Когда пересекаешь границу Красноярского края и Тувы, ландшафт моментально меняется. На смену острым пикам Спящего Саяна приходят просторные тувинские степи, окруженные холмами с плавными очертаниями. Заядлые путешественники говорят, что только в Туве можно оказаться внутри энергетической чаши – на «дне» степной выемки, окруженной отрогами Саян.
О чем молчит шаман
Тува не зря считается энергетически сильным местом. Воздух здесь наполнен электричеством, как будто вблизи проходит высоковольтная линия. За каждым поворотом – места поклонения высшим силам – шалашики, сложенные из веток, обвязанные разноцветными лоскутками и флажками с напечатанными на них мантрами. Посреди степей вдоль дороги стоят субурганы. Говорят, эти беленые ступы скрывают в себе всю информацию о человечестве, его развитии и культурном уровне. Даже если погибнет мир, память о людях останется вот в таких незамысловатых строениях, устремленных в небо.
Сегодня на территории Тувы мирно сосуществуют три религиозных направления – шаманизм, буддизм и православие.
Шаманы – таинство Тувы. Сколько их сегодня живет на этой земле, не ответит статистика. Но спроси любого жителя этого региона, куда он идет со своими проблемами, тот непременно ответит: «К шаману».
«Живое сокровище шаманизма» – только три человека были удостоены этого звания Американским фондом шаманских исследований. Один из них до сих пор живет в Кызыле – Монгуш Борахович Кенин-Лопсан. Доктор исторических наук, шамановед и сам шаман. Ему уже 90 лет, но каждый день Монгуш Борахович в шесть утра на работе. Он сидит в небольшом домике на задворках Дома национальной культуры, принимает людей. Здесь он трудится с 1975 года.
– Стар я стал, – сетует шаман-профессор. – Плохо вижу, плохо слышу. Но я чувствую человека.
Монгуш Борахович поднимает на меня свои голубые, как будто выстиранные, глаза, дотрагивается до руки. И действительно – чувствует, видит насквозь. Немного подумав, констатирует:
– Россия великая страна, но допустила громадную ошибку. Она не уважала древнюю культуру малочисленных народов. Из-за этой ошибки Россия долго плакать будет.
Вся история тувинского шаманизма связана с гонениями, застенками и искоренением. Самые старые шаманы Тувы рассказывают, как в советское время их дедам и бабушкам приходилось втайне совершать свои обряды, ночью принимать людей, прятать свою силу.
Моя бабушка три раза сидела за решеткой во времена коммунизма – она знаменитой шаманкой была, – рассказывает Монгуш Кенин-Лопсан. – Тува – необыкновенная страна. Она долго была изолирована от другого мира, потому и сохранилось у нас шаманство в первозданном виде. Для нас, тувинцев, шаманство – величайшая культура, величайшая медицина.
Такое отношение к шаманам сохранилось на этой земле до сих пор. К людям, обладающим внутренней энергией, идут со всеми вопросами и проблемами. Шаман – и лекарь, и душеприказчик, и советчик.
Пока мы разговаривали с «живым сокровищем шаманизма», к нему выстроилась небольшая очередь местных жителей.
– У меня кони пропали, – посетовала одна из женщин. – Пришла спросить: в каком направлении искать. Монгуш Борахович раскинет камни (традиционное тувинское гадание на камешках. – Ред.) и всю правду скажет. Я со всеми вопросами к нему иду, камни никогда не обманывают.
Сегодня для шаманов в Туве – зеленый свет. В 1992 году здесь было создано общество шаманов «Дунгур». Посвященные стали индивидуальными предпринимателями и делятся с народом своей силой уже официально.
