От смешного к ужасному

В новом спектакле про подростков – шокирующая правда и сострадание

От смешного к ужасному В новом спектакле про подростков – шокирующая правда и сострадание

Эти подростки накачиваются пивом перед спектаклем в красноярском ТЮЗе, матерятся, напиваются, терпят побои от родителей и называют бабушку «мама» – потому что родную мать видят примерно раз в месяц. Они разговаривают корявым языком, перескакивая с одного на другое, выпендриваются, – и все это для того, чтобы никто в целом мире не догадался о том, что им хочется сказать на самом деле. Они живут на правом берегу Красноярска, где протянулся бесконечный Красраб. Там, где есть национальные гетто и районы, по которым страшно ходить. Это – главные герои нового спектакля Романа Феодори «Подросток с правого берега».

Для Красноярска это – уникальный документальный проект. Обычно в основе постановки лежит какая-то пьеса. В «Подростке» зрители не слышат ни одного выдуманного или сочиненного слова.

Материал собирали актеры спектакля и известные российские драматурги (например, в проекте приняла участие Саша Денисова). Они знакомились с подростками, пытались разговорить их учителей и родителей. Записывали диалоги на диктофон, расшифровывали – при этом намеренно их не редактировали и не обрабатывали.

– Так наши актеры стали своего рода «проводниками» для историй своих прототипов. Они общались с ними, пытались подружиться, – рассказывает режиссер спектакля Роман Феодори. – Понятно, что истории, которые они рассказывали вначале, были поверхностные. Но чем больше артист погружался в человека, тем больше появлялось сокровенных, тайных, шокирующих историй. Сейчас мы можем увидеть то, что никто не знает, – только эти два человека.

Именно так и развивается спектакль – от смешного к ужасному. Вот четырнадцатилетняя девочка, которая подрабатывает «добровольным работником – лисой», рассказывает:

– Мы ходим по садикам и рассказываем про правила дорожного движения. Там дети от трех до семи. У меня костюм. Им очень нравится мой хвост. Недавно опоздали в садик – дети вцепились в хвост, и пришлось их отдирать.

Двенадцатилетний подросток делится подробностями первого сексуального опыта с «двумя нестарыми» девушками 18 и 20 лет:

– Если бы друга не было, я бы очканул.

А так у них все получилось, но ровно к 11 вечера пришлось вернуться домой.

Необычна сценография проекта. Зрители и актеры здесь в буквальном смысле поменялись местами. Кресла для просмотра установлены на круг, где обычно перемещаются декорации. Действие развивается вокруг зрителей, кресла при этом вращаются – от одной истории к другой. С каждым поворотом нарастает и ужас от всего происходящего… Подростки напиваются, воруют, у одной героини долго и мучительно умирает мама. Другая девочка делится:

– Сколько раз меня за всю жизнь мамка лупила, так хоть бы раз прощения попросила.

Мать одного из подростков говорит:

– А что вы хотите – это поколение уродов. Дети нас, родителей, которые перепугались в 90-е годы. Мы же ведь ни защитить, ни обеспечить их не можем.

Сам режиссер считает:

– Если кто-то захочет узнать, как жили люди в 2012 году, он может просто посмотреть наш спектакль. Там есть все – и ужасное, и прекрасное.

От этой шокирующей, как ожог, действительности в финале появляется жгучее сострадание к подросткам с правого берега – тем, кто пытается в грязи окружающей жизни найти какую-то собственную правду.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи