29 Марта
00:17 

От идеи до завода

От идеи до завода

Путь от восклицания «Эврика!» до воплощения новинки в массовое производство труден и тернист. Не так просто найти деньги под идею, даже если она поражает воображение. Изобретатель Андрей Гордиенко придумал светящийся бетон для дорог и тротуаров. Как сложилась судьба проекта и какие перспективы ждут наших Кулибиных на рынке?

Кино под ногами

малый_бизнес_1.jpgВиктор Димитров, представитель фирмы ООО «Горанник», рассказал «НКК» об уникальном проекте, который ждет своего инвестора:

– Светящаяся пиксельная брусчатка GorAnNic СПБ-1 – это обычная бетонная плитка для покрытия тротуаров, дорожек, пешеходных зон, площадей и других пространств. Во включенном состоянии она превращается в светодиодный экран, на котором можно размещать любые цветные изображения, клипы, фильмы, рекламные ролики, не говоря уже про тексты и рисунки. Читаемость и разрешающая способность зависят от площади покрытия и точки, с которой смотрит зритель. Например, при площади 100 кв. м с высотного дома можно смотреть полноэкранную версию любого видеоизображения. На узкой дорожке читаться будут только надписи в одну строку и другие динамические эффекты. По такому принципу можно производить брусчатку самых разнообразных форм, бордюрный камень, стеновые бетонные панели.

Особенность изобретения – его состав. Камни брусчатки – это на 98 % монолитный бетон, и только 2 % объема занимает светодиодный кластер.

Такую плитку можно мыть и чистить, как обычное дорожное покрытие, любым способом. Принцип работы и технология производства защищены патентом. Изобретатель и конструктор – Андрей Гордиенко, выпускник СФУ. Название бренда «Горанник» состоит из его ФИО. Над светящимися материалами Андрей начал работать в качестве хобби в 2008 году. Саму технологию запатентовал спустя пять лет, и только через два года создал первые образцы, которые можно предъявить инвесторам:

– Если вам будут говорить, что такое уже есть, – ответственно заявляю: патент получен, и продукт проверен на патентную чистоту. Есть светящиеся «кирпичи» из пластика, композитов, закаленного стекла, но у них другая задача. Они не для сплошного покрытия. Воспроизводить полноценную динамическую картинку, видеоизображение может только наша технология.

Смотреть кино, новости или рекламные ролики под ногами – это из области ближайшего будущего. Сейчас для просмотра видео или чтения текста нужен гаджет (телефон, планшет), а завтра они станут не нужны. Вам все покажет тротуар, городская площадь, детская площадка под окнами. Инновации рождают у обычного человека самые смелые фантазии. Но воодушевит ли проект инвесторов, готовых вложить серьезные деньги и получить прибыль?

Виктор Димитров отмечает, что инновационный продукт имеет вполне практическое значение, ведь пиксельной брусчаткой можно обозначать аварийные выходы, выкладывать пешеходные переходы у школ и детских садов, украшать здания и сооружения:

– Сейчас мы работаем над интеграцией технологии GorAnNic в безопасные пешеходные переходы для Красноярска. Если получится создать недорогой вариант подсветки «зебры» – возможно массовое мелкосерийное производство. Работы ведутся по просьбе городской администрации.

В ручном режиме

Не каждый изобретатель может встроиться в систему промпарков, а его проект – стать успешным стартапом. Идея светящейся брусчатки поражает воображение. В прошлом году на газоне перед библиотекой Сибирского федерального университета раскинулся сад светящихся камней в стиле «научный арт» от Андрея Гордиенко. Идея вышла из рамок лаборатории, и сотни людей узнали о волшебной технологии, которая позволяет практически любым изделиям излучать управляемый свет. Но для инвестора такой рекламы мало. Виктор Димитров не скрывает, что технология трудоемкая, дорогая, а экономический эффект дает не сразу:

– На разработку каждого образца нужны заказчики с деньгами. Но в нашем случае спрос не рождает предложения – это работает с известными продуктами. С инновационными товарами происходит другая история: продукт надо заявить на рынке, потому что спроса еще нет. Нет продукта – нет спроса. Так было и с сотовыми телефонами и персональными компьютерами – люди просто не понимали, зачем это нужно.

