Разбалансировка?.. Люди безуспешно ищут работу, а компании долго не могут закрыть вакансии

Разбалансировка?.. Люди безуспешно ищут работу, а компании долго не могут закрыть вакансии

Спрос и предложение рынка труда не находятся в равновесии. Наряду с проблемой безработицы на первый план выходит задача управления рынком труда. Чтобы выпускники обладали не дипломом, а квалификацией, вузы и техникумы готовили тех, кто востребован, переподготовку можно было пройти, что называется, не отходя от кассы.

А пока ситуация выглядит так: при большом количестве свободных вакансий есть безработные. По данным на первый квартал 2012 года, зарегистрировано 78 тысяч предложений от работодателей. При этом в поиске работы находятся 60 тысяч человек. Информированность о тенденциях рынка труда и тех задачах, которые стоят сегодня перед Красноярским краем, может помочь нынешним выпускникам школ пойти по верному пути. Как связаны система образования и рынок труда на современном этапе? Представители каких специальностей испытывают наибольшие проблемы с трудоустройством? Как выпускнику получить опыт и начать карьеру? Эти и другие вопросы обсудили эксперты в рамках круглого стола, прошедшего в редакции газеты «Наш Красноярский край».

Участники

Альбина ЦЕДРИК

заместитель руководителя агентства труда и занятости населения Красноярского края

Людмила КАЗАКОВА

начальник отдела начального и среднего образования министерства образования Красноярского края

Виктор ЗУБАРЕВ

председатель комитета по промышленности и вопросам жизнеобеспечения Законодательного собрания Красноярского края

Валентин ЖУРАВЛЕВ

заместитель председателя приемной комиссии – директор Института фундаментальной подготовки СФУ

Татьяна ТОМАЗОВА

директор по персоналу ОАО «Дивногорский завод низковольтных автоматов»

 

Модератор:

– Уважаемые участники круглого стола! Мы заявили довольно широкую тему, в которой десятки различных аспектов. Но так или иначе они связаны с несоответствием спроса и предложения на рынке труда. Начну с одной яркой цитаты, которая хорошо иллюстрирует текущую ситуацию. Олег Алексеев, вице-президент фонда «Сколково», эксперт IX Красноярского экономического форума, сказал: «Сегодняшний менеджер – это просто ужас для людей, для всей страны, поскольку все, что он может производить, – это преграды для нормального течения жизни». Речь идет о том, что год от года в стране и крае заведомо выпускаются кандидаты в безработные – юристы, экономисты, разнообразные менеджеры. Между тем динамично развивающиеся отрасли испытывают дефицит инженерных, рабочих рук. Что говорит статистика службы занятости на этот счет?

Альбина Цедрик:

– Соглашусь, что налицо территориальное и структурное несоответствие спроса и предложения на рынке труда. Вот несколько цифр. Наибольшее количество вакансий у нас имеет городскую прописку: львиная доля предложений о работе приходится на Красноярск. Между тем большая часть безработных – более 40 % – проживает именно в районах края, в сельской местности. На рынке большинство безработных – это женщины, а 80 % вакансий заявлено для мужчин. Если говорить о наиболее востребованных профессиях, то анализ вакансий говорит о стабильном дефиците квалифицированных специалистов в связи с реализацией в регионе крупных инвестпроектов. Требуются кадры для добывающей, обрабатывающей отраслей, энергетики, строительства. Устойчивый дефицит сформировался в рабочих профессиях: водитель, токарь, фрезеровщик, машинист, электрогазосварщик, штукатур-маляр, облицовщик, слесарь-сантехник, бетонщик. Есть спрос и на юристов, бухгалтеров-экономистов. Но одновременно представители этих профессий зарегистрированы в службе занятости. Они не подходят под требования заказчика-работодателя. Постоянный спрос отмечается на медиков и педагогов. Здесь свою роль играет территориальный дисбаланс: не хотят врачи ехать в село.

Модератор:

– Альбина Александровна, каковы данные на молодежном рынке труда?

Альбина Цедрик:

– В последнее время наблюдается положительная тенденция снижения доли молодежи в числе безработных. В 2011 году удельный вес этой категории составлял 31,1 %, в 2012 году количество снизилось на 3 %. Это говорит, что молодежь активна, но есть проблемы, которые мешают ей трудоустроиться. В 2011 году обратились 5 тысяч выпускников лицеев, колледжей и техникумов (учебных заведений НПО и СПО). Что касается вузов, обратилось 1 986 человек.

