Следи за собой, будь примером, чтобы уберечь ребенка от дорожных происшествий

Следи за собой, будь примером, чтобы уберечь ребенка от дорожных происшествий

Красноярский край лидирует в Сибири по количеству погибших и пострадавших детей на дороге. В ряде случаев причиной трагедии является невнимательность или роковое стечение обстоятельств. Но чаще всего это пробелы в воспитании. Ребенка просто не научили элементарным правилам, как вести себя на дороге.

Печальное лидерство

По данным краевого управления ГИБДД, в прошлом году в Красноярском крае погибло 19 детей, травмы получили 516 несовершеннолетних. Каждое восьмое ДТП в крае происходит с участием детей. При этом регион является печальным лидером не только в Сибири, но и в России. В стране наш край занимает девятое место по количеству аварий с участием детей до 16 лет, а по числу погибших – шестое место.

Также стремительно растет количество происшествий с детьми-пассажирами.

 В прошлом году зарегистрировано 200 подобных ДТП, в них погибло 12 детей, 215 – травмировано. Полицейские фиксируют значительный рост таких аварий в Красноярске, Железногорске, Лесосибирске, Минусинске, Бородино, Емельяновском, Уярском, Шушенском, Казачинском, Абанском, Ужурском и Ирбейском районах.

За первые два месяца 2017 года в крае зарегистрировано 47 ДТП с детьми. Семь детей погибли, и 46 получили травмы.

Учат в школе

После каждого дорожного происшествия с ребенком инспекторы выясняют причины случившегося. Причем «копают» не только на месте самой аварии. Проверяются школа, окружение подростка, как с ним работали педагоги, что ему объясняли родители.

Что касается школ, то, на первый взгляд, там уделяется внимание профилактической работе по безопасному поведению на дороге. Есть стенды с информацией о правилах движения, проводятся инструктажи по ОБЖ. Правда, по словам полицейских, не во всех учебных заведениях методические разработки по основам безопасности отвечают требованиям педагогической науки. Бывает, что не учитываются психологические аспекты воздействия на ребенка, изменения в правилах. Не везде эта тема обсуждается на родительских собраниях.

В ГИБДД отмечают, что до сих пор не разработаны критерии оценки эффективности обучения, полученных знаний и навыков. Подросток с определенного момента является не только пешеходом, но и «водителем» самоката, велосипеда, скутера… И даже во дворе ему приходится быть полноправным участником движения – здесь тоже ездят машины.

– Основной акцент делается не столько на опасное (безопасное) поведение детей на улицах, сколько на увеличение объема знаний с излишней детализацией, например, обустройства дорог, устройства автомобиля, велосипеда, типов железных дорог, перечня имеющихся дорожных знаков для водителя. Такие сведения остаются мертвым грузом в сознании ребенка, несмотря на желание педагогов заставить детей механически запомнить непонятную им информацию, – говорит исполняющий обязанности начальника УГИБДД ГУ МВД по Красноярскому краю Алексей Членов. Нужно отметить, что детям дают и полезные знания о том, как вести себя при землетрясении, наводнении или урагане. Но самой близкой и реальной опасности – дороге – уделяется не такое пристальное внимание.

В детских садиках ситуация похожая. По информации ГИБДД, воспитатели могут использовать давно устаревшую литературу, игры, загадки и стихи. К примеру, в некоторых задачках по ПДД встречаются неиспользуемые термины – «мостовая», «постовой»… Некоторые воспитатели, по наблюдениям инспекторов, сами придумывают несуществующие знаки с собственными названиями. Возможно, так понятнее, но «запутывать» ребенка с раннего детства – не лучший вариант.

Конечно, детские сады и школы обязаны вести профилактическую работу. Но бόльшая ответственность лежит на родителях, которые должны учить своих детей правильному поведению на дороге. Ведь для маленького ребенка папа и мама являются примером, которому нужно подражать. Именно они должны воспитывать потребность быть дисциплинированным и внимательным, осторожным и осмотрительным. Психологами доказано: основные детские инстинкты, манера поведения вырабатываются в раннем возрасте.

Ольга БОРХОВА, психолог

Родительское воспитание поведения на дороге изначально основано на неверных принципах. Да и воспитания как такового нет. Я говорю не про устаревшую методологию, а про навыки. Детям рассказывают про красный, зеленый сигналы светофора, зебру, внимательность на дороге… Однако дети не понимают, что наезд автомобиля на человека – это серьезная травма, смерть. Для них это равнозначно правилу «мойте руки перед едой» – мало кто из школьников без присмотра взрослых будет его выполнять. А все потому, что недостаточно глубоко объяснили последствия. Да, показали красочный мультик, где человечек идет на зеленый и улыбается, а кто пошел на красный, грустит. Но в жизни все не так. Иногда и при переходе на зеленый люди гибнут.

Я не призываю показывать детям последствия ДТП в красках и подробностях. Нужно просто быть строже. Когда вы дома объясняете малышу, что нельзя трогать кипящий чайник или совать пальцы в розетку, вы же не сюсюкаете и не показываете мультики. Родитель может даже голос повысить, но ребенок запомнит это правило на всю жизнь.

И еще одна проблема – размытость преподносимых формулировок и формальный подход. Ребенок не понимает, что такое «убедиться, что машина тебя пропускает», но при этом вполне буквально уясняет «посмотрите налево, направо». Я уверяю, ребенок не сможет адекватно оценить скорость авто.

Строгость, четкость формулировок и собственный пример. Если вы будете рассказывать, как надо, но при этом нарушать – перебегать дорогу на красный или прямо перед машиной, – ваш ребенок будет делать так же.

Полезные советы

— Если нет светоотражающих полос на одежде и вы идете по темной обочине (будь то загородная трасса или городской двор), просто включите фонарик на телефоне или хотя бы разблокируйте экран (чтобы светился).

— Водители быстрее заметят пешехода на неосвещенном пешеходном переходе, если в момент передвижения по дороге у него на телефоне будет работать программа для фонарика, имитирующего красно-синий проблесковый полицейский маячок.

— Во время выхода на обочину при низком солнце, когда оно еще только восходит или, наоборот, садится (но еще не зашло за горизонт), нужно помнить, что водитель замечает пешехода буквально в последний момент. Так что не стоит делать резких движений или бежать на переход.

— Обычно для определения безопасной дистанции до впереди едущего автомобиля используют не меры длины, а времени. Безопасным считается расстояние, которое машина преодолевает за три секунды. За это время водитель может адекватно среагировать на опасность или пешехода, обработать информацию и остановиться. Помните, на скорости около 30 километров в час авто проедет шесть метров, прежде чем водитель нажмет на педаль тормоза, и еще шесть – до полной остановки. На 80 километрах в час он будет «думать» 15 метров, и еще около сорока метров автомобиль будет останавливаться. Учтите, что речь идет об экстренном торможении – педаль в пол.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что