Песни нужны как воздух Красноярские артисты поднимали дух солдат на передовой

Песни нужны как воздух Красноярские артисты поднимали дух солдат на передовой

С Татьяной Восходовой мы познакомились несколько лет назад. Она активно работала в музее Красноярского театра оперы и балета, ходила на все премьерные спектакли, помогала артистам. Тогда Татьяна Георгиевна говорила: «Хорошее отношение артистов – это моя гордость. Они окружают меня теплом. Этим я живу». Она продолжает жить этим теплом, но все реже появляется в театре – дают знать годы. Ей за 90, но страницу, вписанную ею в историю развития культуры Красноярского края, не вычеркнуть.

«А ты куда собралась?»

Она поднимала дух солдат на Великой Отечественной войне, строила красноярский цирк, поднимала театр оперы и балеты и преобразовывала Центральный парк культуры и отдыха. На какое дело ни посылало бы ее министерство культуры, любую работу делала с вдохновением и увлечением.

…В Красноярск Татьяна Восходова приехала в 1940 году. Тогда ее мужа, молодого циркового артиста Михаила Екатериничева, московское гастрольное бюро отправило работать в сибирский город. К тому времени Татьяна Георгиевна уже играла в любительской труппе драмтеатра, ставила совместные цирковые номера с мужем. А в Красноярске было концертное бюро, которое потом преобразовалось в филармонию.

– Нас посмотрели, дали маршрут, и поехали мы по городам и деревням края, – вспоминала Татьяна Восходова. – Миша акробатику показывал, я – спортивный и музыкальный номера, фельетоны читала.

Война застала молодых артистов в театре – в Минусинске. Татьяна Георгиевна отмечает: такая обстановка была, как будто народ ждал чего-то. Вернулись в Красноярск, в концертном бюро им посоветовали давать концерты на призывных пунктах.

Михаил рвался на фронт, а его не пускали – артист. Сначала творческий дуэт ездил по краю, собирали теплые вещи для фронта, давали концерты – поддерживали хорошее настроение. А в 1943 году в Красноярске сформировали творческую бригаду. В Москве бригада прошла просмотр в Центральном доме Советской армии, а там – направили красноярцев в седьмой гвардейский механизированный корпус под командованием лейтенанта Корчагина.

– Я выступала с музыкальными фельетонами, – констатирует Татьяна Георгиевна. – Миша, муж мой, акробатические номера показывал, Елена Адольфовна Солнцева классические песни пела, Ниночка Алексеева – только училище окончила – исполняла жанровые песни, Рейнок Умик – аккордеонистка, Генрих Умик – скрипач, а Григорий Лиров – сатирик. Я над ними руководитель. Перед отъездом стою в военной форме на проспекте Мира, какая-то женщина посмотрела на меня: «А ты куда собралась?» – и перекрестила.

В документе, выданном Татьяне Восходовой, было написано: «наряд на обслуживание действующих частей Советской армии и населения городов, освобожденных от немецкой оккупации».

Пули, как светляки

Красноярские артисты поднимали дух солдат на передовойАрмия шла в наступление, передовая – на Украине. До Курска артисты ехали на поезде – Курскую дугу уже взяли, путь был открыт, а дальше – с солдатами в теплушках. Номер поезда Татьяна Георгиевна на всю жизнь запомнила – 28800.

Перед Конотопом остановились: впереди станцию разбомбили. Пассажирам сказали: «Стоять будем два часа». Татьяна с танцором Гришей решили за пайком сбегать – артистам выдавали тогда все, вплоть до соли. Возвращаются, а поезда нет. Опоздали.

– Говорят: «Пять минут, как ушел». Мы – скорее к коменданту, – рассказывает Татьяна Восходова. – Он: «Сейчас поедет литер А (в литере Б солдат возили), попробуем вас посадить». А нам срочно надо, мы – к машинисту солдатского поезда. Он с нами даже разговаривать не стал – кругом диверсии: «Не могу». А у нас безвыходное положение. Я по лестнице паровоза забралась, повернула его к себе: «Мы артисты, на фронт едем, помогите!». Так и взял.

Но вскоре состав вновь затормозил. Немецкие бомбардировщики, считай, каждый день станцию Путивль бомбили. И женщина-кочегар, что уголь в топку бросала, предположила: «Сегодня по графику, как пить дать, в бомбежку угодим». Впереди шум, глухие удары. Кочегарша облегченно вздохнула: «Отбомбился, проедем!»

А на ближайшей станции уже свою бригаду встретили. Всю ночь стояли – прифронтовая полоса, солдатам оружие раздают.

– Утром едем – вокруг свежая земля, разруха. Все разбомбили.