Модератор:

– Одна из проблем, с которой сталкиваются молодые специалисты, – отсутствие опыта. Как она решается?

Альбина Цедрик:

– Помогают программы стажировки. Более 1,5 тысячи молодых специалистов трудоустроились за три года благодаря этим программам. Надеемся, что в текущем году дело пойдет еще эффективнее: работодатели пойдут навстречу и бюджет средства на программу выделит.

Людмила Казакова:

– Мостиком между школой и профессией выступал в свое время учебно-производственный комбинат (УПК), где школьники могли получить специальность. Мы пошли по новому пути – созданию кратких программ обучения «Профессиональные пробы». Школа или лицей заключает договора с предприятиями, и ребята приходят на производство для профессиональной подготовки.

Модератор:

– Как связаны рынок труда и образование? Мы сегодня готовим именно тех спецов, которые будут нужны экономике края и через пять-десять лет?

Валентин Журавлев:

– Вывод о том, что рынок образования отстает от рынка труда, далеко не новый. В СФУ по каждому направлению и специальности центр госзадания при Министерстве образования дает планы приема. Но ведь мы принимаем абитуриентов сегодня, не зная, что будет в отрасли через пять лет. На мой взгляд, нужны программы промышленного, социального развития на перспективу, чтобы вузы знали, каков будет рынок труда. Что касается учреждений НПО и СПО, после передачи в краевое подчинение они точнее будут чувствовать местный рынок труда, региональные особенности развития экономики. В отношении вузов – мы мечтаем, что в стенах университетов будут рождаться технологии через бизнес-инкубаторы, технопарки. Эти технологии будут создавать рабочие места, они станут заполняться выпускниками вузов.

Модератор:

– Какую помощь в трудоустройстве оказывает студентам университет?

Валентин Журавлев:

– Один из механизмов – целевая контрактная подготовка на старших курсах. Компания отбирает студентов и гарантирует практику, повышенную стипендию и последующее трудоустройство. СФУ оказывает поддержку корпоративным университетам некоторых компаний. Они не дают базовое образование, а ведут подготовку, переподготовку. Кроме того, у нас создан специальный ресурс – Центр карьеры. Он действует с 2007 года. В его функции входит, в том числе, и мониторинг рынка труда. На странице Центра карьеры можно узнать о новых вакансиях: http://career.sfu-kras.ru/.

Модератор:

– Много говорится о том, что краевой экономике нужны рабочие руки. В лицеи и техникумы ребята охотно поступают?

Людмила Казакова:

– Молодежь, которая приходит в учреждения среднего профессионального образования, хорошо осведомлена о том, что ее будущая профессия очень востребована, что это «подушка безопасности» для жизни. В этом большая заслуга и СМИ, и школ, и самих училищ. Я хочу сразу прорекламировать ресурс «Атлас профессий» на сайте агентства труда и занятости населения Красноярского края. Там можно получить информацию о современном мире профессий и специальностей и помощь в выборе учебного заведения и планировании собственной карьеры. Адрес странички «Атласа» в Интернете: rabota-enisey.ru/atlas. Интерес к рабочим специальностям прорастает у молодежи не на пустом месте. В Красноярском крае выбрана стратегия модернизации профобразования с введением новых технологий обучения. Производство идет в сторону автоматизации. И рабочая профессия все больше связана с компьютером. Высокие технологии заходят во все профессии. Молодежь знает об этом и не руководствуется при выборе пути стереотипами о грязном цехе со старыми станками. Кстати, на тех заводах, где стоит современное оборудование, есть конкурс на вакансии.

Модератор:

– Думаю, что инновационные производства также заинтересованы в квалифицированных рабочих?

Людмила Казакова:

– А кто будет внедрять инновации в жизнь, применять их на практике? Техники, высококвалифицированные рабочие. Возьмем, к примеру, инновации в дорожной отрасли. Машинист на укладке асфальта – это рабочая профессия. Но он работает по новейшей технологии, с наноматериалами. Радует, что школьники все больше понимают: физику и математику нужно знать, за ними будущее.

Модератор:

– Каких конкретно специалистов не хватает крупным предприятиям. Например, Дивногорскому заводу НВА?

