«Мне снилась эта песня» История о том, как народная музыка силы придает и мудрости добавляет

«Мне снилась эта песня» История о том, как народная музыка силы придает и мудрости добавляет

– И вот тогда-то мы поняли, что уже не сможем вернуться в город, – рассказывает Елена Громова, не совсем обычный по нашим меркам фольклорист.

Мы стоим на главной площадке фестиваля «Мир Сибири». Июльское солнце нещадно печет макушки нам и маленькому – двухгодовалому – Ратмиру, который вскоре тоже станет членом семейного фольклорного ансамбля Громовых. История этой семьи – живой пример того, что невозможного не бывает. Если по-настоящему любишь свое дело.

«Тебе никогда не научиться петь»

Семейный ансамбль Громовых я увидела на сцене «Мира Сибири» впервые: взрослые и дети поют народные песни. Вроде бы ничего особенного, но было в этом выступлении что-то настоящее – как будто не пели, а жили на сцене. Первое впечатление не обмануло: фольклор для Елены и Артема Громовых – не просто музыка, не стиль жизни, нет – скорее, сама жизнь. Елене – 36, Артему – 30, у них трое детей и один на всех этнографический семейный ансамбль «Хозяева леса». А началось все в холодном Норильске.

– Я хотел писать песни, как мои кумиры – «Разнотравье», Митя Кузнецов, – рассказывает Артем. – А вот как это сделать – не знал (образование у меня техническое, никогда не занимался музыкой). Пришел в фольклорный ансамбль «Белорыбица», лучший в городе… Но после двух лет занятий руководитель заявила, что научить меня петь невозможно.

Так и сказала: оставь музыку – это не твое. А я не то чтобы хотел результата – мне просто очень нравилось. Составил большую коллекцию фольклора, этнографии. Слушал музыку сутками и пел, как получается.

Примерно в это же время в коллектив пришла Елена, музыкант, променявший виолончель на народную музыку. С Артемом их объединила идея создания семейного фольклорного ансамбля. Так родилась семья Громовых.

– У детей наших просто не было выбора. Папа поющий, мама поющая, хочешь не хочешь, а придется во все это вливаться, – рассказывает Елена. – Алену, старшую дочку (ей сейчас 12), я растила на колыбельных. Максиму, ему 10, я пела, еще когда он не родился. В четыре года привела Алену в ансамбль «Казачок» при музыкальной школе. Она была самой маленькой в коллективе. К тому времени, как подрос Максим, Алена уже профессионально выступала. В прошлом году она стала лауреатом международного конкурса народного творчества «Малахитовая шкатулка», который прошел в Питере, в номинации «фольклор-соло». Максим начал учиться играть на баяне. За все остальные музыкальные инструменты – от традиционной гитары до народных калюк и дудочек – отвечают родители.

Испытать на своей шкуре

Однажды Громовы решили – и переехали из Норильска в деревню Алексеевку Саянского района.

– Как-то года три назад после «Саянского кольца» мы всей семьей отправились на Борус – и зависли у лесников в сторожке дней на 10, – рассказывает Елена. – Неожиданно осознали, что больше не хотим жить в городе. Для более глубокого познания традиций и культуры нужно быть ближе к природе. По сайтам полазили, поискали, куда бы нам поглубже залезть в Красноярском крае, – и нашли деревеньку Алексеевку в Саянском районе.

Это желание уехать и не возвращаться в город – опять из-за народных песен. Просто, как объяснила Елена, жить в городе и что-то рассказывать ученикам о том, как жили наши бабушки, а самим не уметь лопаты в руках держать, – как-то странно.

– Мы, наверное, одни из немногих фольклористов, которые решили все традиции испытать на своей шкуре. Вот с этим намерением поселились где пострашней – на целине возле тайги.

Бывшие городские жители – из северного города, где никто даже огородов не держит, – завели настоящее деревенское хозяйство:

– В городе у нас не было ни котенка, ни щенка, а в деревню приехали – я взяла породистого щенка, козлят, котят, тут же купили корову, с которой не знали, что делать, коней, пчел… Обзавелись таким большим хозяйством. Стали сами пробовать, что такое доить корову, убирать навоз.

Потом, вздыхает Елена, с хозяйством пришлось расстаться – устроились работать в Агинское. В рабочие дни вся семья уезжает в село и лишь на выходные возвращается в любимую деревню. Елена – преподаватель фольклорного отделения агинской школы искусств, руководит детским фольклорным коллективом «Саяночка», который уже знают в крае. В прошлом году стараниями педагогов и в первую очередь самой Елены школа – единственная в крае – получила лицензию на предпрофессиональную программу по музыкальному фольклору. Это означает, что теперь детишки из Агинского без дополнительной подготовки могут поступить, например, в Красноярский колледж искусств им. П. И. Иванова-Радкевича.

Сам семейный ансамбль держится на чистейшем энтузиазме. Все музыкальные инструменты и оборудование для звукозаписывающей студии семья купила на «северные» – компенсацию стоимости переезда из Норильска. Для поездок на фестивали ищут спонсоров.

Громовы не жалуются и не опускают руки: мечтают на земле, положенной им как многодетным, построить дом и создать там учебно-развивающий центр, чтобы, как сказала Елена, «и дальше продвигать народную культуру». Тем более что опыт работы с детьми и молодежью у них уже колоссальный. В агинской школе искусств проходят такие праздники, что на них собирается все село: Осенины, Святочные посиделки, Колядки…

Откуда приходят песни

Ансамбль Громовых в этом году стал лауреатом международного конкурса «Мир Сибири» в номинации «Семейный ансамбль». Их единственным конкурентом считался семейный ансамбль из Москвы. Можно было бы усомниться в серьезности соревнования, если бы не одно «но». Семейных ансамблей в России очень мало. Буквально единицы. А таких, что живут «в традиции», то есть на земле и с соблюдением обычаев, меньше десятка. Ансамбль Громовых в нашем крае – единственный.

К репетициям и подбору «материала» семья подходит очень серьезно.

– Меня тянет к казачьим и обрядовым песням, – рассказывает Елена. – Если услышала что-то настоящее казачье, вывернусь наизнанку, но песню добуду. Как только появляется какая-то хороводная песня и в ней слышны древние созвучия, все – забираю ее, буду разрабатывать. По-своему, как чувствую, напеваю – и выношу детям на суд. Если они согласны, рождается уже семейная песня. У нас есть этнографические записи бабушек-дедушек, мы стараемся брать такое – не разработанное, внося свое видение, слышание, включая корневую память. Получается, что образуется своя семейная традиция, своя манера.

Сейчас, признается Елена, они хотят включить в репертуар тульские песни.

– Я как-то послушала ансамбль «Услада», – делится фольклорист, – такое ощущение, что там 10 человек поют, а не один-два. Одна песня меня по-настоящему вдохновила – «Из-за лесика темного». Когда ее слышу, у меня из детства – из памяти – поднимается волна. Мне часто снился такой сон – темный-темный лес стеной. И вот эта песня – она как будто из моего сна. Не знаю, что со мной происходит, когда я ее слышу: просто «замерзаю» – и картинка из сна перед глазами стоит. Вот ходишь расстроенный, переживаешь, кажется: мир рушится, а включаешь песню – и сил придает, мудрости добавляет. И по-другому смотришь на жизнь: не все так плохо и не все так страшно.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за