Присоединяйтесь к нам:
27 Июня
23:11 
исправленный1.png

      

       разместить  

Миссия – продолжать традиции

Миссия – продолжать традиции

Красноярск – провинция только географически. На нашей земле выросло столько талантливых людей, что мы способны дать фору Москве и Питеру. Музыканты, писатели, художники. Но мало кто из самородков мог бы развиться, если бы в нашем крае не были настолько сильны школы эстетического цикла. И, конечно, детская художественная школа имени Сурикова в их ряду всегда была одной из первых.

Первая рисовальная

Лазарева-детская-школа-Сурикова-04-Олег-Кузьмин.jpgТаланты у нас были всегда, вот только пробиться им удавалось лишь по счастливому стечению обстоятельств. Хорошо известна история Василия Сурикова, который попал в Петербург только благодаря финансовой помощи золотопромышленника Петра Кузнецова. А для этого за него ходатайствовали учитель рисования в училище и даже сам губернатор. Суриков уехал учиться в 1868 году, и только в 1910-м в Красноярске открылась своя рисовальная школа. Первая в Сибири. Уже тогда в прошении городской народной комиссии было написано не только о том, что «черчение является необходимым предметом во всех технических специальных учебных заведениях», но и что «рисование имеет огромное значение в развитии каждого». Претендентов на место в школе не останавливало то, что поначалу после 4-летнего обучения выпускникам не давали на руки вообще никаких документов: они на самом деле учились рисовать для себя.

В 2017 году детская художественная школа имени Сурикова отпраздновала 107-летие – тихо, без помпы. Помешать ее работе не смогли ни Гражданская война, когда в классах школы квартировали солдаты, ни Великая Отечественная. Школа поменяла несколько помещений – и по иронии судьбы вернулась в историческое здание училища, в котором когда-то преподаватель рисования заметил талантливого Васю Сурикова.

Почти ничего не изменилось

Сейчас школа кажется миниатюрной, почти игрушечной. На ее стенах всегда – картины. В этот раз – эскизы декораций к разным спектаклям Красноярского художественного училища. Именно туда после окончания Суриковки чаще всего поступают ребята. Край может гордиться этой связью: предпрофессиональная подготовка – профессиональное и высшее образование. Во многих регионах один или сразу несколько звеньев этой цепи выпадают.

Сейчас в крае 16 художественных школ и около 50 художественных отделений в домах творчества, все их курирует училище. Раз в год педагоги с работами учеников съезжаются в Красноярск, чтобы всем вместе посмотреть, куда движется каждая школа – как ведется преподавание, нужно ли менять методику. Это тоже традиция.

Лазарева-детская-школа-Сурикова-26-Олег-Кузьмин.jpgВ кабинете директора Ларисы Геннадьевны Лазаревой к стене прислонены ее работы в рамах. На каждой – роскошные цветы. Лариса Геннадьевна готовится к юбилею – проводить преподавательские выставки, приуроченные к таким поводам, еще одна традиция. Педагогический коллектив здесь молодой, и только два человека в свое время не окончили художественную школу.

Многое неизменно уже больше сотни лет: как и в 1910-м, обучение идет четыре года (пятый – предпрофессиональная подготовка). Как и в самом начале, большое внимание уделяют академической живописи, а работать учителями берут только художников: главное условие – чтобы человек умел и любил рисовать сам. А результат получается – на мировом уровне. Все знаменитые художники нашего края или преподавали в суриковской школе, или ее окончили, включая Андрея Поздеева.

– Когда говоришь, что из Сибири, иногда смотрят сочувственно, – улыбается Лариса Лазарева. – А у нас что? У нас только одна сложность – морозы, холодно, а остальное все на очень высоком уровне.

Лариса Геннадьевна работает с подростками уже больше сорока лет: после окончания училища в 1976-м фактически весь выпуск Николая Рыбакова отправился открывать школы в крае. Так появилась своя «художка» в Боготоле, именно ее открывала Лариса Геннадьевна, а также в Дивногорске, Лесосибирске, Железногорске… Сейчас даже в самых удаленных территориях у детей есть возможность сделать первый шаг к тому, чтобы стать художником.

Кем станут?

Конкурс в это учебное заведение – как в хорошем вузе: в самые спокойные времена не меньше трех человек на место, а порой доходит и до пяти. И это при условии, что художественная школа – очень серьезная нагрузка: пять раз в неделю несколько часов человек должен посвящать живописи, графике, керамике… Пропускать нельзя – иначе все идет насмарку. Поэтому вопросов у родителей всегда очень много.

– У меня спрашивают: а будет мой ребенок писать картины, как Суриков или Серов? – улыбается Лариса Геннадьевна. – А кто же знает? Другие спрашивают: а как он сможет летом зарабатывать? Но мне больше нравится другой вопрос: где это можно будет применить? Везде. Хочет ребенок стать врачом – великолепно: будет прекрасно рисовать клетки. Не через копирку, а сам – и с большим удовольствием. И если автомехаником – хорошо. Наше творческое конструктивное мышление везде годится.

А уж то, что такое образование вкус воспитывает, – это вообще не вызывает никаких сомнений. Лариса Геннадьевна рассказывает, что их девочек сразу видно в толпе: умение сочетать цвета, одеваться так, чтобы были соблюдены пропорции – таких занятий в школе нет, но дети как-то незаметно этому учатся.

«Моя мечта – школа с музеем»

У школы есть традиции, которые особенно памятны всем выпускникам: это ежегодные пленэры, когда на улицы города выходят не только ученики, но и педагоги, обязательные выставки самих педагогов, но больше всего, по словам директора, детям нравится рождественская елка.

– И под этой елочкой лежат подарки – награды, которые заслужили наши ученики, – рассказывает она. – Бывает, что за один раз мы награждаем и 200 человек.

Школа активно участвует в международных и федеральных выставках, из года в год сотнями отправляя посылки в разные города и страны. Но у директора все еще остается не исполненной одна заветная мечта.

– Так хочется иметь старейшую художественную школу с музейно-выставочным комплексом, – говорит Лариса Геннадьевна. – Чтобы можно было показать наше прошлое, настоящее и будущее. Чтобы педагоги и ученики имели возможность выставлять свои работы там, где учатся. Я знаю, как комплекс должен выглядеть – есть даже макет, который по моей просьбе разрабатывали. Это моя мечта – как директора, гражданина и преподавателя.

А пока где-то там, в учебных классах, хранятся гипсы, которые когда-то прислал в школу Суриков. Они немного темнее современных, но по ним до сих пор рисуют ребята. И, да, все они целы, только у одной виноградной грозди нечаянно отбили небольшой кусок.

0 комментариев


Оставить комментарий
  • Защита от автоматических сообщений
 
статьи
 Налоговая служба 
Инфографика