Татьяна Томазова:

– На сегодняшний день ДЗНВА, как, впрочем, и многие другие промышленные предприятия, различные проектные и конструкторские организации, испытывает острую нехватку в специалистах такой профессии, как конструктор. Особенно с опытом работы. Конструкторы сегодня руководят отдельными направлениями проектно-конструкторских работ, участвуют в непосредственном конструировании изделий, выполняют технические расчеты по проектам. Кроме этого, они же часто участвуют в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов. Сейчас мы готовы брать студентов на стажировку, трудоустраивать специалистов даже без опыта работы. Это неплохой шанс для выпускников вузов получить уникальный опыт на машиностроительном предприятии. У нас развивается новое направление – по конструированию нестандартного оборудования, и мы готовы учить тех, кто к нам приходит, для дальнейшего совместного развития. Начинающие специалисты с высшим техническим образованием получают сейчас от 15 000 до 20 000 рублей, сотрудники с опытом работы от двух лет – до 35 000, а у еще больших профессионалов нет как такового верхнего предела зарплаты, поскольку предприятия готовы платить практически любые деньги за высококвалифицированного сотрудника. И искать его не только в крае, но и по всей стране.

Модератор:

– А какие знания и навыки пригодятся тем умным головам, кто собирается стать предпринимателем, стать Биллом Гейтсом, например?

Виктор Зубарев:

– Цифры говорят, что предприниматели с точки предоставления рабочих мест занимают существенную долю на рынке труда. Да, крупный бизнес обеспечивает большой объем поступления налогов в бюджет. Но работает там не более 15 % занятого населения. Даже скорее 10 %. Часть работает в бюджетной сфере. И 30–40 % – в малом бизнесе. Молодые люди – люди свободолюбивые. Свободный человек – это только предприниматель. Можно пойти в бюджетные учреждения, крупные компании, где есть карьерный рост. Но там они будут чиновниками.

Модератор:

– Виктор Владиславович, в какой области вы рекомендуете открывать свое дело?

Виктор Зубарев:

– Для меня предприниматель в любом малом бизнесе – человек с большой буквы. Люблю именно предпринимательское сословие, предпринимательский класс. А это все начинается с малого бизнеса. Я рекомендую создавать ЧП, небольшое ООО. Использовать различные схемы. Но главное – производить новые виды товаров и услуг, которые в XXI веке не придуманы, а если и придуманы, то не развиты: IT, различные сферы производств, которые работают на спрос именно современных технологий. Таких продуктов очень много. И, конечно, наиболее значимы высокоинтеллектуальные виды деятельности: производство, машиностроение, приборостроение. Сейчас это будет цениться все больше. Думаю, что современные предприниматели могут выиграть у Билла Гейтса и МакДональдса, если займутся высокотехнологичным бизнесом. Если займутся инновационным бизнесом, где будет задействован интеллектуальный класс. Конечно, у молодежи самые лучшие перспективы. Те мысли и мечты, которые затмевают воображение любого предпринимателя, найдут себя в малом бизнесе.

Хочу сказать, что малое предпринимательство дает свободу в любом случае, даже если будет заниматься простой куплей-продажей. Это очень серьезное и ответственное дело. Я отношусь с большим уважением к людям, которые рискуют временем и своими деньгами, покупают товар и продают его нам.

Модератор:

– Дефицит кадров существует не только в абсолютном понятии. Это еще и дефицит качественных работников, профессионалов. Как повысить уровень подготовки специалистов?

Людмила Казакова:

– Нужны профессиональные стандарты. С помощью них работодатель четко обозначает, какими навыками должен владеть специалист. Образовательная программа должна под эти стандарты подходить, на их основе строиться. Как по высшему образованию, так и по среднему специальному. И край выбрал такую стратегию, опираясь на поручение президента и председателя правительства. С 2013 года стандарты появятся.

Заключение

Тема спроса и предложения рынка труда, подготовки тех специалистов, в которых сегодня нуждается Красноярский край, остается актуальной. Поэтому мы не раз еще будем к ней возвращаться. Опираясь на мнения экспертов, можно сделать вывод о том, что в регионе данная проблема решается различными путями: через программы службы занятости и взаимодействие вузов и лицеев с предприятиями. Меняются и акценты в образовании: физико-математическая школа, открытая по решению губернатора Льва Кузнецова, станет кузницей будущих инженеров и конструкторов. В целом Красноярский край среди других регионов наиболее близок к грамотному управлению трудовыми ресурсами. Это подтверждает и статистика: безработица в крае продолжает снижаться и составляет 1,9 %.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского