В эпоху жесточайшей рыночной конкуренции война за потребителя приобретает все новые изощренные формы. Услуги и товары все чаще не предлагают, а навязывают. Особым образом подготовленные продавцы умело ломают сопротивление покупателей, впаривая нам чайники по цене автомобиля и заставляя в придачу к кредитному договору подписывать договор страхования жизни. Хорошо, хоть не кровью.
Гоп-стоп-банк
Если вам в довесок к одному товару предлагают приобрести другой – это незаконно. Если по собственной инициативе, без вашего ведома продавец оказал вам какую-то услугу, а потом потребовал ее оплаты – это тоже незаконно. Российский закон «О защите прав потребителей» называет такие действия продавца «ущемляющими права потребителя» и признает договор, заключенный с такими условиями, недействительным.
– Услугами «в нагрузку» особенно болеет наша банковская система, – говорит сопредседатель Союза потребителей Российской Федерации по Сибирскому федеральному округу Михаил Шевцов. – Они навязывают гражданам договоры страхования жизни и здоровья, заставляют платить комиссию за свои услуги. А требование оплачивать оформление квитанции?.. Подчас стоимость этой услуги превышает размер самого платежа.
Самая распространенная банковская афера – «незаметное» оформление страховки одновременно с выдачей кредита. Михаил Шевцов приводит случай из практики.
Житель Красноярского края оформил в банке краевого центра кредит на 100 тысяч рублей. Многостраничный договор, как это принято у россиян, в банке прочесть поленился. А вот дома, на досуге, пролистал. И обнаружил любопытную вещь: оказывается, кредит ему выдали не на 100, а на 176 тысяч рублей. Банковская благотворительность? Ничуть. 76 тысяч стоила услуга по страхованию жизни и здоровья, о предоставлении которой заемщик не то что не просил, но даже не был уведомлен заблаговременно.
Эта история, как и большинство ей подобных, закончилась хорошо: суд признал факт навязывания услуги и компенсировал заемщику материальные потери.
– Шансы выиграть дело по так называемым навязываемым услугам практически 100 %-ные, – утверждает Михаил Шевцов.
Еще один способ банка заставить человека пользоваться своими услугами – одновременно с выдачей потребительского кредита «подписать» клиента на пластиковую карту. Потом в почтовых ящиках заемщиков появляются «письма счастья» с этими картами и призывами немедленно воспользоваться халявными якобы деньгами. И люди пользуются. Не подозревая, что за кредит 40 тысяч рублей они будут расплачиваться почти десять лет, а вернуть банку придется более 160 тысяч.
Несмотря на кажущуюся несоразмерность весовых категорий банк – клиент, обезопаситься от финансовых мошенничеств довольно просто – нужно читать договор. Причем по законам здравого смысла этот документ не должен представлять собой многостраничный фолиант. Наименования сторон, размер кредита, долга, процентов, срок кредита, размер неустойки, график платежей и подписи – все эти сведения умещаются на двух печатных страницах.
– Если вам предлагают подписать 15–20 листов набранного мелким шрифтом договора, есть повод насторожиться, – предостерегает Михаил Шевцов.
Гарантийный обман
Чем дороже вещь, тем дольше у нее срок службы, тем длительнее срок заводской гарантии. Долгосрочная гарантия производителя становится едва ли не определяющим фактором при покупке автомобилей и сложной бытовой техники. А еще – плодотворной почвой для взращивания множества навязываемых услуг. Так, установить дополнительное оборудование на машину вам настойчиво порекомендуют только в том автосалоне, где вы приобрели четырехколесного друга, а с магазином, торгующим бытовой техникой, нужно обязательно заключить договор на установку приборов исключительно их специалистами. Иначе пообещают лишить гарантии.
Та же ситуация и с установкой бытовой техники.
– Покупатель вправе сам выбирать, кто ему будет подключать стиральную машину или электроплиту, – утверждает Михаил Шевцов. – Гарантийный случай наступает при наличии производственного дефекта. Если у стиралки не работает двигатель, то какая разница, кто ее устанавливал? Но, конечно, причину неисправности может определить только экспертиза. Которую, к слову, лучше проводить за свой счет, иначе есть риск получить недостоверный результат.
Кирбинетика
«И зачем я это купил?» – задумчиво чешут в затылке «счастливые» обладатели пылесосов Kirby, аппаратов «Мобильный спасатель», наборов посуды с «платиновым» напылением и чудо-кремов от тараканов и прыщей в одном флаконе.
Путешествия продавцов по квартирам с целью избавиться от товара в обмен на деньги в маркетинге называют прямыми продажами, по сути же это «прямое навязывание».
– Такие продавцы используют в своей работе различные методы НЛП, психологические методы воздействия. Они проходят специальную подготовку, – говорит ведущий специалист семейного психологического центра SELF Людмила Францкевич. – С «подъездными» менеджерами нужно вести себя так же, как с цыганами на вокзале: категорично отвергать все попытки общения.
– У продавцов, пришедших к вам домой, категорически нельзя ничего покупать, пользуясь банковским кредитом, – предостерегает Михаил Шевцов. – Договор купли-продажи и кредитный договор – это две самостоятельные сделки. Если вам и удастся расторгнуть договор купли-продажи, то банковскую сделку аннулировать практически невозможно. Что получается в итоге? Вы остаетесь без товара, но продолжаете платить по кредиту…
Цыганщина как метод торговли
Лет 20 назад российское общество ждало рыночной конкуренции как манны небесной. Нам говорили: только конкуренция наведет порядок, заставит предпринимателей продавать качественные товары по низким ценам. Свершилось. Сегодня большинство рыночных секторов в России эксперты называют высококонкурентными. Но с каждым годом конкуренция приобретает все более изощренные способы. И вот уже покупатель – это не царь и бог, соизволивший отдать свои деньги за товар, а всего лишь «кошелек с ножками», из которого нужно любыми способами достать звонкие монеты. Современные методы торговли все чаще напоминают цыганщину – когда потребитель платит продавцу не потому, что он выбрал его товар, а потому, что тот «выцыганил» деньги.
Расторопные предприниматели умеют «правильно» трактовать закон. Так, необходимость платить за оформление платежной квитанции в банке обосновывается банкирами просто: согласно Налоговому кодексу они не обязаны заполнять квитанции и не должны делать это бесплатно, но вправе брать комиссию за перечисление средств.
ВАЖНО ЗНАТЬ
С жалобами на действия продавцов можно обратиться в Союз потребителей РФ по Сибирскому федеральному округу.
Адрес: г. Красноярск, ул. 9 Января, 26а.
Тел. (391) 227-68-69.
Личный прием граждан проводится ежедневно в рабочие дни с 15.00 до 18.00.