Смысл современных разработок, их выгоду поймет не каждый инвестор. Любопытных проектов, которые до поры до времени лежат на дальней полке, много. Часть из них не до конца исследована, имеет подводные камни, несмотря на патенты и красивое описание.

Второй сложный вопрос – себестоимость. Пиксели под ногами стоят дорого. Сейчас ведется ручное производство в небольших объемах, оно всегда было дорогим и штучным. Для массового запуска нужны миллионы рублей и устойчивый спрос.

Одной из эффективных мер государственной поддержки инновационных идей на уровне края считается бизнес-инкубатор (КРИТБИ). ООО «Горанник» – уже в числе резидентов площадки. В пресс-службе КРИТБИ подтвердили, что аналогов брусчатки с такими возможностями нет. Компания изготовила демонстрационный образец светящейся брусчатки и бордюра. Стоимость одного квадратного метра превышает 100 тыс. руб. «Дворянские гнезда» вполне могут себе позволить замостить дорожки с пикселями. Но цель резидентов – не торговать образцами, а привлечь средства для внедрения технологий автоматизации производства. Тогда себестоимость снизится, и товар найдет широкие рынки сбыта. От Москвы, Санкт-Петербурга до Сочи и Крыма. И пойдет дальше за рубеж.

На газоне перед библиотекой СФУ раскинулся сад светящихся камней в стиле «научный арт». Идея вышла из рамок лаборатории, и сотни людей узнали о волшебной технологии

ПОДНЯТЬ ЛЕЖАЧИЙ КАМЕНЬ

Инноваторы стараются заявить о себе на всех площадках, в том числе на бизнес-форумах, где обсуждаются проблемы инновационной деятельности. В агентстве науки и инновационного развития Красноярского края компанию знают. Руководитель агентства Татьяна Зеленская отметила, что край разными способами помогает местному изобретателю рекламировать его проект:

– Мы способствуем продвижению идеи на уровне подготовки к Всемирной универсиаде, и нам это очень интересно. Было бы здорово, если во время игр часть городского пространства, объектов универсиады оформили с помощью уникальной технологии. Она выглядит очень эффектно и может удивить наших гостей.

Татьяна Зеленская называет инноваторов предпринимателями более высокого порядка. И в крае готовы решать их проблемы как точечно, так и системно. Всем новичкам бизнеса эксперты рекомендуют обратить внимание на комплекс инструментов государственной поддержки. Региональная инновационная инфраструктура растет буквально не по дням, а по часам. КРИТБИ и промпарки – малая часть системы. Она включает как поддержку проектов на уровне Минэкономразвития России, РОСНАНО, так и финансирование через краевой фонд науки. На базе краевого ОАО «Агентство развития инновационной деятельности Красноярского края» сформирован проектный офис, где предприниматели могут получить поддержку по принципу единого окна. И в первую очередь по вопросам бизнес-планов для инвесторов и полной «упаковки» проектов. Базовым документом инновационной политики региона является Стратегия социально-экономического развития края. Она диктует технологические приоритеты, которые должны стать ориентиром для инноваторов в создании новых бизнесов и продвижении идей. Например, железногорский инновационный кластер нацелен на ядерные технологии и космические системы – спутники, навигацию, а также беспилотные авиационные системы и «умную» энергетику. Подобные кластеры концентрируют основные силы инновационной инфраструктуры и институтов поддержки, чтобы проекты быстрее внедрялись в экономику края. Но и малые проекты, основанные на уникальной идее, также имеют все шансы вырасти в стабильное предприятие.

0 комментариев


Оставить комментарий
  • Защита от автоматических сообщений
 
статьи
 Международный фестиваль "Парад звезд в оперном" 
Инфографика