Время менять имена? Как в Красноярске появляются новые названия

Время менять имена? Как в Красноярске появляются новые названия

Улица для нас – это не просто набор букв на карте города. Это важный ориентир, который со временем становится не только общегородским, но и глубоко личным. Поэтому мы так остро реагируем на попытки переименовать родную улицу или назвать ее каким-то не вполне благозвучным, на наш взгляд, именем.

«Заповедник коммунизма»?

– В Красноярске, как известно, семь районов, из них пять носят советские названия: Свердловский, Кировский, Ленинский, Советский и Октябрьский. Мы ходим по улицам, названным в честь цареубийц и просто убийц, радикалов и проходимцев, и не видим в этом вообще никакой проблемы! – пишет один из общественных активистов Вадим Востров в своем блоге.

– Если название ничего не значит, может, тогда улицу именем Яроша назовем? – спрашивает он, и сам же отвечает, что пример хоть и провокационен, но иногда именно провокации помогают выйти из состояния пофигизма. Мол, пока не уйдут последние советские названия, не уйдет из жизни и «совок».

Такие призывы вычеркнуть из городского именника все советское плохое и воскресить дореволюционное хорошее раздаются каждые два-три года. Но мало кто знает, что Красноярск – единственный из городов Сибири, который в лихие 90-е не бросился в пучину переименований. Наши соседи из Омска и Томска поражаются, услышав об улице Диктатуры Пролетариата или Парижской Коммуны. И называют нас мудрыми: в повальных переименованиях нет не то чтобы толка – нет здравого смысла.

– В 90-е я написала статью «Ул. им. Переименования Всех Улиц», – вспоминает Татьяна Шмелева, доктор филологических наук, член тогдашней топонимической комиссии, заложившей принципы языковой политики в нашем городе. – В то время большинству было понятно: если начнем переименовывать, то придется на самом деле и такую улицу делать. Справедливости ради нужно сказать, что в Красноярске достаточно быстро волна интереса к переименованиям схлынула – горожане оказались практичными, не захотели тратить деньги на это. «Заповедник коммунизма», – писали тогда о Красноярске. Говорили, что мы хотим жить в прошлом веке. А мы не хотим жить в прошлом веке – хотим жить со всеми веками, которые наш город в себе несет.

Да и что «воскрешать»? Дореволюционные улицы не имели «романтического оттенка», функция названий была сугубо утилитарной – ориентирующей в городе. Сейчас они «не топонимичны», считают лингвисты, да и вряд ли кто-то из горожан захочет гулять по Плац-Парадной площади вместо нынешней Красной или по Конному острову вместо острова Отдыха. Затюремная, Большекачинская, Кирпичная – о таких ли названиях мы мечтаем?

И это не говоря о том, что «все зачеркнуть и написать заново» – самый что ни на есть советский принцип именования. В далеком 1921 году все улицы Красноярска фактически одномоментно поменяли свои имена, хотя объективно никаких причин, кроме идеологической, для этого не было. Интересно, что на память о дореволюционном городе нам остались всего две улицы, которые власть тогда пощадила, – Гоголя и Пушкина.

Кто придумывает наименования?

Улицы в городе появляются не сами собой и не по велению какого-то одного человека. Процесс именования очень важен, потому что улицы, переулки, скверы определяют то самое неповторимое лицо города, которое отличает его от других. Поэтому решение о новых названиях принимается коллегиально – комиссией по наименованиям и переименованиям, или по-другому – топонимической. На сегодня в составе комиссии 19 человек, среди них почетные граждане, ветераны, филологи, краеведы. Это старейшая общественная комиссия при администрации города, под другим названием она существовала с 1921 года. В 1999 году было утверждено положение о наименованиях и переименованиях, в котором заложены базовые принципы присвоения имен улицам, переулкам, скверам, площадям, остановкам общественного транспорта.

– Мы учитываем мнение граждан, идем им навстречу, – объясняет Николай Юдин, заместитель руководителя департамента социальной политики администрации Красноярска, заместитель председателя топонимической комиссии. – Но и соотносим предлагаемые названия с требованиями, заложенными в положении.