На станции Конотоп к поезду приходят летчики: узнали, что артисты едут. «Ребята, мы каждую минуту готовы защищать Родину своей жизнью! Так хочется радостного. Дайте концерт». Неделю перед ними выступали. Красноярских артистов летчики в Нежин и Чернигов хотели на самолетах отправить, но – небезопасно, бомбят. Отправились на машине.

В Нежин приехали уже затемно, и как раз под бомбежку. Вокруг трассирующие пули летают, как светляки. Так красиво! И вдруг вспышка – черный хвост у самолета.

Концерты давали то на грузовых машинах, то на открытых площадках, а в Нежине Дом культуры сохранился. Вместо электричества – светильники из сплющенных гильз. За красноярскими артистами уже из Чернигова приехали, а их все местные жители не отпускают.

– Говорят: зачем эти песни нужны на фронте? А они нужны были как воздух, – считает Восходова. – Такой заряд бодрости и уверенности давали, связь с тылом. Приедем в часть, если кто из Красноярска служит – обнимает нас. Да и остальные солдаты к нам бережно относились. Селили нас в теплушках, в землянках. Утром просыпаемся, а солдаты нам валеночки нагрели, чтобы теплые были.

Тогда в газетах о красноярских артистах писали: «Вдохновляют солдат на новые подвиги по освобождению нашей земли от фашистских захватчиков».

– Всякое бывало, – вздыхает Татьяна Восходова. – Как-то раз во время концерта над нами немецкий самолет завис. Так низко. Летчик перегнулся и смотрит, я его лицо до сих пор помню.

Петя

Целый год по фронтам пели-плясали, затем вернулись в Красноярский край – поддерживали дух в тылу.

– А в тылу одни женщины остались, – констатирует Татьяна Георгиевна. – Кажется, женщины слабые, а они сильнее мужчин. На их плечах маленькие дети оставались, нужно было хлеб сеять, убирать, армию кормить, обувать, одевать. Бабушки носков навяжут, а мы все это в Красноярск везем – на фронт отправляем.

Сборы от концертов в тылу также шли в помощь фронту.

На гастроли ездить Татьяна Георгиевна перестала, когда пошел в школу усыновленный ею блокадный малыш.

Петя появился в жизни Татьяны Георгиевны совершенно неожиданно. Это произошло в Предивинске, куда красноярские артисты приехали давать представление. На постой останавливались у местных жителей. Как-то вечером сидят, чай пьют с хозяйкой, входит маленький худенький мальчик – шейка тоненькая. Угостили его конфетами. Женщина потом рассказала артистам: Петя из блокадного Ленинграда приехал, мама по дороге умерла, мальчик теперь в детском садике живет.

Вечером в гримерку Татьяны Георгиевны Петю привела незнакомка, подтолкнула малыша: «Иди к маме», а артистке шепчет: «Забери его, помрет он здесь – сердце больное». И она забрала.

В Красноярске Петю долго лечили. Прожил он 42 года.

Покой ей только снился

В 1946 году Татьяне Георгиевне предложили место директора ансамбля песни и танца. Танцоры и певцы были просто потрясающие, но в Министерстве культуры СССР из него решили сделать ансамбль танца Сибири. Первые костюмы и танцевальные постановки усилиями Восходовой на свет появились. Но Татьяне Георгиевне пришлось покинуть родной коллектив. Ее пригласили стать директором Центрального парка имени Горького. За дело взялась, как всегда, с огоньком. И за два года отсталый сибирский парк получил звание лучшего из 800 существовавших тогда в Советском Союзе.

Сначала выхлопотала квартиры для семей, которые жили в деревянных пристройках прямо в парке, затем затеяла дендрологический проект. Говорит: парк – уникальный кусочек тайги, а сосны больные уже были. Чтобы привести их в порядок, хвою даже мыть пришлось.

Пять лет проработала в парке. А потом говорят: «Тебе ближе артисты. Иди в театр музыкальной комедии. Там зам нужен». Все бросила и пошла.

Ее последним спектаклем в театре музкомедии стала «Сибирячка». Умер директор старого цирка. Татьяну Георгиевну пригласили в крайком партии: есть мнение отдать тебя в цирк. Она стала второй женщиной – директором цирка в России.

Цирк тогда стоял на Красной площади, на месте нынешней стелы, работал только летом. Брезентовая крыша снималась на зиму, а весной вновь начиналась подготовка к сезону. После очередного пожара ей посоветовали в управлении цирка: добивайся строительства стационарного. Новый цирк построили за полтора года. А еще через три он начал работать на прибыль.

12 лет Татьяна Восходова отдала цирку. А затем в верхах решили: должна идти работать в театр. К 350-летию Красноярска городу подарили театр оперы и балета. Нужно было его открывать, набирать труппу, выпускать спектакли…

Фото предоставлено пресс-службой Красноярского театра оперы и балета

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что