Разговор на одном языке
100 лет назад Тува вошла в состав России. Историки считают, за этот век их территория сделала существенный скачок в развитии промышленного производства. Первые годы русское государство лишь покровительствовало Туве – привело сюда православную церковь и русских учителей. Именно они учили местных ребятишек грамоте. Народное хозяйство начало создаваться здесь с нуля в 1921 году, когда появилась Тувинская Республика (вошедшая в 1944 году в состав РСФСР). Именно в те военные годы Тува осваивала пимокатное и кузнечное дело, открывала предприятия тяжелой промышленности. Из феодального общества тувинцы разом перепрыгнули в советское пространство.
Конечно, в те годы происходила ломка жизненных устоев тувинского народа. Во время коллективизации кочевников принуждали вести оседлый образ жизни. А с вхождением в РСФСР Тува приняла официальные стандарты, существовавшие на территории всей России.
– Нельзя говорить, что русская культура полностью задавила тувинскую, – считает заведующая отделом археологии национального музея Республики Тыва Ольга Монгуш. – И раньше тувинцам была знакома оседлость. В VIII и IX веках нашей эры в период Унгурского погоната на нашей территории было 17 городов-крепостей.
В Туве говорят: слишком сильными оказались русская и тувинская культуры, чтобы соперничать и подавлять друг друга. Каждый народ, живущий на этой энергетически сильной территории, мыслит по-своему. Но идет одним путем развития.
Сегодня на поддержание национальных традиций и промыслов направлены все силы республиканского правительства. В школах преподавание тувинского языка идет по общеобразовательному стандарту: в начальной школе уроки ведут на родном языке, а в средней и старшей – на русском. Активно функционируют курсы тувинского языка. Говорят, они пользуются большим спросом. В городах люди начали забывать родную речь. Тувиноязычное население сосредоточено в основном в селениях.
В межнациональной семье Ирины Чебенюк и Аяса Ангырбана по-тувински говорит именно Ирина. Женщина родилась в отдаленном от центра городе Ак-Довурак и с детства выучила язык этой местности. Аяс – житель столичного Кызыла. Мама его – работница университетской библиотеки, и общение в семье шло на русском. Теперь Ирина подтрунивает над супругом, шутит, что она большая тувинка, чем парень с национальным именем.
Кстати, европейские имена здесь очень распространены. В советские времена родители специально называли своих дочерей и сыновей Ольгами, Натальями и Василиями. Ольга Монгуш считает, связано это с новыми надеждами, которые тувинцы возлагали на советский строй. Детям давали непривычные имена, надеясь на их счастливую жизнь.
Новые тувинские фермеры
В городке Ак-Довурак, в котором родилась Ирина Чебенюк, в советские времена работал большой комбинат «Туваасбест». Раньше он давал стране 25 процентов от всего объема асбеста. В 1990-е годы предприятие прекратило свое существование. Встал и другой гигант, работавший на территории Тувы, «Тувакобальт». В новых экономических условиях выстояли единицы производств золотодобывающей и угольной промышленности. Сейчас Тува – сельскохозяйственный регион. Постепенно этот азиатский народ возвращается к своему традиционному занятию – животноводству. Сегодня Тува – лидер по поголовью овец и коз, верблюдов и яков в Сибирском федеральном округе. На 1 января 2014 года здесь насчитывается более 2 млн голов мелкого и крупного рогатого скота. Но пастбищ здесь столько, что стадо можно было бы удвоить, а то и утроить. Свободные территории в Туве просто необозримые.
А полтора года назад в республике стартовал проект, позвавший в село городскую молодежь. Губернаторский проект «Одно село – один продукт» поставил задачу: в каждом сельском поселении создать производство, которое стало бы брендом этого места. На сходах граждан сельчане сами решали, какое направление выбрать, какой товар они могут производить. В результате только в прошлом году запущено 177 проектов. Одни поселения выпускают молочные продукты, другие шьют одеяла из верблюжьей шерсти, третьи занимаются национальными промыслами.
– Сегодня наша задача – углублять кооперацию производителей, – говорит заместитель председателя правительства Тувы Сергей Огнев. – В своем сумоне (по-тувински – селе. – Ред.) сложно заниматься и выпуском, и упаковкой. Только путем кооперации мы сможем продвигать свою продукцию через сетевые компании на рынки Российской Федерации и активно работать на экспорт.
