Прошлый год в связи с кризисом был непростым. В том числе и для Счетной палаты края, потому как в такие периоды ее роль обретает особое значение. Коллегия Счетной палаты подвела итоги работы за 2015 год. О чем они свидетельствуют?
Сегодняшний гость «НКК» – председатель Счетной палаты Красноярского края Татьяна ДАВЫДЕНКО.
– Татьяна Алексеевна, объем работы увеличился?
– Финансовая дисциплина, прозрачность и результативность бюджетных расходов всегда находятся в фокусе нашего внимания. Но нынешняя социально-экономическая ситуация придала нашей работе еще большее значение. Что касается объемов… За два последних десятилетия количество полномочий Счетной палаты выросло вдвое. И они значительно шире, чем в других регионах. Это связано с тем, что Законодательное собрание края наделено полномочиями, которые отсутствуют у законодательных органов других субъектов РФ. Например, закон края «Об управлении государственной собственностью» наделил наших парламентариев функциями контроля управления госсобственностью края, социально значимыми краевыми унитарными предприятиями и хозяйственными обществами, акции которых находятся в краевой собственности. Это повышает масштабность и напряженность работы и Счетной палаты.
– Как Счетная палата контролировала исполнение бюджета, учитывая все его сложности?
– В течение года проводился мониторинг, ежеквартально формировались аналитические записки, а по итогам года Законодательному собранию и правительству края было представлено заключение на отчет об исполнении. В нем – подробный анализ всех составляющих. А в рамках предварительного контроля Счетная палата сделала экспертизу законопроекта о краевом бюджете на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов, обозначив риски и предложения по их нивелированию.
– Самое актуальное – повышение эффективности бюджетных расходов. Что, на ваш взгляд, требует первоочередных мер?
– Назрела необходимость пересмотреть действующие системы управления – четко закрепить зоны ответственности за принимаемые решения. Важно исключить дублирующие функции. Чрезмерная фрагментация структуры и функций краевых органов исполнительной власти снижает оперативность управления и приводит к росту бюджетных расходов на содержание многочисленных, и при этом небольших по численности, министерств, служб и агентств.
Цифры свидетельствуют, что расходы на выполнение «обеспечивающих» функций становятся сравнимы с расходами на выполнение основных полномочий. Необходима разумная централизация, например, бухгалтерского учета, закупочной деятельности, кадровой службы, материально-технического обеспечения, эксплуатации, обслуживания, ремонта и охраны помещений. Это позволит сократить расходы бюджета. Анализ состояния бюджетной сети, численность работников, объем и качество оказываемых государственных услуг показывает – серьезные резервы есть.
– Много нареканий вызывает система госзакупок…
– Расходы края на государственные и муниципальные закупки составляют более 82 миллиардов рублей. Итоги аудита свидетельствуют о многочисленных нарушениях, касающихся как эффективности закупок, так и процедур их проведения. Высока доля контрактов, заключенных с единственным поставщиком (при госзакупках они составили 65 %, при муниципальных – 90 %). Экономия по результатам конкурсных процедур снизилась и составила 9 %. Систему необходимо совершенствовать.
– Но Счетная палата сама проводит закупки, и, наверное, недоброжелатели сомневаются и в их юридической чистоте?
– Для осуществления своей деятельности Счетной палате тоже требуются определенные условия. Однако сами мы никаких закупок не проводим. Полномочия заказчика, установленные Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», реализуются агентством государственного заказа края. А недоброжелатели, как вы их назвали, могут спать спокойно – мы регулярно подвергаемся «проверкам на прочность», потому как принципиальная позиция Счетной палаты не всем по душе.
– Можно привести примеры неэффективных расходов бюджета?
– До сих пор в крае не решена проблема долгостроев – более 500 объектов включены в реестр объектов незавершенного строительства государственной собственности. А это более 40 миллиардов рублей!
Наличие неиспользуемого имущества, а также «мелких» госучреждений, филиалов, затраты на содержание которых значительно превышают объемы оказываемых ими госуслуг, плюс избыточные, необоснованные расходы на содержание административно-управленческого и вспомогательного персонала требуют дополнительной оценки и оптимизации.
Одной из причин неэффективности расходов краевого бюджета является невысокое качество государственных программ края. Это со всей очевидностью показал анализ формирования, реализации и оценки эффективности этих программ – при работе над бюджетом на 2016 год и плановый период 2017–2018 годов Счетной палатой проведена финансово-экономическая экспертиза 21 программы, положенных в их основу.
– На сессиях Законодательного собрания, на заседаниях комитетов звучат слова признательности Счетной палате за финансово-экономическую экспертизу проектов краевых законов, государственных программ…
– Экспертно-аналитическая деятельность – наше важнейшее направление, от этого в значительной степени зависит качество законов. В основе этой деятельности – результаты мониторингов, которые мы проводим постоянно, используем при контрольных мероприятиях, в финансово-экономических экспертизах государственных программ и закона о краевом бюджете.
