Свет мой, зеркальце, скажи «Что такое жизнь сегодня? Родился, в Интернете посидел и умер»...

Свет мой, зеркальце, скажи «Что такое жизнь сегодня? Родился, в Интернете посидел и умер»...

Множество ученых, которые своей работой приблизили появление современного информационного общества, были идеалистами. Они верили, что их работа приблизит торжество разума. Сделает передовые знания и достижения цивилизации доступными даже в самых глухих уголках планеты. Едва ли и в мыслях у них было то, что другой стороной медали станут чудовищные телешоу, интернет-преступность и прочие неприятные вещи.

Ну а нам с этим жить. И в соответствии с новыми условиями вырабатывать новые пласты бытовой культуры. Культуру потребления информации, ее фильтрации, культуру существования в мире, ставшем почти прозрачным.

Не добежали, голубчики

Телевидение в его традиционном виде, конечно же, умирает. Его изменяют, поглощают и переваривают интерактивные медиа. Телевидение скоро вообще перестанут смотреть по телевизору. На то есть ноутбуки, планшетные компьютеры и вовсе карманных размеров смартфоны. Технически – разницы никакой. Но только технически.

Раньше телевизор смотрели совсем иначе – комментировали, когда хотелось (говорящий с эфиром персонаж шоу «Наша Раша» списан с натуры, это точно), могли в экран даже плеваться и кидаться предметами. Словно они долетят до тех, кого показывают.

А уж на заре превращения граждан из читателей в зрителя, когда «ящик» был предметом повышенной роскоши, его могли воспринимать с налетом мистицизма и суеверий. Как нечто среднее между «свет мой, зеркальце, скажи» и машиной времени. Тем более экран был действительно размером с зеркальце, а в колбу нужно было доливать глицерин.

У Игоря Губермана описывается чудесная история. В начале пятидесятых годов у его знакомых был первый телевизор, и все соседи просились посмотреть. А в одной из квартир жила совсем немощная старушка, лет девяноста. Ее водили под руки, потому что она не могла самостоятельно передвигаться. По телевизору в тот вечер показывали фильм «Ленин в Октябре». И во время сцены, где матросы бегут на штурм Зимнего, дряхлая старушка вскочила, стремглав бросилась к телевизору и с криком: «Ага, не добежали, голубчики!» его выключила.

От общего к частному

за просмотром телевизора.jpgВообще, коллективный соседский просмотр телевизора перестал быть такой уж редкостью, наверное, только последнее десятилетие.

Помнится, на разного рода турбазах летом у счастливых обладателей походного телика в назначенное время собирались поклонники какой-нибудь «Санта-Барбары». Не отказывали никому: любимый сериал – это святое. Ну а тем, кому не посчастливилось попасть на сеанс, пропущенную серию в красках пересказывали. Между прочим, механизм передачи информации древнейший – таким образом, из уст в уста, и рождался любой фольклор.

Просмотр телевизора всегда был делом общественным. Вечерами у него собирались семьями и смотрели, что показывали. И всем живо интересовались – спорили, ругались даже. И всему верили. Это опять же в последнее десятилетие перестали, спасибо уж совсем забубенным передачам про зеленых человечков, вера исчезла. А даже в 90-е сохранялась четкая установка: «Если по ТВ показали, значит, это как минимум одобрено высшим руководством страны, а то и правда».

Дальше процесс этот становился все более индивидуальным. С одной стороны, снижались цены (спасибо китайским производителям), с другой – росло благосостояние. «Ящик» можно было держать теперь хоть в каждой комнате. Исчезло и представление, что с техники надо сдувать пылинки, давать ей отдыхать, подолгу не использовать. Многие приобрели вкус к круглосуточной «фоновой» работе телика. И к не целенаправленному просмотру чего-то, а просто к перещелкиванию каналов. В СССР их было два. Ну, в Прибалтике можно было «ловить» шведов и финнов, в Белоруссии – поляков, а в Азербайджане – турок. Теперь же их число значительно превышает количество кнопок на пульте дистанционного управления.

Нефизический наркотик

…А потом пришел Интернет. Если телевизор считался таким легким развлекаловом, то на виртуальную реальность тут же повесили много собак. Ну, если уж честно, за дело повесили.

Злобный интернет-зависимый человек – это не добродушный полусонный овощ с пивом и чипсами у телевизора.

Экран (любой) затягивает. К его присутствию привыкаешь. Не ты в него вглядываешься. А он вглядывается в тебя.

Вроде как теперь считается, что Интернет – это кладезь, а телевизор – вроде как зомбоящик и вообще для быдла.

Телевизор я практически не смотрю, но уверен четко – компьютер может стать не меньшим зомбоящиком. Все зависит от сидящего по эту сторону экрана.

Основная проблема Интернета сегодня в том, что в ряды прочно прописавшихся там взрослых шизофреников включаются совсем юные пользователи. И они, почти не видя другого, считают такое поведение нормальным.

Свои 15 минут славы в виде блогов заполучили те, кто раньше брал штурмом редакции ближайших газет на предмет публикации теорий заговора собственного сочинения и прочего подобного. Их, как могли, отваживали. А теперь отваживать некому, они сами себе и редактор, и издатель.

Почту за честь окончить первую часть этой «Анатомии быта» цитатой французского режиссера Леоса Каракса. По-моему, совершенно гениально сформулировано: «Пространство опыта сужается, выхолащивается. Что такое жизнь сегодня? Родился, в Интернете посидел и умер».

Думаю, в промежутке стоит еще чем-нибудь заняться.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
26 апреля 2024
Доброе дело
Капризная сибирская погода с неожиданным апрельским снегопадом не помешала нефтяникам «РН-Ванкор» провести в минувшие выходные субботник в детском реабилитационном центре
Без рубрики
26 апреля 2024
С заботой о людях Севера
«РН-Ванкор» стал главным партнером Дня оленевода на Таймыре – на территории, где компания «Роснефть» сегодня воплощает в жизнь свой флагманский
Без рубрики
26 апреля 2024
Счетная палата края: на селе необходимо сохранять профессиональное образование
Дефицит педагогов, старое оборудование и уменьшение количества осваиваемых профессий. Это лишь часть выводов, к которым пришли аудиторы Счетной палаты Красноярского