Заместитель председателя правительства Тувы уверяет: «Нигде больше не встретите такой вкусной и ценной продукции, как в нашем регионе». И действительно, тувинцам есть чем угостить гостей. Основу национальной кухни здесь составляет молоко. Этот продукт древние называли пищей богов. Именно из молока готовятся различные чаи, сыры и даже спиртные напитки. Впрочем, последних нам попробовать так и не удалось – на территории республики идет активная борьба с «зеленым змием». После семи часов вечера спиртное убирается с полок магазинов.
В правительстве Тувы с удовлетворением отмечают: с запуском программы «Один продукт – одно село» желающих употреблять спиртное стало меньше. Новоявленным фермерам просто некогда прикладываться к бутылке.
– Если человек работает в животноводстве, каждый день должен находиться около своего скота, – поясняет Сергей Огнев. – Потому что на тебя смотрит волк. Как только зашел в юрту попить чай, волк уже около твоего табуна. Чем больше жителей будет занято таким трудом, тем меньше тяга к спиртному. С увеличением стоянок эта тема идет на убыль. Скоро вообще не увидите пьяных тувинцев.
Из городов молодежь постепенно возвращается в село. Даже имеющие по два высших образования предпочитают становиться фермерами, чем скитаться в поисках работы по Кызылу. Некоторые ради своего дела бросают хорошую работу, обжитые квартиры. В одном из новоявленных фермерских хозяйств хозяин раньше работал в местном министерстве энергетики, хозяйка – в банке. Сейчас доят коз. И для Тувы это не нонсенс. Уже 15 молодых семей из столицы перебралось в глубинку – поднимать собственное производство.
Целебные воды и золото скифов
По данным Тывастата, за счет проекта «Одно село – один продукт» создано более 600 новых рабочих мест. Больше всего в сельском хозяйстве, промышленности и сфере культуры и туризма. Последнее направление развития территории в Туве считают не менее перспективным, чем переработку молока.
Тува – благодатный край для туристов. Не так давно здесь запустили проект «9 драгоценностей Тувы» и путем голосования из сотни достопримечательностей этой азиатской территории выбрали девять самых-самых. Снежный барс, который на территории России встречается только в горах Тувы, «Писаная скала» Бижиктиг-Хая с каменными изваяниями Чингисхана и царевны Сай-Суу, Чараш-Даш – речка, рождающая фигурки, озера Азас и Сут-Холь, гора Хайыркан, аржаан Ажыг-Суг, буддийский храм «Устуу-Хурээ» и ниша Сумэ. Но это лишь маленькая толика мест, которые привлекают туристов. Тува – край экстремального туризма, грязевых курортов и минеральных источников – аржаанов.
А также родина скифского золота. История этой находки с начала века будоражит умы людей всего мира. В начале 2000-х на территории Тувы в кургане Аржаан-2 нашли сенсационное скифское захоронение. Ту находку царя и царицы сравнивали по значению с обнаружением гробницы фараона Тутанхамона. В кургане обнаружили более пяти тысяч золотых предметов общим весом 23 кг. Все это золото царь носил на себе ежедневно. Его одежда от плаща до штанов была вышита золотыми фигурками животных из породы кошачьих (всего их насчитывалось 2,2 тысячи), на шее правитель скифов носил полуторакилограммовую золотую гривну, которую надели ему еще в детстве (с возрастом голова царя выросла, и он не мог ее снимать).
Все это богатство долго странствовало по России и Германии. В научном мире шли споры, следует ли отдавать находки Туве. Ведь здесь, в глубинке, их увидит меньше людей, чем в центре страны. Тем не менее, когда в национальном музее Республики Тыва была обустроена бронированная комната, драгоценности привезли на их родину. И теперь уникальные скифские украшения можно увидеть только здесь – пройдя специальный контроль и сдав все вещи в камеру хранения.