Ведется мониторинг исполнения майских указов президента, использования бюджетных средств, направленных на развитие сельских территорий, анализируем деятельность органов исполнительной власти края в области экономического развития, заключения и реализации соглашений с крупными финансово-промышленными группами, ведущими хозяйственную деятельность на территории края. Проводился мониторинг реконструкции здания Красноярского драматического театра, строительства футбольного манежа и так далее.
Доказано: аналитический подход, позволяющий оценить риски и признаки финансовых нарушений на ранней стадии их появления, многократно снижает финансовый ущерб.
– Оцените итоги деятельности в цифрах…
В минувшем году Счетной палатой края проведены 24 контрольных мероприятия и 38 внешних проверок бюджетной отчетности. Выявлены финансовые и нефинансовые нарушения. При проверках использования средств краевого бюджета выявлено нарушений на 1,2 млрд рублей, при использовании средств местных бюджетов – на 71,7 млн рублей.
– Как устраняются эти нарушения? Учитываются ли предложения Счетной палаты, сделанные по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий?
– Эффективность нашей работы как органа внешнего государственного финансового контроля как раз и можно оценить через это. В 2015 году в адрес проверяемых органов и организаций направлено 18 представлений – все они либо полностью исполнены, либо частично и находятся на контроле. В правоохранительные органы направлен 41 материал, на их основании возбуждены четыре уголовных дела, внесены три представления и один протест. В 2015 году по предписаниям прошлых лет в бюджет возвращено более полутора миллиардов рублей.
Предложения и замечания касались совершенствования системы управления, нормативно-правового регулирования, пересмотра системы межбюджетных отношений, укрепления доходной базы и сокращения бюджетных расходов, изменения подходов к управлению краевой и муниципальной собственностью, земельными ресурсами. Большая часть этих предложений находит отражение при принятии управленческих решений. Однако нам еще есть над чем работать.
– Такую масштабную и ответственную работу трудно представить без взаимодействия с коллегами на федеральном уровне…
– В тесном взаимодействии мы видим залог нашей эффективности. Со Счетной палатой Российской Федерации заключено соглашение о сотрудничестве. На его основе проводим совместные мероприятия. В 2015 году это был «Анализ деятельности федеральных органов исполнительной власти по развитию налоговой базы субъектов Российской Федерации, муниципалитетов на основе специальных налоговых режимов, используемых малым и средним бизнесом» и контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных на строительство 4-го автодорожного мостового перехода через реку Енисей в г. Красноярске в 2013–2014 годах и истекшем периоде 2015 года». Счетная палата края участвовала в межрегиональном и всероссийском совещаниях, международном форуме контрольно-счетных органов и Всероссийской конференции контрольно-счетных органов.
– А каков уровень взаимодействия «со своими» – ЗС, губернатором?
– Взаимодействие с Законодательным собранием с каждым годом становится все более эффективным – аудиторы представляют на рассмотрение профильных комитетов отчеты о результатах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, участвуют в заседаниях комитетов и рабочих групп.
Нам важно понимать, какие сферы деятельности нуждаются в наиболее тщательном анализе, поэтому план работы Счетной палаты всегда формируется на основании поручений, запросов, предложений Законодательного собрания и губернатора края.
– Какая роль отводится муниципальным контрольно-счетным органам? Прямого подчинения нет…
– Между нами заключены и полноценно работают соглашения о сотрудничестве. Мы осуществляем методологическое сопровождение, консультационную помощь, привлекаем коллег к проведению проверок. Традиционным стало ежегодное проведение видеоконференции «Задачи и перспективы внешнего финансового контроля в условиях изменения законодательства». Все это служит повышению эффективности системы финансового контроля в крае.
– В любом деле главное – люди. Кто работает в Счетной палате Красноярского края?
– Кадровое обеспечение – одно из условий эффективной работы. Все сотрудники имеют высшее образование, а каждый третий – по два. Тем не менее они ежегодно проходят курсы повышения квалификации, принимают участие в специальных семинарах.
Честное, профессиональное служение делу получает признание – в 2015 году сотрудники Счетной палаты награждались знаком отличия Красноярского края «За трудовые заслуги», благодарностью председателя Совета Федерации России, благодарственными письмами и почетными грамотами Законодательного собрания и губернатора края.
Я убеждена, что сотрудники Счетной палаты – это, без преувеличения, интеллектуальная элита, высокие профессионалы, настоящие патриоты региона. С таким коллективом не страшны никакие вызовы, никакие новые задачи.
– Много предстоит сделать в году нынешнем?
– Основные приоритеты – расширение аудита в сфере закупок, контроль бюджетных расходов на подготовку к универсиаде, анализ эффективности системы межбюджетных отношений, господдержки инвестиционной деятельности жилищно-коммунального хозяйства, формирования и использования средств дорожного фонда края… Без внимания не останется и социальная сфера: система оказания медицинской помощи онкобольным, использование бюджетных средств центрами социального обслуживания и прочее. Но основной упор будет сделан на анализ и оценку мер, направленных на повышение доходной базы краевого и местных бюджетов, включая вопросы эффективности управления собственностью и земельными ресурсами, ну и, конечно, эффективности расходов бюджета.
Серьезных дел много – коллектив Счетной палаты готов к выполнению задач любой сложности.