.

– Я задаюсь таким, довольно страшным, вопросом – что с того, что Адольф Гитлер в юности мечтал быть художником и писал, говорят, хорошие акварели, а к концу жизни обожал музыку Рихарда Вагнера? Он что, от этого перестал быть людоедом? Другой своеобразный исторический персонаж, Иосиф Виссарионович Сталин, в юности писал стихи, а к концу жизни был заядлым книгочеем. Он читал все эти пухлые романы социалистического реализма, получавшие затем Сталинские премии. Такое сегодня и подумать нельзя про тех, кто учредил премии «Большая книга» или «Букер», не говоря уже о лидерах государств, даже о самых просвещенных и культурных. Любовь к книгам не делает Сталина меньшим людоедом.

– Ну, эти вещи не впрямую связаны.

– Да. Искусство, как и литература, – явление не прямого действия. Нельзя поверить, что человек, прочитав, к примеру «Фауста», тут же перестал подличать, гадить в лифте и сживать со свету тещу. А у многих до сих пор есть твердое представление, что человек, увидев картину Пикассо «Любительница абсента», потянется к бутылке. При этом почему-то не считается, что, увидев картину Дейнеки «Физкультурники», он тут же пойдет записываться в спортивную секцию.

Каталог обыденности

– Ну а где еще, кроме искусства, искать эту культуру?

– Культура – вещь, растворенная в нашей повседневной жизни. Вот мне и показалось интересным показать на простейших примерах, как работают ее механизмы. Объектами моего рассмотрения становились самые прозаические и, казалось бы, неподходящие для культурологического анализа вещи: аптека, базар, кухня, супермаркет. Получился своего рода каталог. Существует ведь миллион сфер, где есть культура и бескультурье: путешествие, застолье, выбор одежды. Даже культура разговоров по мобильному телефону. Это особенно болезненный вопрос.

– Такой уж болезненный?

– Разговор по телефону в «домобильные» времена происходил, в сущности, в трех местах: либо из дома, либо с работы, либо из телефонной будки. Во всех трех вариантах – замкнутое помещение. С появлением мобильного телефона ваш разговор стал происходить в открытом пространстве, что изменило природу этого разговора. Хотя содержание… Вот все наверняка сталкивались с ситуацией, когда в автобусе молодая совсем девушка громогласно вещает в телефон, какой Витька козел и как она с ним рассталась. Ничего противоправного, казалось бы, здесь нет. Но, с другой стороны, должны ли все выслушивать эти откровения? Можно, кстати, говорить и о культуре обращения с деньгами. Как вы думаете, это актуально?

– Только для тех, у кого эти деньги есть. В иных случаях и беспокоиться не надо.

– Жизнь приучила нас, что проблемой является малое количество денег. А что, если наоборот? В передаче из цикла «Профессия – репортер» рассказали несколько историй неожиданных обогащений. Ничем хорошим они не закончились. Женщина из Уфы выиграла 29 миллионов рублей – миллион долларов по тогдашнему курсу. Начались всякого рода неприятности – зависть, бессмысленные и безумные траты, запои, загулы и прочие гадости. Большое количество денег для человека, который к этому не приучен, приносит несчастье.

Культура мультикультурализма

– Вы успели пожить или побывать в качестве туриста в городах с самым разным бытовым ландшафтом. Что больше всего запомнилось?

– Как ни странно, в том, что касается культуры обыденной жизни, лучше всего я чувствовал себя в Баку. В 70-е годы там был полный интернационал и мультикультурализм. Там жили азербайджанцы, армяне, русские, евреи, лезгины, осетины, даже такой экзотический народ, как ассирийцы. Там я понял, что такое культура межнациональных отношений. Может быть, она существовала только в кругу интеллигенции, с которой я общался, но она все равно ощущалась. Никому не приходило в голову говорить по-азербайджански в одной компании с человеком, который не понимает этот язык. Это я всегда отмечал и ценил. Другое дело, что в кругу азербайджанцев меня уважали, я был у них как бы свой: на бытовом уровне выучил язык, на базаре изъяснялся только по-азербайджански, читал и знал их литературу, любил их музыку, редактировал переводы… Все, что случилось после Сумгаита, все эти погромы несусветные, для меня стало полной неожиданностью. Я до сих пор не могу поверить, что там такое происходило.

– И последнее. Где можно купить вашу книгу?

– Пока только на встречах с автором. Вместе с группой красноярских писателей я уже выезжал в Минусинск, «культурную столицу края 2012 года». Наверняка будут другие поездки. Скоро книга будет распространяться в СФУ. Презентация прошла в городской библиотеке имени Горького и будет на грядущей Красноярской ярмарке книжной культуры. После этого книга появится в магазинах. Увы, из-за маленького тиража – пока только в Красноярске. Хочется думать, что только пока.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского