Лики времени Бориса Мусата Работы скульптора стали символом духовной жизни Красноярска

Лики времени Бориса Мусата Работы скульптора стали символом духовной жизни Красноярска

Борис Мусат – скульптор, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, профессор, почетный гражданин Красноярска. Он родился на Украине, в Донецке. Но судьба привела его в Сибирь. Красноярский период его творчества – один из ярчайших. Борис Ильич искренне любил Красноярск, был предан ему и как человек, и как художник. Памятники воинам-интернационалистам и святому архиепископу Луке – В. Ф. Войно-Ясенецкому – не просто стали неотъемлемой частью городского облика. Это зримые воплощения жизни духа здесь, в Сибири. 9 февраля 2011 года Бориса Мусата не стало. Скульптор скончался в 78 лет. Каким он остался в памяти людей, знавших его лично, нам рассказали архитекторы, художники и писатели.


В жизни каждого человека есть судьбоносные моменты, некие «заранее» предусмотренные события, имя которым, возможно, и есть Судьба. У Бориса Мусата такое событие произошло в юности. Его отец был военным строителем, реставрировал Ливадийский дворец в Ялте. И юный Боря часто бегал к отцу на стройку, там познакомился с одним из военнопленных, который неплохо рисовал.

– Этот человек показал Борису свой рисунок, где были изображены башмаки – такие старые немецкие ботинки. Этот рисунок был настолько натуралистичным, что называется «честным», что глубоко врезался ему в душу – так он его поразил. Эти башмаки стали в каком-то смысле судьбоносными в жизни выдающегося скульптора Бориса Мусата, – вспоминает его вдова Раиса Павловна Мусат.

В 15 лет Бориса отправили в Симферополь получать профессию. Родители хотели, чтоб сын получил обмундирование, чтоб не испытывал проблем с питанием, получал пособие. Поэтому его отправили в Симферопольское железнодорожное училище.

– Помню, Борис рассказывал, когда увидел там все эти схемы паровозов, почувствовал, что это совсем не его, – делится супруга скульптора.

И после этого он буквально побежал в Симферопольское художественное училище. Мусату приходилось жить в тяжелых условиях, чуть ли не голодать. Кстати, одно время он жил на Инвалидной улице, где в свое время обитал В. Ф. Войно-Ясенецкий. Так их судьбы переплелись впервые. А потом, через много лет, в Красноярске произошла встреча.

В Сибирь Бориса Ильича привлекла жажда новых образов. Его как магнитом тянули живописные берега Енисея, бескрайняя тайга, хакасские степи. В Красноярск Мусат приехал по путевке. Когда заглянул в местный союз художников, его пригласили остаться. На тот момент здесь был заложен мощный творческий фундамент, работали мастерские, и решение работать в Красноярске было принято без раздумий.

– Скульптура – это наиболее мужественный вид изобразительного искусства, – рассказывает Раиса Мусат. – Каждый мужчина любит работать с молотком, с гвоздями. Это гармонично для организма – работать в камне, дереве, чувствовать сопротивление материала, преодолевать его и извлекать художественную форму. Он был мастером в разных изобразительных жанрах: портрет, сюжетные и декоративные композиции, памятники, мемориальные доски-барельефы. Таким образом, он смог охватить все жанровые направления, которые есть в скульптуре. Его галерея произведений – это примерно четыре сотни работ, часть из которых хранится в музеях России и зарубежья, некоторые есть и в частных коллекциях.

По словам архитектора Арэга Демирханова, Борис Мусат – хранитель величайших традиций в изобразительном искусстве:

– Скульптура – один из высочайших жанров. Это реалистическая манера рассказа о времени и людях. Потомки должны быть очень благодарны за то, что они видят подлинные лики, подлинные выражения времени, поэтому скульптор Мусат заслуживает величайшего почтения. Его творчество должно пропагандироваться, что сегодня и делается.

Как считал критик Дмитрий Писарев, «воплотить в себе эпоху может только сильный талант». Таким глашатаем времени и был наш земляк Борис Мусат.

– Мне посчастливилось вместе с ним принимать вступительные испытания в архитектурной академии, – вспоминает член правления Союза художников России Сергей Форостовский. – С Борисом Ильичом я срабатывался не только профессионально, но и на человеческой почве. Это был большой души человек, с тонким умом. Мне кажется, самая главная черта его характера – превосходное чувство юмора. Словосочетание «большой трудяга» – это как раз про него. Я знаю, что он каждый день в семь утра приходил в свою мастерскую и каждый день много времени проводил у скульптурного станка. Мастерская Мусата была буквально завалена работами, после себя он оставил огромное наследие. Это знаковая фигура не только для нашего города. Его знаменитые памятники в Красноярске не проходные вещи – они о вечных ценностях. Кроме того, Борис Мусат давал очень точные профессиональные оценки: те картины, которые мы отбирали на выставках, имели неизменно большой успех. Это было стопроцентное попадание – он профессионально разбирался не только в скульптуре, но в живописи и графике.

– Несмотря на то что Борис Мусат оставил не так много скульптур, я считаю, что самые известные в городе его работы – это лучшие образцы монументальной скульптуры в нашем городе, и на них стоит равняться, – считает писатель Эдуард Русаков. – Мусат оставил большое наследство в области камерной скульптуры. Я был в его мастерской несколько раз, и меня поразили его работы в этом жанре: иногда юмористические, иногда иронические, но непременно выхваченные из жизни. Были там и простые люди, и слесари, и работник ГЭС. Он любил свой народ, воспевал его.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского