Овчинка стоит выделки Как красноярский фермер борется за возрождение села

Овчинка стоит выделки Как красноярский фермер борется за возрождение села

В этой рубрике мы рассказываем о необычных видах сельского хозяйства. Оказывается, есть и такие в нашем крае. Например, на севере региона разводят овцебыков, а под Красноярском планируют открыть страусиную ферму. Обыкновенные дачники тоже удивляют: чуть ли не виноград за полярным кругом выращивают. Впрочем, даже привычных кроликов и овец, к примеру, не разводят в крае массово. Пока есть лишь отдельные фермеры, которые решились на необычный шаг и завели «экзотику». Так что, если вы один из таких рисковых, звоните, пишите, мы готовы рассказать о вашем опыте.

Поднятая целина

Про таких, как Новиков, говорят – от сохи. Анатолий Николаевич родился в деревне, был чабаном, дояром, а теперь вот собственное хозяйство в Старой Кузурбе Ужурского района. Занимается овцеводством на более чем ста гектарах земли, консультирует коллег по всей стране и верит, что именно за этим направлением будущее. Хотя признает – разводят овец у нас единицы, а когда-то это было целой отраслью.

НовиковАнатолий Новиков начинал с ноля, можно сказать, поднимал целину, осваивал неизведанную нишу – до сих пор купить отечественную баранину в регионе, впрочем, как и в стране, непросто. Австралийскую, приплывшую к нам издалека и неизвестно сколько лежавшую в рефрижераторах, – пожалуйста. Хозяйства в России и крае, естественно, существуют, но их мало. Профессионалу на такую ситуацию смотреть горько и обидно. В особенности если учесть – спрос-то есть, и немалый. Поинтересуйтесь у любого рыночного торговца мясом, сколько раз на дню у него спрашивают баранину, будете удивлены.

А ведь еще в начале прошлого века овечки в каждом деревенском дворе были обыденностью – животное неприхотливое, а пользы от него… Тут тебе и мясо, и шерсть. В советское время овцеводство было отдельной отраслью с серьезной господдержкой. Кто ж тогда мог подумать, что будет выгодней завозить товар из-за экватора, чем делом на своей земле заниматься.

Впрочем, наш герой горевал по этому поводу недолго. Возрождать овцеводство начал несколько лет назад – задолго до того, как все заговорили об импортозамещении. Начал с небольшого стада в тридцать овечек. Сегодня у него около ста гектаров земли в собственности и в аренде, более 150 овец. На его породистых эдильбаевских ягнят очередь выстраивается на годы вперед. Животных разбирают фермеры не только нашего края, но и соседних регионов. Уже в ближайшее время Анатолий Николаевич планирует довести стадо до 300 голов.

В прошлом году получил грант на поддержку семейной фермы. Конечно, деньги так просто не даются, пришлось попотеть, заполнять бумаги, но труд вполне оправданный. Ведь получение средств из бюджета пока остается одной из немногих возможностей развиваться. Кредиты в наше время для большинства чрезмерно дороги.

Фермер рассказывает, что нынешние, как их называют, льготные 24 процента в банках для мелких и средних животноводов просто непосильны и даже убийственны. Судите сами: разведение скотины – дело сезонное, да и прибыль не сиюминутная и вовсе не гигантская, как многие думают. Нужно купить молодняк, вырастить, заготовить корма, построить помещения… А платежи в банк надо вносить регулярно и уже через месяц после выдачи кредита.

– Как все это выдержать молодому фермеру, тому, кто начинает действительно с ноля, не имея миллионов в кармане? Как развиваться? Когда начинал я, у меня были знания, большой опыт работы в этой сфере. А молодежь этими знаниями не обладает, может ошибаться. А ведь права ошибиться нет, если на кону кредит. Прогоришь, и все – пиши пропало. Наверное, потому молодые на село и не рвутся, – сетует Новиков.

Сегодня у него кредитов нет. Вообще ни одного. А чтобы хоть как-то помочь молодым и начинающим фермерам, он консультирует желающих по Интернету, раскрывая секреты эффективного животноводства. Верит, что эта отрасль когда-нибудь станет массовой и популярной, как прежде.

Хотя и признает – всей страны и даже края своими «курсами» он не охватит. Необходимы государственные программы – короткие, но содержательные обучающие семинары, финансовая поддержка.

– Это не для галочки нужно, а чтобы человек умел работать на различной технике, мог справляться с хозяйственными делами. Ведь начинающему фермеру приходится трудиться на первых порах чуть ли не в одиночку – все сам делает. В лучшем случае с помощником. Хорошо если со знающим и опытным.

От заката до рассвета

Рассказывая о сельской жизни, Новиков всегда предупреждает: фермеру придется забыть об идиллических картинках. Встречать закаты и рассветы вы, конечно, будете, но вовсе не по романтическим причинам. Летом фермеру, к примеру, удается спать два-три часа. Пять часов сна в сутки – уже роскошь.

– Нужно трезво оценивать свои силы, если вы решились заниматься сельским хозяйством. Учитывайте, фермерство – это образ жизни. Если ты завел хозяйство, невозможно через полгода, как это полагается по трудовому законодательству, выписать самому себе отпуск и рвануть в Таиланд. Вкалывать придется круглосуточно и не один год подряд, прежде чем можно будет позволить себе передышку, – говорит Новиков.

Сейчас в Сети появилось много интернет-деятелей, которые якобы занялись фермерством и рассказывают о том, как это прекрасно, прибыльно и легко. С одной стороны, такие истории – дело нужное, так как привлекают молодежь. С другой – не нужно приукрашивать, всегда необходимо рассказывать обо всех подводных камнях, считает наш герой. Ведь никто не говорит, как важно иметь начальный капитал. Это много значит в нашем деле – с пустым карманом в этот бизнес не придешь.

Анатолий Новиков убежден: в стране нужно делать ставку на фермеров. При этом рецепт этот действует не только в овцеводстве, но и в любой другой сфере сельского хозяйства.

Мировой практикой доказано: небольшие хозяйства способны не только успешно конкурировать с агрохолдингами, но и заменять их продукцию.

В больших хозяйствах индивидуального подхода к животным не дождаться, тут все на потоке – корма, антибиотики. А вот небольшое предприятие вполне может себе позволить обходиться минимумом «химии», предоставлять натуральные корма… Для чего это нужно? А для того, чтобы конечный продукт был качественным и здоровым. Не зря же любой горожанин так ценит деревенские молоко, мясо, яйца и считает это натурпродуктом.

По словам Анатолия Николаевича, фермеры могут накормить весь край, для этого нужна всего лишь массовость:

– Создайте для 500 мужиков нормальные условия в регионе, и они зальют весь край фермерским молоком – натуральным и недорогим. У нас в стране прекрасный закон о фермерских хозяйствах, прекрасные инструкции. Нужна просто поддержка.

Из истории АПК края

В прошлом веке овцеводство в Красноярском крае было одной из ведущих отраслей сельского хозяйства. В наших совхозах вывели уникальную для мировой практики породу тонкорунных овец. Ее назвали Красноярская тонкорунная. Животные отличались хорошей шерстной и мясной продуктивностью, отлично переносили климатические условия Сибири. Эта порода долгие годы была гордостью АПК края.

В конце 90-х общая ситуация в стране отразилась на развитии агрохозяйств. Шерсть значительно упала в цене. Сельхозпредприятия перешли на мясное производство, сдавали на мясокомбинаты целые отары овец. Но вскоре и мясокомбинаты уже не могли перерабатывать большие объемы. Поголовье овец сокращалось. В результате этот вид животноводства стал большой редкостью в крае.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что
Без рубрики
17 апреля 2024
Енисейская губерния – новый шаг в освоении Сибири
К середине XVII века Российское государство стало обладателем Сибири – крупнейшей в мире провинции, размеры которой превышали заокеанские владения европейских