Этот документ, разработанный депутатом, заместителем председателя Законодательного собрания Алексеем Клешко и кандидатом филологических наук, доцентом Лилией Подберезкиной в конце 90-х, до сих пор остается одним из лучших в России. Он подробно описывает, каким должно быть «городское имя». Манифестирует полный отказ от пропаганды любой (!) идеологии через название, предписывает выбирать понятные имена, которые не дублируют уже существующие улицы. При этом название должно состоять не более чем из двух слов (проспектов имени Газеты «Красноярский рабочий» или новых 26 Бакинских Комиссаров в городе уже не появится), склоняться в соответствии с нормами русского языка, не включать в себя труднопроизносимые иноязычные фамилии и термины. В том же положении мы находим важную для нас строку: «В целях сохранения стабильности языкового быта города не допускаются переименования центральных внутригородских линейных объектов», то есть улиц. Так Красноярск сохраняет свое лицо и свою историю.

Улица имени меня, любимого

Все рекомендации, закрепленные в положении, были выработаны после многолетних научных изысканий в рамках лингвистического семинара «Язык города», основанного Татьяной Шмелевой и долгие годы возглавляемого Лилией Подберезкиной. В рамках образовательной программы «Лингвистическое градоведение» учеными исследуются не только теоретические основания присвоения имен, но и реакция горожан на них. Опросы показали, что красноярцы хотят видеть не только понятные, удобные и «красивые» названия, но и так называемые «меморативы»: улицы в честь кого-либо. И, конечно же, людям хочется, чтобы таким образом была увековечена память наших земляков. Однако запечатлеть в языке города «героев наших дней» не удастся.

– Такое наименование возможно только после смерти человека, признанного современниками и достойного увековечения, – объясняет Лилия Подберезкина. – При этом необходим период рефлексии – проверки временем, чтобы избежать скоропалительных решений, ведущих в дальнейшем к переименованию. Требуется не менее десяти лет, чтобы убедиться: человек живет в памяти горожан. Так случилось, например, с именем Ивана Ярыгина. В 2011 году на карте города появилась Ярыгинская набережная.

Так что призывы незнающих людей увековечить в языке города Путина или Хлопонина для специалистов, знакомых с красноярским положением о наименованиях и переименованиях, звучат, мягко говоря, странновато.

Хотя присвоение памятных имен идет постоянно: в банке наименований, который используется при выборе нового названия, достаточно достойных людей, сделавших многое для города и края. Так, в этом году в преддверии празднования 70-летия Великой Победы в городе появилась улица Защитников Ленинграда в Октябрьском районе. Будет увековечена память Героев Советского Союза и Героя Социалистического Труда, о которых, к сожалению, молодое поколение не знает ничего. В Солнечном появится улица Гриболевская – в честь Петра Филипповича Гриболева, в Центральном районе – улица Афанасия Тавакова, в Октябрьском – Алексея Асеева и Сергея Куликова.

Так почему же нет смысла менять, например, революционные названия на современные?

Ответ кроется в лингвистической природе названия улицы: со временем само значение фамилии человека, давшего улице имя, стирается. Для живущих на улице Маркса становится важно не то, что этот человек написал «Капитал», а то, что у них рядом с домом булочная, а за углом – прачечная. Имя становится ярлыком, который обозначает конкретную улицу в конкретном городе – не более того. Историческая личность никогда не будет равна названию улицы. Кроме того, город сам регулирует свой именник: так, на улице Парижской Коммуны со временем появились свидетельства парижского шика. Крохотные магазинчики «Гаврош» и «Стрижки Парижа», кофейня Bon cafe… Так из значения пропала коммуна и остался один Париж.

Анна ТРАПЕЗНИКОВА,

кандидат филологических наук,

член топонимической комиссии

Новинки на карте

За последние пять лет в Красноярске появилось больше 50 новых улиц. Среди них Ремесленная, Дальняя, Круговая, Черничная, Лодочная, Капитанская, Парусная, Живописная, Дивная, Есаульская, Стрелецкая, Походная, Дозорная, Виражная, Холмистая, Возвышенная, Зарничная, бульвар Маяковского. Скверы: Праздничный, Юнга, Корнетовский, Трех Святителей.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
25 апреля 2024
Учись у учёного
«Весенняя школа учителей химии» — совместный проект фонда «Вольное Дело» и Московского государственного университета. Ведущие химики России делятся с коллегами
Без рубрики
25 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: истории одной фотографии
В маленькой деревенской школе – настоящее событие. Из города приезжает фотограф, и не просто так. Он будет снимать самых обычных
Без рубрики
25 апреля 2024
Как пережить весну аллергику?
Апрель – это время таяния снега и появления первой зелени. Все чаще выглядывает солнце, и настроение вроде бы улучшается. Но